Перспективный план по обогащению словаря прилагательных
старших дошкольников с ОНР
Подготовительный этап.
Фронтальные занятия, направленные на обогащение словаря прилагательных
Задачи:
подбор определений;
согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
образование сравнительной степени прилагательных.
Таблица 1.
Содержание работы по обогащению словаря прилагательных
на подготовительном этапе
№ | Дата | Лексическая тема | Задачи | Приёмы работы |
1. | 14.01.2018 г. | Одежда, головные уборы. Лексический материал:детская, мужская, женская; сезонная: зимняя, весенняя, летняя, осенняя; цвет- материал - качество одежды и головных уборов. | -Подбор определений. -Образование сравнительной степени прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: нетрадиционная техника рисования «акварель + свеча». 2. Д/и: настольно – печатные - «Четвёртый лишний», «Отгадай предмет, о котором я говорю»; словесная - «Закончи фразу». 3. Приём координации речи с движением «Помощники». |
2. | 16.01.2018 г | Одежда. Головные уборы. Лексический материал:детская, мужская, женская; верхняя; сезонная: зимняя; цвет - материал –качество одежды и головных уборов. | -Подбор определений. - Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падежи. | 1. Продуктивная деятельность: аппликация. 2. Д/и: настольно – печатные - «Чего не стало»; словесные - «Назови предмет по описанию», «Скажи правильно». |
3. | 21.01.2018 г. | Одежда. Головные уборы. Обувь.Лексический материал:детская, мужская, женская; сезонная: летняя; цвет – материал – качество одежды, головных уборов и обуви. | -Подбор определений. - Образование сравнительной степени прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: нетрадиционная техника рисования «тычок полусухой кистью». 2. Д/и: настольно-печатные - «Узнай, для кого одежда и назови» (аналогия игры «Чудесный мешочек»), «Найди головные уборы»; словесная - «Продолжи фразу». |
4. | 23.01.2018 г. | Одежда. Головные уборы. Обувь. Лексический материал:детская, мужская, женская; сезонная: летняя; повседневная, праздничная, спортивная; цвет – материал - качество одежды, головных уборов, обуви. | -Подбор определений. - Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падежи. - Образование сравнительной степени прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: аппликация. 2. Д/и: словесные - «Бывает -не бывает», «Дополни фразу», «Назови ласково». 3. Приём координации речи с движением «Ох, испачкалась одежда…». |
Основной этап.
Подгрупповые, дифференцированные занятия с детьми со средним и
низким уровнем сформированности словаря прилагательных.
Задачи для детей со средним уровнем владения навыками
подбора прилагательных:
подбор синонимов;
подбор антонимов;
образование относительных прилагательных;
образование притяжательных прилагательных.
Задачи для детей с низким уровнем владения навыками
подбора прилагательных:
подбор определений;
согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
образование сравнительной степени прилагательных.
подбор синонимов;
подбор антонимов;
образование относительных прилагательных;
образование притяжательных прилагательных.
Таблица 2.
