Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья. Развитие навыков самостоятельной работы на уроках швейного дела.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья. Развитие навыков самостоятельной работы на уроках швейного дела.

« Услышишь –забудешь,

Увидишь - запомнишь,

Сделаешь – поймешь.»

Конфуций

Ода из главных задач учителя – научить учеников учиться, научить самостоятельно добывать знания.

Организованные уроки трудового обучения в коррекционной школесоздают благоприятные условия для формирования у детей умения самостоятельно действовать в какой-либо ситуации, воспитывают чувства уверенности и решительности.

 Работа, направленная на повышение самостоятельности учащихся на уроках швейного дела состоит из нескольких этапов: вовлечение учащихся в практическую деятельность, формирование мотивации к изучению данного предмета, постепенное усложнение заданий.

  Работу веду по следующим направлениям :

Беседа о предстоящей работе.

Составление плана работы.

Выполнение работы по образцу

Отчет о проделанной работе.

       Приучаю учащихся сознательно подходить к выполнению заданий.  В начале каждой темы на первом уроке объясняю способ выполнения задания, способы обработки, применение. Затем предлагается проанализировать последовательность выполнения, составляется план работы. После этого учащимся предлагается приступить к выполнению задания.   Следующий этап – составление отчета о проделанной работе. Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.

          Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, использую наглядный план(поэтапный пошив изделия, отдельные узлы обработки, текстовые карточки с последовательным планом пошива) Например, «Обработка накладного кармана», « Обработка бретелей и соединение с нагрудником», «Соединение косой обтачки» и.т.п.

         Четкой организации практических работ повышению самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий способствует использование технологических карт. В технологической карте представлена  поэтапная технология изготовления изделия, с описанием всех этапов работы.

        Анализ образца учащиеся проводят по моим вопросам или самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы. Анализируемый предмет учащиеся рассматривают  вблизи, осматривают со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то  формулирую  вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ. Например, назначение изделия, из какой ткани изготовлено, из скольких деталей состоит крой изделия, какой формы крой, какие швы применяются при пошиве изделия, какая отделка есть у изделия.

         Для успешного выполнения практической работыучащимся необходимо представить, какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. В начале обучения  объясняю выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем  учащиеся обретают умение планировать ближайшую операцию. Часто на уроках «сильные» учащиеся помогают «слабым» ученикам. Рассказывают о последовательности работы, начинают им выполнять работу, а они продолжают, тем самым являются помощниками учите

       Для закрепления и повторения программного материала использую карточки, тестовые задания. Например, работа по карточкам "Чего не хватает" по теме "Моделирования поясных изделий", учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть, работая с  карточкой "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", учащиеся производят своего рода группировку, сортировку изделий

       Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. В основном использую задания закрытого типа, которые предоставляют возможность учащемуся выбрать правильный ответ.   Тестовый контроль помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, следовательно, способствует развитию самостоятельности и активности учащихся.

            В работе учащихся часто возникают ошибки, связанные с недостатками самоконтроля. Некоторые из этих ошибок связаны с неумением выполнять контрольное действие (применить линейку, угольник). В процессе урока стараюсь оказывать минимальную помощь детям, допустившим дефекты в работе. Прежде, чем делать замечание, стимулирую их мышление, для того, чтобы каждый пытался сам найти свои ошибки. Например, задаю вопрос: «Правильно ли ты сложила детали?» Подобного рода вопросы активизируют контрольные действия учащихся. Они начинают более внимательно осматривать детали или изделие и зачастую находят ошибку сами. Действенным методическим приёмом, который совершенствует контрольные действия учащихся, является взаимоконтроль. Такая взаимопроверка помогает исключить многие ошибки в трудовых приёмах, готовой детали изделия, наладить дружеские и одновременно деловые отношения между ребятами..

       Таким образом, развитие самостоятельности учащихся на уроках швейного дела происходит при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному.  

      Результатом своей работы считаю то, что    учащиеся успешно усваивают программный материал, ученицы 8-9 классов умеют самостоятельно планировать и выполнять работу. Успешно выполняют контрольные и самостоятельные работы. Могут самостоятельно выполнить изделия, предусмотренные программой швейного дела ( постельное белье,  блузка, юбка, платье несложного покроя).

     Учащиеся успешно сдают экзамены, показывая хорошие знания как в теоретической, так и практической части итоговой работы.

Каждый год в школе проводитсянеделя трудового обучения  где учащиеся  являются активными участниками. Самостоятельно выполняют задания, готовятся к показу моделей, художественным номерам.  Также учащиеся ежегодно принимают участие в областном конкурсе «Лучший по профессии», в ходе которого учащиеся выполняют изделия, что способствует их дальнейшему профессиональному самоопределению.

Слова древнего мыслителя и философа Конфуция, на мой взгляд, очень подходят и к моим урокам. Строка «сделал и понял»- работает, особенно, если ребенок научился что- либо делать самостоятельно!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области