Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»
Цели урока:
Содержательная: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-».
Деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее обобщать;
развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.
Планируемые результаты:
Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.
Универсальные учебные действия:
Личностные: - формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.
Познавательные:
-структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.
Регулятивные:
- осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные:
- организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;
- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
Развить умение формулировать определение понятий.
Обогащать словарный запас учащихся.
Совершенствовать орфографические навыки и умения.
Развивающие:
Осуществление системно - деятельностного подхода.
Развитие внимания.
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: «Открытие» нового знания и освоение способа действия при выборе гласных е - и в приставках.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
- компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска,
- учебник,
- раздаточный материал (таблица, алгоритм),
- словари русского языка (орфографический, толковый);
Используемая литература:
«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
«Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.
Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2014, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.
Межпредметные связи: литература, искусство, физкультура.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
1. Мотивационно-ориентированный Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! - Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, оценивать работу друг друга по критериям. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются | Принцип психологической комфортности. Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. |
2. Словарная работа. Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности. | - Запишите словарные слова столбиком: Диктует словарные слова: Поддаваться Репертуар Изображение Соломенный Телефон Акварель Великолепие Карикатура Интересный Проверьте диктант друг у друга, оцените. - Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока. | Записывают словарные слова столбиком. Взаимопроверка Определяют и записывают тему урока: «Приставки…» | Принцип деятельности. Познавательные: общеучебные : - самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы; логические: - анализ объектов с целью определения темы урока; Коммуникативные: -умение строить связное высказывание. |
3. Актуализация знаний. Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. | Организует повторение: Но прежде чем мы запишем тему полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке, Распределительный диктант. Распределить слова по трем столбикам: Отдать, приписать, бессердечный, записать, надломить, ,премилый, присесть, приоткрыть ,воззвание, Безрадостный, рассказ, выложить,приколотить - Правописание каких приставок мы уже изучили? - Игра « Лови ошибку» Выборочный диктант - Допишем тему урока. Как она будет звучать? (Приставки пре- и при-). - А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? | Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок. Формулируют тему и цельурока. | Познавательные: -общеучебные: - структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить высказывание -логические: -анализ объектов с целью выделения признаков; -умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез); -обобщение наблюдений; Регулятивные: -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению -целеполагание Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -умение полно и точно выражать свои мысли; -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
4. повторение нового материала. Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-. | Организует самостоятельную работу обучающихся в группах. . Поработаем в группах, разработать ОК правила и записать (в рабочей папке) Игра « Одно словечко» Игра « Допиши словечко» Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках. Час обеда (…), Топот по двору раздался. Кто-то терем (…) Да хозяев поджидал. Здравствуй, князь ты мой (…)! Что ж ты тих, как день ненастный? Только поп один Балду не любит, Никогда его не (…). (…) к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно , старче?» - Кто автор этих строчек? | Работают самостоятельно в группах по маршрутным листам Работают с информацией, представленной в форме текста. Передают знания друг другу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. Оцените работу друг друга (на полях карандашом). Составление рассказа на лингвистическую тему. | Принципы деятельности , вариативности и творчества. Познавательные: -общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; -умение применять информацию для решения практических задач. -структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: -планирование своей деятельности; -волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; -коррекция; -контроль. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе). |
5. Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | После физкультминутки настраивает на следующий этап урока. Перед следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!» Игра « Я буду внимательным» | Физкультминутка «Приставочки». (Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова) А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь: присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!» Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. | Регулятивные: -саморегуляция; Коммуникативные: - управление поведением партнёра Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе). |
6.Применения знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения. | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-. Оцените свою работу . 4) Работа в группах. 1 группа: «Лингвистическое лото» 1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,9) пр..градить, 10)пр..тормозить 2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на местележит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотелпрелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался. 3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок Вдруг о полночь конь заржал... Караульщик наш __________, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног, Хлопал с радости ушами Да _______________ногами. Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной. ________________к заставе гости; Князь Гвидон зовет их в гости, Только поп один Балду не любит, Никогда его не _______________ Пирожок лишь разломила Да кусочек ____________________. 4 группа: «Заблудившиеся слова» Задание: исправьте ошибки Оценка 5) «Напиши сказку» 8.На ветке березы пр…таился дятел. ( | Строят монологическое высказывание по теме. С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-. Работают группой (задание 4) Работают группой и индивидуально (задание5) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. | Принципы деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи Познавательные: общеучебные: - умение применять информацию для решения практических задач; - умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; - умение строить доказательства; - рефлексия способов и условий действия логические: - анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона - коррекция; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: - сотрудничество в поиске информации; - умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - самоопределение; - развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха; - развитие творческого мышления. |
7. Домашнее задание. | Даёт комментарий к выполнению задания. | Записывают домашнее задание: Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. Для всех: § 31; На выбор: 1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные. 3.Упр. в рабочей тетради | Принцип психологической комфортности. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: - прогнозирование; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самооценка на основе успешности |
8. Рефлексивно-оценочный. Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Осталось поставить оценки. Сложите оценки, полученные за урок, и поделите сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Уходя с урока, обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению. | Принцип обратной связи. Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
9