Содержание работы по обогащению словаря прилагательных на
основном этапе (4 недели)
№ | Дата | Группа | Лексическая тема | Задачи | Приёмы работы |
1. | 28. 01. 2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Предметы быта. Лексический материал:посуда: столовая, кухонная, чугунная, фарфоровая, плетёная; мебель: кухонная, деревянная, стеклянная; бытовая техника. Подбор прилагательных по схеме: цвет –форма – материал –качество предметов. | -Подбор определений. - Образование относительных и притяжательных прилагательных. -Подбор антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: аппликация. 2. Д/и: настольно –печатные -«Чьи это вещи», «Приготовим сок»; словесная - «Дополни фразу». |
2. | 28. 01. 2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Предмета быта. Лексический материал: посуда: фарфоровая, стеклянная; мебель: деревянная, кухонная; бытовая техника. Подбор прилагательных по схеме: цвет - форма – материал предметов. | - Подбор определений. - Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. -Подбор антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: аппликация. 2. Д/и: настольно- печатная: «Разложи по группам»; словесные - «Скажи наоборот». |
3. | 30. 01. 2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Предметы быта. Лексический материал:мебель: деревянная, гостиная; посуда: стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая, плетённая; бытовая техника, инструменты. Схема: цвет- форма-материал –качество предметов. | -Подбор определений. -Образование относительных прилагательных. -Подбор синонимов. | 1. Продуктивная деятельность: лепка из пластилина. 2. Д/и: с предметами - « Опиши предмет и отгадай»; словесные- «Подбери словам «друзей», «Кто больше назовёт предметов к материалу». |
4. | 30. 01. 2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Предмета быта. Лексический материал:бытовая техника; мебель: деревянная, гостиная; посуда: стеклянная, кухонная. Схема: цвет- форма- материал. | -Подбор определений. -Образование сравнительной степени прилагательных. -Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | 1. Продуктивная деятельность: лепка из пластилина. 2. Д/ и: настольно-печатная - «Разложи по группам». |
5. | 5. 02. 2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Домашние животные. Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер животных. | -Подбор определений. -Образование притяжательных прилагательных. -Подбор синонимов. | 1. Продуктивная деятельность: рисование, раскрашивание. 2. Д/ и: настольно –печатные - «Чей хвост» (на наборном полотне). «Угости животных»; словесная - «Подбери слово – «друг». |
6. | 5.02 2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Домашние животные.Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер животных. | -Подбор определений. | 1. Продуктивная деятельность: рисование, раскрашивание. 2. Д/и: настольно- печатные- «Собери пазлы», «Угости животных». 3. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». |
7. | 7. 02. 2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Домашние животные.Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер животных. | -Подбор определений. -Подбор антонимов и синонимов. | 1. Продуктивная деятельность: нетрадиционная техника рисования «оттиск пенопластом». 2. Д/ и: настольно - печатные «Узнай по силуэту», «Назови лишнее»; словесная - «Подбери слова- «неприятели». |
8. | 7. 02. 2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Домашние животные.Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер животных. | -Подбор определений. -Образование притяжательных прилагательных. -Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | 1. Продуктивная деятельность: нетрадиционная техника рисования «оттиск пенопластом». 2. Д/ и: настольно - печатная «Чей контур»; словесные - «Проложи фразу». |
9. | 12.02. 2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Домашние птицы.Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер птиц. | -Подбор определений. -Образование притяжательных прилагательных. - Подбор синонимов и антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: нетрадиционная техника рисования «акварель + свеча». 2. Д/и: настольно-печатная- «Отгадай, чей предмет»; словесные - «Подбери слова-«неприятели», «Хвастуны». |
10. | 12. 02. 2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Домашние птицы. Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер птиц. | -Подбор определений. -Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. - Подбор антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: нетрадиционная техника рисования «акварель + свеча». 2. Д/ и: настольно – печатная - « У кого кто в семье»; словесные - «Самый внимательный» (с мячом). |
11. | 14. 02. 2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Домашние птицы.Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер птиц. | -Подбор определений. - Подбор синонимов. -Образование притяжательных прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: лепка из пластилина. 2. Д/и: настольно-печатные -«Парные картинки», «Узнай по силуэту»; словесные - «Чей? Чья? Чьё?», «Кто кем был» с мячом. |
12. | 14.02. 2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Домашние птицы.Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер птиц. | -Подбор определений. - Подбор синонимов и антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: лепка из пластилина. 2. Д/ и: настольно –печатные - «Парные картинки», «Найди одинаковый предмет». словесные -«Волшебный сундучок». |
13. | 19.02.2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Наша армия. Военные профессии. Лексический материал:прилагательные, характеризующие роды войск, виды военной техники. | -Подбор определений. -Образование относительных прилагательных. - Подбор антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: аппликация. 2. Д/и: настольно – печатная - «Четвёртый лишний»; словесные -«Назови род войск», «Подбери слова –«неприятели». |
14. | 19.02.2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Наша армия. Военные профессии. Лексический материал:прилагательные, характеризующие роды войск, виды военной техники, качества характера военного. | -Подбор определений. -Образование относительных прилагательных. - Подбор антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: аппликация. 2. Д/и: настольно –печатная - «Подбери картинку»; словесные: «Скажи наоборот». |
15. | 21.02.2018 г. | Группа 1 (средний уровень) | Наша армия. Военные профессии. Лексический материал:прилагательные, характеризующие роды войск, виды военной техники. | -Подбор определений. -Подбор антонимов и синонимов. -Образование относительных прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: лепка. 2. Д\и: настольно – печатные - «Разложи по группам», «Сосчитай и назови правильно»; словесная - «Какой, какая». |
16 16. | 21.02.2018 г. | Группа 2 (низкий уровень) | Наша армия. Военные профессии. Лексический материал:прилагательные, характеризующие роды войск. | -Подбор определений. -Подбор антонимов. -Образование сравнительной степени прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: лепка. 2. Д/и: настольно – печатные - «Чего не стало», «Узнай по силуэту». |
Заключительный этап.
