Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие интереса к чтению у детей с проблемами развития путём использования материала сказок

Привлечь внимание всех заинтересованных лиц к одному из наиболее любимых детьми жанров - сказке. Через сказочный материал, используя различные приёмы и формы работы, возможно достичь значительных успехов в развитии интереса к чтению.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Развитие интереса к чтению путём использования материала сказок»

Автор: Ложкина Ираида Александровна учитель-дефектолог МКОУ «Воткинская специальная (коррекционная) школа» г. Воткинска Удмуртской республики.

Актуальность темы. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - утверждал А. Н. Толстой. Однако проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Традиционное чтение книг вытесняют мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, наиболее благоприятном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования интереса к чтению у младшего школьника является очень актуальной.

В.А. Сухомлинский изучил жизнь 400 семей, в которых воспитывались подростки, совершившие различные правонарушения и преступления. И вот к какому выводу он пришёл: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём жестокости, бесчеловечности и тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи». Показателен факт, что ни в одной из этих семей, где дети выросли преступниками, не было домашней библиотечки. Единственные книги, которые там были, - школьные учебники: рваные, грязные, валявшиеся, где попало. «Я твёрдо убеждён,- писал В.А. Сухомлинский, - что одной из наиглавнейших причин духовной примитивности, эмоциональной убогости, моральной жестокости отдельных людей в годы отрочества и ранней юности является ограниченность, низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворение своих духовных потребностей в книге».

Как добиваться интереса к книге? Только через книгу. Чтобы развился музыкальный слух, необходимо слушать музыку, чтобы научиться рисовать, надо взять в руки краски и кисти, чтобы полюбить чтение, нужно, прежде всего, читать саму литературу. Окружающая ребёнка среда, должна располагать к чтению, в ней должен парить дух книги. В Павлышской школе была создана Комната мысли – небольшой читальный зал, где было собрано свыше 300 «самых умных» книг. Ежегодно устраивался Праздник книги – самый торжественный и радостный из праздников. У нас в стране накопился большой опыт проведения Недели детской книги в школьных библиотеках.

Главной задачей уроков чтения в коррекционной школе является выработка у детей навыков беглого, правильного, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков детей с проблемами развития: исправление произношения, регуляция темпа чтения, совершенствование памяти, сглаживание дефектов логического мышления, в частности затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в значительной степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь учащихся, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, совершенствовать словесную систему мышления.

При обучении чтению приходится преодолевать массу всевозможных трудностей, одна из них – отсутствие познавательного интереса в целом, который, несомненно, распространяется и на чтение, как на очень сложный процесс. Для развития интереса к процессу чтения можно использовать различные приёмы. Один из них – привлечение сказочного материала.

Сказка – один из наиболее любимых жанров всех детей. В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребёнка. Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной речи. Занимательность сюжета, последовательность его развития, чёткость и определённость характеров героев, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимся с отклонением в развитии. В книгах для чтения коррекционной школы представлены все виды сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Для лучшего понимания содержания сказок методисты коррекционной педагогики рекомендуют следующие методы и приёмы работы:

Чтение – рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведёт как бы устный сказ, обращаясь к классу. При этой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи, дополняемая жестами и мимикой.

Наглядно-практическая деятельность самих детей для восприятия героев сказки.

Метод демонстрации действий по макету или конструктивной картине (школьники представляют ситуацию, следя за передвижением фигурок по полотну). Данный метод направлен на выработку умения анализировать текст и на развитие воссоздающего воображения.

Чтение сказки может сопровождаться меловым рисунком, иллюстрацией или аппликацией, либо самодельным диафильмом.

В этом случае у детей с проблемами в развитии возникают образы персонажей уже при первичном знакомстве с текстом, фиксируется последовательность развития сюжета.

Сказка может быть передана в видео записи, на диске, презентации

Чтение по ролям с использованием элементов костюма.

Для обучения пересказу эффективно использовать картинный план либо кадры рисованного фильма

Отдельные приёмы детского иллюстрирования

- изображение отдельных действий или предметов сказки

- рисунки к отдельным фразам

- зарисовка ситуаций, картин

9. Словесное рисование – самый трудный вид работы с текстом в силу имеющихся различных отклонений в развитии учащихся с ОВЗ. Но он помогает понять степень осмысления читаемого произведения. Сказки являются благодатным материалом для данного вида работы. Они хорошо делятся на части, озаглавливаются и помогают создавать яркие образы для воспроизведения.

Для привлечения внимания учащихся к чтению сказок и организации работы с книгой в нашей практике использовались следующие виды работ:

использование кодировки для чтения пословиц и сказочных оборотов

составление кроссвордов по тексту сказки

выделение в сплошном тексте названий сказочных героев

чтение имён сказочных героев по стрелкам

При организации уроков внеклассного чтения и проведения мероприятий можно провести:

- викторины тематические и обзорные

- загадки сказочных героев (Н: Узнай по описанию кто это? Кто так говорит? Чьи это вещи?)

-сказочная юморина

- квест - путешествие в страну сказок

-сказочный раунд

-КВН по сказкам

-поле чудес

-инсценирование сказок

- конкурсы рисунков по сказкам

-составление сказки в форме самодельной книжки-малышки

разучивание кукольного спектакля

-сказочный дом моделей (5 туров)

* 1 тур – сказочная одежда

* 2 тур – сказочно-волшебная обувь

* 3 тур – сказочные головные уборы

* 4 тур – сказочные бороды и причёски

* 5 тур – сказочные аксессуары

При должном подходе любовь к сказке сохраняется на протяжении всего периода обучения в школе. По итогам тестирования, срезов техники чтения, правильности, осознанности и выразительности, было отмечено качественное изменение состояния процесса чтения в экспериментальном классе.

Список литературы:

Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе/ М. Просвещение.1994г. с.157

Аникин, В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей/ Москва: Учпедгиз, 1959. - 256 с.

Аникин, В. П. Русский фольклор:  / Москва: Высшая школа, 1987. - 284 с.

Заболотная, Э.  Сказки-подсказки: методический игровой материал / Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 266с.

Никитина М.И. Чтение и развитие речи/ Изд-во Каро. Санкт-Петербург 2006г. 245с.

Петрова Г.М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа. - 1990. - № 3. - С. - 16 - 21.

Речь. Речь. Речь. Книга для учителя под ред. Т.А. Ладыженской/ М: Педагогика, 1990г. 336с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.

Усачёва И. Волшебные карты, или Джанни Родари учит сочинять сказку // Семья и школа. - 1989. - № 4. - С.21 - 23.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой/ Харьков, 1996.

Фокина С.Д. Начало нравственности // Начальная школа. - 1992. - № 5 - 6. - С.3-4

Франц фон М. - Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. - СПб, 1998.

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. -

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области