Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровые задания на уроках русского языка.

Данный материал позволит в игровой форме отработать и закрепить полученные на уроке знания по синтаксису и пунктуации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игровые задания на уроках русского языка.

Синтаксис и пунктуация.

Предложения – близнецы.

Объясните различие в содержании и построении предложений – близнецов.

Дома улицы залиты светом.

Дома, улицы залиты светом.

Он подошёл молча, положил книгу.

Он подошёл, молча положил книгу.

Пыль покрыла всё окно, дверь, стены.

Пыль покрыла всё: окно, дверь, стены.

Что он сделал?

Что, он сделал?

У нас один путь к победе.

У нас один путь – к победе.

Теперь таких смелых немало.

Теперь таких, смелых, немало.

По два значения.

Каждое сказанное предложение имеет свой смысл. Но бывают высказывания, которые можно понять двояко. Подумайте, какие значения у следующих предложений.

Мой товарищ встречал брата с сестрой.

Я встречаю его чаще вас.

Вам нельзя говорить этого.

Я люблю сестру больше брата.

Кто велит вам верить?

Подлежащее или дополнение?

Определите смысл данных предложений. Укажите, где в них подлежащее, а где – дополнение.

Мать любит дочь.

Весло задело платье.

Алмаз режет стекло.

Пунктуационные шутки.

В рассказе А.П.Чехова «Жалобная книга» есть слова, принадлежащие не совсем грамотному герою: «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Можно ли так сказать?

(Деепричастные обороты «подъезжая к станции и глядя на природу в окно» указывают на действие подлежащего. Поскольку подлежащим в этом предложении является «шляпа», то она не могла подъезжать и глядеть).

***

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова говорит о герое пьесы Чацком: «Чай, пил не по летам» (действие 3). Ученик, услышав эту фразу, удивился: «Что же предосудительного в том, что Чацкий пил много чаю?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

(В комедии «чай» - вводное, оно отделяется запятой и может быть заменено синонимами «вероятно», «по-видимому». Хлёстова хотела уверить собеседников в том, что Чацкий был пьяницей. Если же запятой не поставить, то окажется, что слово «чай» является прямым дополнением к глаголу-сказуемому «пил», и содержание реплики кажется вполне безобидным).

Сколько предложений?

Сколько предложений можно составить, если записать в разном порядке данные слова?

Я, вчера, пришёл, домой, поздно.

(Любое расположение этих слов даёт новое предложение. Их количество равно числу перестановок из пяти элементов:

1х2х3х4х5=120).

Исправь ошибки.

Какие ошибки, приводящие к искажению смысла, допущены при расстановке знаков препинания? Исправьте их.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

В нашем селе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, промчался поезд.

Сколько ответов?

Сколько ответов можно дать на каждый вопрос?

Вы пойдёте сегодня в библиотеку?

Когда вы принесёте книгу?

Зачем вам нужен этот журнал?

(Ответ на вопрос зависит от того, на какой член предложения падает логическое ударение).

Почему по-разному?

Объясните расстановку знаков препинания: почему в одном случае после слова «багаж» стоит двоеточие, а в другом – нет.

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

Выдали даме на станции четыре зелёных квитанции о том, что получен багаж: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка. (С.Маршак).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области