Конспект внеклассного мероприятия
«Синичкин день»
Автор-составитель:
Маренкова Татьяна Николаевна.
Тема: Праздник для учащихся 3 класса «Синичкин день».
ЦЕЛЬ | - экологические воспитание учащихся; - расширение кругозора; - проверка знаний, эрудиции. |
ЗАДАЧИ | Создать условия для знакомства детей с зимующими птицами. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам; формировать чувство ответственности «за братьев наших меньших» |
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия.
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
И как только на улице похолодало, многие птички засуетились, как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы. Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы. Сегодня мы их поприветствуем.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
А что же мы знаем о птички синички?
1 учащийся: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
2 учащийся: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
3 учащийся: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.
4 учащийся: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки синица поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
Ведущий: Вот как много мы знаем об этой птице. Ребята, а у этой птички, есть сестрички-синички: гаичка, московка, лазоревка, хохлатая. А еще и друге птицы остаются зимовать.Обо всех этих птицах расскажет вам слайд-шоу (просмотр слайд-шоу).
Вам понравилось? А птиц вы запомнили? Тогда отгадайте загадки:
Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)
Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит, голоском речистым, чистым -
Ведущий: Вы молодцы, ребята. А поиграть хотите? Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топайте. Начинаем:Дети топают.Ведущий: Что неправильно?Дети. Мухи!Ведущий: А мухи – это кто?Дети. Насекомые.Ведущий: Вы правы. Ну что ж, продолжим:Дети топают.Ведущий: Начинаем снова:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Дети топают.Ведущий: Начинаем снова:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки. (Стихотворение Н. Стожковой)
Дети топают.Ведущий: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!Игра «Птицы в гнездышках» ( Стульев на один меньше)По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После остановки музыки дети должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стул, садится на место, взяв с собой стул. (Звучит любая веселая музыка)
Ведущая: Молодцы все участники, а самые громкие аплодисменты вот этой шустрой птичке (победителю игры).
Ребята, а вы в приметы верите? (ответы детей)
В старину по приметам определяли погоду.
Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
Ворона кричит зимой – к метели.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
Дети читающие стихи (хором):
С песней праздник веселее,(дети отвечают хором):
Ведущий: Славный у нас получился концерт! Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки. Ребята, вы тоже попробуйте синичкино меню. (Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха).
А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю не забывать кормить птиц, следить за наполненностью кормушек. А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. Когда будем сыпать корм, то говорить надо так: Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки. (Дети выходят на улицу и развешивают в школьном сквере изготовленные дома кормушки)
Список источников
Синички у кормушки
Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006. – 185 с.
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. – М.: Аквариум, 2000. – 240с.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: в 2-х частях. – 7-е изд., перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.