Игровые задания на уроках русского языка.
Синтаксис и пунктуация.
Предложения – близнецы.
Объясните различие в содержании и построении предложений – близнецов.
Дома улицы залиты светом.
Дома, улицы залиты светом.
Он подошёл молча, положил книгу.
Он подошёл, молча положил книгу.
Пыль покрыла всё окно, дверь, стены.
Пыль покрыла всё: окно, дверь, стены.
Что он сделал?
Что, он сделал?
У нас один путь к победе.
У нас один путь – к победе.
Теперь таких смелых немало.
Теперь таких, смелых, немало.
По два значения.
Каждое сказанное предложение имеет свой смысл. Но бывают высказывания, которые можно понять двояко. Подумайте, какие значения у следующих предложений.
Мой товарищ встречал брата с сестрой.
Я встречаю его чаще вас.
Вам нельзя говорить этого.
Я люблю сестру больше брата.
Кто велит вам верить?
Подлежащее или дополнение?
Определите смысл данных предложений. Укажите, где в них подлежащее, а где – дополнение.
Мать любит дочь.
Весло задело платье.
Алмаз режет стекло.
Пунктуационные шутки.
В рассказе А.П.Чехова «Жалобная книга» есть слова, принадлежащие не совсем грамотному герою: «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Можно ли так сказать?
(Деепричастные обороты «подъезжая к станции и глядя на природу в окно» указывают на действие подлежащего. Поскольку подлежащим в этом предложении является «шляпа», то она не могла подъезжать и глядеть).
***
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова говорит о герое пьесы Чацком: «Чай, пил не по летам» (действие 3). Ученик, услышав эту фразу, удивился: «Что же предосудительного в том, что Чацкий пил много чаю?» Как бы вы ответили на этот вопрос?
(В комедии «чай» - вводное, оно отделяется запятой и может быть заменено синонимами «вероятно», «по-видимому». Хлёстова хотела уверить собеседников в том, что Чацкий был пьяницей. Если же запятой не поставить, то окажется, что слово «чай» является прямым дополнением к глаголу-сказуемому «пил», и содержание реплики кажется вполне безобидным).
Сколько предложений?
Сколько предложений можно составить, если записать в разном порядке данные слова?
Я, вчера, пришёл, домой, поздно.
(Любое расположение этих слов даёт новое предложение. Их количество равно числу перестановок из пяти элементов:
1х2х3х4х5=120).
Исправь ошибки.
Какие ошибки, приводящие к искажению смысла, допущены при расстановке знаков препинания? Исправьте их.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
В нашем селе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, промчался поезд.
Сколько ответов?
Сколько ответов можно дать на каждый вопрос?
Вы пойдёте сегодня в библиотеку?
Когда вы принесёте книгу?
Зачем вам нужен этот журнал?
(Ответ на вопрос зависит от того, на какой член предложения падает логическое ударение).
Почему по-разному?
Объясните расстановку знаков препинания: почему в одном случае после слова «багаж» стоит двоеточие, а в другом – нет.
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
Выдали даме на станции четыре зелёных квитанции о том, что получен багаж: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка. (С.Маршак).