Фронтальные занятия, направленные на закрепление всех категорий
прилагательных, по лексическим темам подготовительного и основного этапа.
Задачи:
подбор определений;
согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
образование сравнительной степени прилагательных.
подбор синонимов;
подбор антонимов;
образование относительных прилагательных;
образование притяжательных прилагательных.
Таблица 3.
Содержание работы по обогащению словаря прилагательных на
заключительном этапе (2 недели)
№ | Дата | Лексическая тема | Задачи | Приёмы работы |
1. | 25.02.2018 г. | Одежда. Обувь. Головные уборы. Лексический материал:детская, мужская, женская; сезонная: зимняя, весенняя, летняя, осенняя; повседневная, праздничная, спортивная. Схема: цвет – материал одежды, головных уборов, обуви. | 1.Подбор определений самостоятельно. 2.Подбор относительных прилагательных. 3. Подбор антонимов. 4.Образование сравнительной степени прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: коллажирование. 2. Д/ и: настольно – печатная - «Кто во что одет»; словесная -«Подбери слова- «неприятели». 3. Приём координации речи с движением «Ох, испачкалась одежда…». |
2. | 27.02.2018 г. | Предметы быта. Лексический материал:посуда: чугунная, стеклянная, фарфоровая, столовая, кухонная; мебель: кухонная, гостиная, деревянная, стеклянная; бытовая техника, инструменты. Схема: цвет –форма – материал предметов. | 1. Подбор определений самостоятельно. 2.Подбор относительных прилагательных. 3. Подбор синонимов и антонимов. | 1. Продуктивная деятельность: коллажирование и раскрашивание. 2. Д/и: настольно –печатная - «Что к чему относится»; словесные - «Подбери слова «друзья» и «неприятели», «Подбери слово». |
3. | 4.03.2018 г. | Домашние животные и птицы. Лексический материал:прилагательные, характеризующие внешний вид, характер животных. | 1. Подбор определений самостоятельно. 2. Образование притяжательных прилагательных. 3. Подбор антонимов и синонимов. | 1. Продуктивная деятельность: нетрадиционная техника рисования «акварель + свеча». 2. Д/и: настольно – печатная- «Чудесный мешочек»; словесные - «Подбери слово», «Чей? Чья? Чьё?». 3. Приём координации речи с движением «Мы весёлые зверята». |
4. | 6.03.2018 г. | Наша Армия. Военные профессии. Лексический материал:прилагательные, характеризующие роды войск, виды военной техники, качества характера военного. | 1. Подбор определений самостоятельно. 2. Подбор синонимов и антонимов. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Образование сравнительной степени прилагательных. | 1. Продуктивная деятельность: лепка из пластилина. 2. Д/и: настольно –печатная- «Разложи по родам войск»; словесные - «Скажи наоборот», «Назови предмет по описанию». |