Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Межпредметная интеграция через проектную деятельность младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Межпредметная интеграция через проектную деятельность младших школьников

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познание человека и

Отечества, их красоты и величества.

В.А.Сухомлинский

В период обучения в начальной школе идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Введение интеграции предметов позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция обучения положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интереса обучения. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательные потребности новым содержанием, чтобы сформировать у ребят желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. Школьникам важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника, музыканта. Стремление к интеграции учебного материала является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса.

Всем известна истина – дети любят учиться, но часто здесь опускается слово – дети любят хорошо учиться. Младшие школьники отличаются большой эмоциональностью, любознательностью, впечатлительностью, стремлением к поиску тайн. Переживание личностью положительно-эмоционального отношения к усвояемым знаниям сказывается на дальнейшее обучение детей. В настоящее время перед российским образованием возникло много проблем: отсутствие единого культурного пространства и национально-ориентированной системы воспитания, любви к малой родине, плохое знание истории родного края. И как тут не вспомнить слова Ш. Амонашвили. «Ребенок как лес, как река, как луг, не создашь условия – не вырастет то, что нужно». А одним из мощных рычагов возникновения желания учиться и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успешность в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнакомого к знакомому, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий. Как создать такие условия, при которых овладение детьми доступным их возрасту объему представлений и понятий об окружающем мире будет успешным и полноценным. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родины – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, где человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Как наполнить новую деятельность для них, вчерашних дошкольников, нечто таким, что в будущем будет для них иметь реальную ценность. Каждый педагог ищет способы вовлечения школьников в активную деятельность. Один из них - обучение путем открытий.

Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Не только приобретение определенных знаний, но и самостоятельная работа, поисково-исследовательская деятельность под руководством учителя способствует успешности в обучении. Позволяет осуществить эффективное взаимодействие изучения теоретического материала и применения его на практике и в конечном счете способствует становлению творческой личности, повышению личной значимости и самореализации. Опыт такой работы пригодится в будущем каждому выпускнику.

Один из путей вовлечения детей в такую деятельность явилось создание проекта, где межпредметная интеграция выступает как процесс взаимодополнения различных учебных дисциплин. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время, педагог стимулирует творческую активность, формирует личностное восприятие, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Основная цель проекта – изучение родного края с одной стороны, а с другой – обучение решению задач, содержащих краеведческий материал. Именно это определяет два основных направления содержания проекта.

Традиционно сложилось так, что к решению текстовых задач младшие школьники приступают довольно рано. Математические задачи должны будить мысль, заставлять ее работать. В ходе решения задач дети учатся рассуждать, сопоставлять, удивляться. Сюжетные задачи в начальной школе близки их жизненному опыту. При обучении математики задачи имеют большое и многостороннее значение, поэтому с учетом особенностей работы в 1 классе, учитель может внести необходимую информацию в содержание условия задачи. Решая математическую задачу, школьник познает много нового, знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче. А почему бы не наполнить сюжетное содержание задачи материалами о родной крае? Эти материалы могут стать основой задачи. Почему бы не попробовать? Педагог имеет возможность формулировать задачи. Ребенок с увлечением решает задачу, когда она ему интересна, когда приобретает эмоциональную окраску. И теперь мои первоклассники решают не только задачи, что у Васи было 8 шаров, а у Лены на 2 больше. Дети решают задачи типа «У барсука рождается 6 детенышей, а у зайца-беляка на 4 больше». Такие задачи дети с большим желанием не только решают, но и составляют самостоятельно, получив определенные знания от учителя. Предлагается найти интересную информацию о растениях и животных нашей области, содержащую числовые данные из других источников, составить свою задачу. Проявить себя в роли «учителя», предложив одноклассникам составленные дома задачи. Таковая рода деятельность способствует формированию активной познавательной позиции. Любая ситуация, представленная в условие задачи, находит живой отклик в душе школьника, если он сам становится её участником.

Приведенные рассуждения позволяют сделать вывод о целесообразности создания сборника задач, где реализуются поставленные цели. Продуктом нашего проекта стал сборник задач, в содержании которых есть краеведческий материал. Иллюстративный материал и краткая информация рассчитаны так, чтобы позволить ученикам не только решать задачи, но и узнавать о жизни растений и животных родного края. В приложении есть таблицы по всем представленным разделам «Рыбы, птицы, звери, деревья, растения», в которых размещен числовой материал для самостоятельного составления и решения задач.

На уроках окружающего мира, изучая живую природу, используем материал из сборника, а на уроках математики составляем и решаем задачи. В дальнейшем, когда ученики начнут пользоваться многозначными числами, продолжим наш сборник материалами по изучению неживой природы, а именно: сравнение высоты гор родного края, длины границ области и т.д. Знакомясь с историей развития родного края, можно будет использовать данные о годах образования городов и населенных пунктов Кемеровской области, численности населения, выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства. Страниц в сборнике может быть неограниченное количество, ведь наш родной один из прекраснейших уголков России. Составление и решение задач лишь еще раз закрепит полученные знания учащихся на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребят остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания по различным предметам для формирования целостного представления окружающего мира.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области