Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Новобурасского района Саратовской области"

Автор: Егина Ольга Владимировна

учитель МОУ «СОШ п. Белоярский»

2018 год

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является урок. Он в наибольшей степени определяет как позитивные, так и негативные влияния образовательной среды на здоровье детей. Сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.

Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Правило 2. Использование каналов восприятия

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха,

освещение класса и доски, монотонные

неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов,

способствующих активизации

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза ребенка, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и

продолжительность на уроке моментов

оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на

уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии

Использование валеологических приемов.

Сотвори в себе солнце

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

2. Игровые оздоровительные технологии

Петрушка

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Попрыгать, поиграть

Руки над головой изображают крышу дома.

Движение игры на дудочке.

Ходьба на месте.

Прыжки.

Олени, носороги,

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Попрыгать, поиграть.

Скрещивание рук над головой.

Переступание с ноги на ногу.

Ходьба на месте.

Прыжки.

Косули и еноты,

Ежи и бегемоты

Идут после охоты

Попрыгать, поиграть.

Выполнять «пружинку», руки на поясе.

Ходьба на месте.

Прыжки.

Малиновка, овсянка,

Живая обезьянка.

У всех одно и то же –

Попрыгать, поиграть.

Ритмичные взмахи руками.

Покачивание туловищем вправо-влево; согнуть в предплечьях, ладошки открыть.

Ходьба на месте.

Прыжки.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Попрыгать, поиграть

Руки над головой изображают крышу дома.

Движение игры на дудочке.

Ходьба на месте.

Прыжки.

3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе

На уроке русского языка:

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем;

Сядем и писать начнем.

Окружающий мир:

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок!

Утром хомка просыпался,

За зарядку принимался.

Лапки кверху поднимал,

Тут же вниз их опускал.

Прыгал — топал, прыгал — топал

И себе в ладоши хлопал.

На уроках математики:

Бегун — бежит,

Пловец — плывет,

А летчик водит самолет.

Шофер баранку крутит так,

А я пешком хожу вот так!

Минутки смеха.

Диана, 4 года.

Мама:

- Диана, пойдём к зубному врачу?

- Подожди мамочка! Я сначала нахрабрюсь!

2. Марина 2 года.

Увидела телефон.

- Мама, дай мне этот алёшник!

3. Алёша, 4 года.

В детской поликлинике.

- Мама, а зачем детей взвешивают? Чтобы узнать сколько они стоят?

и т.д.

Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках

Тренажер В. Ф. Базарного.

Упражнения для глаз

1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.

2. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3. И.п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.п. Повторить 5—6 раз.

4. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.

5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4—5 раз.

5. Дыхательная гимнастика

1. Встать удобно, расставив ноги на ширину плеч, стопы параллельны, опора на середину стопы. 2. Согнуть руки в локтях и на уровне чуть выше груди, соединить кисти основаниями ладоней и кончиками пальцев. Можно представить, что между ладонями зажат огонек, который согревает руки, сосредоточиться на нем. 3. Улыбнуться, лицо и руки расслабить. Плечи опущены, голова и позвоночник на одной линии.

6. Игровой массаж

Игровой массаж - это сочетание массажа и игры. Назначение у такого массажа весьма широкое. Он используется, во-первых, для того чтобы приучить ребенка к тактильным ощущениям, к массирующим движениям и т.д.

Самомассаж для пальчиков.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем с лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. ‚

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел

Оттого и потолстел.

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Ну, а этот пальчик я -

Вот и вся моя семья.

7. Формирование навыков здорового образа жизни

Классные часы посвященные сохранению здоровья:

«В здоровом теле – здоровый дух!»;

В гостях у Мойдодыра»;

«Молочные реки, кисельные берега»;

«Как сказать нет вредной привычке» и т. д.

А также игры путешествия - «Путешествие в страну Здоровья», «Встреча с доктором Айболитом» и т.д.

Участие в проектах по здоровьесбережению.

8. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни

Спортивные мероприятия с участием родителей

Спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества.

Если хочешь быть здоров – постарайся! (День Здоровья).

Спортивный праздник воздушных шариков.

Литература

Вострикова О. В. Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса гуманизации начального образования. // Начальная школа. - 2007. - № 6.

Захарова Т. Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников //Волгоград «Учитель», 2007.

Карасева Т.В. Современные аспекты здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. - 2005. - №11.

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. Москва «ВАКО», 2004.

Кондратьева Н. А. Учить детей быть здоровыми.// Начальная школа. - 2008. - №12.

Лёвина С. А., Тукачева С. И. Физкультминутки // Волгоград «Учитель», 2008.

Нестерова Л. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // // Начальная школа. - 2005. - №11.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области