Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, проникает в сферу искусства, меняет мировоззрение людей.
И конечно, она немыслима без экологического воспитания.
Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Взрослым следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство и литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.
Моя методика работы с детьми по экологическому воспитанию разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе занятий дети круглогодично ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют в дидактические игры, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют рассказы. У детей расширяется кругозор, формируется правильная речь, дети учатся ценить и беречь природу.
Необходимость эффективного решения проблемы экологического воспитания воспитанников приводит к поиску новых психолого-педагогических средств. Одним из таких средств является арт-педагогика - современное, формирующееся практико - ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения средств искусства для решения многообразных педагогических задач.
В экологическом воспитании, арт-технология являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания. В процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру. В своей работе я использую музыкально-терапевтические приемы, такие, как музыкальная медитация, релаксация под музыку. После чего предлагаю детям обсудить те переживания, эмоции, которые возникли у них во время прослушивания музыки, или же по средствам рисования, аппликации или поделки отразить увиденное ими.
Так, например, после прослушивания произведения Шарля Камиля Сен-Санса «Персонаж с длинными ушами» (Карнавал животных), я предложила детям нарисовать полюбившегося персонажа, отметить его «черты характера» и подумать над тем, какие качества, присущие этим животным, встречаются и у самих ребят. После прослушивания композиции «Дивный сад» предложила ребятам сделать в технике топиарий, свое дерево и после его изготовления дети дали ему имя, рассказали, для чего оно живет, какие желания исполняет. После прослушивания композиции «Полет на луну», дети придумали и показали танец марсиан, где каждый ребенок смог перевоплотиться, выплеснуть свою негативную энергию, раскрыться.
В ходе релаксации под музыку «Небесные цветы», ребята с помощью цветной бумаги выразили свои чувства; многие по средствам аппликации вырезали один радостный цветок, у кого-то это целая поляна цветов, есть работа где цветок грустный, «т.к ему не дают расти тучи».
Во время прогулки можно слушать «живую музыку» природы: шелест листьев, пение птиц, мелодию дождя; нужно только направить детей в нужное направление и им становиться, самим интересно слушать, наблюдать.
Арт – педагогика пробуждает воображение детей, способствуют развитию эмоционально- чувственного отношения к природному миру, самопознанию, дает удивительные возможности образного мышления, расширяет творческий потенциал воспитанника.
Воспитатель: Пономарь Е.В.