Старикова Екатерина Алексеевна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска
Средняя образовательная школа № 18
Описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности
Необходимо указать различия проектной и исследовательской деятельностей.
Различия проекта и исследования
Направления | Проект | Исследование |
Это | - специально организованный и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования и его представления в рамках устной или письменной презентации. | - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. |
Результат | Создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. | - это процесс поиска неизвестного, новых знаний. |
Цель | Реализация проектного замысла, | Уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. |
Наличие гипотезы | Могут быть и без исследования (социальные, информационные, творческие) | Есть гипотезы, теории, требующие экспериментальной и теоретической проверки |
Соотношение проектирования и исследования следующее:
Проектирование | Исследование |
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния | 1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта |
2. Решение практической проблемы | 2. Создание нового интеллектуального продукта |
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды | 3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания |
Разграничив особенности проектной и исследовательской деятельностей мы выделили главные направления работы по проекту и исследованию.
Особенности работы над проектной деятельностью
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта начинается со 2 класса и не обязательно для каждого обучающегося. Необходимо учитывать желание ребенка заниматься проектной деятельностью. Знакомство с проектной деятельностью осуществляется на междисциплинарном курсе «Основы проектной деятельности», посещение которого обязательно для каждого ученика.
В соответствии с целями подготовки проекта разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности:
Выбор темы и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения – на заседании классного коллектива; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта).
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчѐты о проведѐнных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объѐмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Критерии оценивания проектной работы
Ниже приводится содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Таблица 1
Оценочный лист итогового проекта
Критерий сформированности УУД | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый («3»= 4 балла) | Повышенный («4»=7-9 баллов; «5» = 10—12 баллов) | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникативные действия | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Таблица 2
Оценочный лист
№ | Параметры оценивания | Самооценка | Оценка одноклассников | Оценка учителя |
1 | Актуальность выбранной темы | |||
2 | Глубина раскрытия темы | |||
3 | Практическая ценность проекта | |||
4 | Логика изложения | |||
5 | Соответствие плану | |||
6 | Обоснованность выводов | |||
7 | Аккуратность и дизайн оформления | |||
8 | Использование собственных (авторских) материалов | |||
9 | Источники и полнота их использования | |||
10 | Грамотное построение доклада | |||
11 | Умение отвечать на вопросы | |||
12 | Умение защищать свою точку зрения |
Защита проекта осуществляется в 2 полугодии учебного года на заседании специально организованной комиссии учителей начальных классов.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.