Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка урока по окружающему миру "Будь природе другом"

Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ:

«Будь природе другом»

Разработчик:

Кумукова Елена Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ №75

Иркутск, 2018 год

Введение.

Актуальность.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система, от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у учеников, начиная с начальной школы. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосберегающему».

Поэтому моя цель убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры.

Актуальность выделенной проблемы обостряется тем, что часто дети растут в искусственной среде, оторванные от мира природы. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.

В рамках данной проблематики, мной была разработана серия уроков по формированию экологической грамотности у учеников начальной школы. Один из них «Будь природе другом»;

Урок по окружающему миру

«Будь природе другом»

Цель: развивать умение воспринимать природу, как важнейшее условие жизни человека; расширить представление о влиянии деятельности человека на природу; уточнить знания об охране природных богатств; формировать экологическое сознание школьников.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о понятии «экология», учить соблюдать правила и нормы поведения в природе;

Развивающие: развивать любознательность, логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды).

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки.

Актуализация знаний.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг…..(природа)

Учитель: Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Природа - это уникальное место обитания, человека, животных и растений и её надо беречь!

Природа находится в опасности, она просит нас о помощи. Мы должны помочь ей, необходимо сохранить богатства природы.

Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания.

Проверка домашнего задания.

Это слово – имя человека. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть букву соответствующую номеру задания (Слайд №1).

1 задание.

Что такое «окружающая среда»?

2 задание

Что изучает наука экология?

3 задание.

Приведите примеры экологических связей:

а) живое неживое б) неживое живое

в) растения животные г) человек природа

4 задание.

Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.

5 задание.

Какое значение для людей имеет экология?

У нас осталась одна буква, я думаю, вы уже догадались, кто же сегодня у нас в гостях? ( Лесовичок) (Слайд № 2)

Сообщение темы урока. Определение целей урока.

У вас на партах лежат слова, составьте из них фразу.

Тема «Будь природе другом!» (Слайд 3)

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Обратимся к учебнику на с.92. Прочитайте слова муравья Вопросика, они помогут нам сформулировать цели нашего урока (правила работы в группах, читают в группах) (Слайд 4) .

Правила работы в группах

Работать активно;

Быть дружными;

Не отвлекаться самому и не отвлекать участников своей команды;

Уметь слушать и прислушиваться к мнению членов своей команды;

Уметь договариваться.

Чтобы сформулировать, что мы хотим узнать на уроке, нам нужно составить ромашку. Середина ромашки у меня в руках, а лепестки – у вас. Посоветуйтесь в группах и дополните вопросы, запишите их на лепестках. Давайте соберем ромашку.

Изучение нового материала

Необходимость бережного отношения к природе - беседа.

В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой. Воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

А что мы можем сделать для того, чтобы защитить природу, сохранить ее богатства?

Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков.

Познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. ( С.93 учебника.)

Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.

Дети читают вслух « Правила друзей природы».

Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета).

О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

Правильно. Это запрещающие знаки.

А какие еще правила друзей природы вы можете предложить?

Сейчас вам предстоит интересная работа в группах. Соотнесите знак с правилом поведения в природе. Придумайте и нарисуйте свой знак.

Физкультминутка

Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (Прыжки на месте) Будем в классики играть Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке).

Первичное осмысление и закрепление изученного.

На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их понимаете и выполняете.

Далее работа продолжается в тетради (стр.5, задание №4).

Запишите правила, которые соответствуют данным знакам.

Ребята, вы запомнили правила вежливости? Не будете ли вы похожи на этого мальчика?

Ученик читает стихотворение Т. Ладонникова « Дикарь в лесу»

(Слайд № 5)

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Почему мальчик не понравился белочке?

Игра « Выбери правило вежливости» (Слайд № 6)

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

( Дети выбирают правила 1, 4, 5, ещё раз зачитывают эти правила).

Однажды обходил Лесовичок свои владения. Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет, там жить» (слайд №7), включается звук).

Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – её дом?

Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?

А кому ещё угрожает опасность? Почему?

Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует разнообразных животных и растения (Слайд № 8).

Физкультминутка. А сейчас Лесовичок приглашает всех нас на физкультминутку.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Охрана природы – рассказ Лесовичка.

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Поэтому зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Итог урока. Рефлексия.

Как же надо относится к природе, чтобы она не погибла? (Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, прочисти родник, подкорми птиц).

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы (Слайд № 9).

А что можете сделать для охраны родной природы вы? (Ответы детей).

Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила друзей природы.

А теперь давайте обратимся к ромашке. Посмотрим, удалось ли нам ответить на все вопросы.

Домашнее задание: с.92-97

Творческое задание по выбору:

а) Написать несколько предложение на тему: « Я – защитник природы».

б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.

Список литературы:

Для педагога:

Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения.

Каркачёва Н.А. «Школьный праздник «Наши пернатые друзья»». Газета «Досуг в школе», № 3 2002. с.25

Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,№ 11. 2009. с.36

Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2015. - 144.

Для учащихся:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области