Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование кейс-метода на уроках в начальной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование кейс-метода на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2 им.М.И.Грибушина» Котлярова О.А.

Федеративный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного подхода.

Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно – ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение учебных кейсов в российском образовании является актуальным. Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» - портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов). Как правило, кейс состоит из трёх частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации, задания к кейсу.

Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Виды кейсов: печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы, иллюстрации, что делает его более наглядным); мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, он зависит от технического оснащения школы), видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео –материалы).

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее время активно используется мультимедийное представление результатов. Знакомство с кейсами может происходить на уроке и заранее в виде домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать готовые кейсы). Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы до нескольких.

Данная технология помогает повысить интерес учащихся к изученному предмету, развивает у школьников социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Кейс-метод позволяет учащимся применить к практической ситуации полученные теоретические знания. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейса, развиваются аналитические, творческие коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.

Работа над кейсом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. Ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события.

При подготовке к уроку учитель исходит как из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей.

Пример урока окружающего мира с использованием кейс-технологии

Тема урока «Природные зоны России. Степь".

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи урока: познакомить со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, леса, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений степи, атласы-определители «От земли до неба».

Ход урока

1. Организационный момент.

“Невозможно без вниманьяПолучить образованье!”

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по просторам нашей родины. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Арктическая зона, тундра, лесная зона.)

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

- Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото.

Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.

Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.

Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.

3. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте ещё одно описание.

- Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы.

- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

- А есть ли общее? (Арктика)

- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.

5. Постановка цели урока.

На какие вопросы нужно ответить? ( Климат, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы зоны)

6. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

Разделимся на 4 группы : географы, ботаники, зоологи и экологи.(обучающиеся получают кейсы с материалами и вопросами и приступают к изучению новой природной зоны).

Кейс № 1 для географов

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

1) Где протянулась зона степей?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Какая там почва? Почему?

Источник 1.

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.114).

Источник 2.

Иллюстрации с изображением степи.

Источник 3.

Карта природных зон.

Источник 4.

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине.Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. показ картины. Зима короткая. Для - этого сурового времени года характерны снежные метели-бураны.

Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы. В других местах почва менее богата перегноем, имеет бурый цвет и не так плодородна.

Источник 5.

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла.

Шагом , с важностью спокойной

Тащат тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,

Вьюгой огненной золы.

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь, и честь!

Все вы – матушка Россия,

Какова она ни есть! (П. Вяземский)

Кейс №2 для ботаников:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Как выглядит степь в разное время года? Почему?

2) Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?

3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях листьях.

4) Почему летом в степи так пахнет травами?

Источник 1.

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир"

Источник 2.

Тексты с описанием степи.

Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.

Как будто вдруг свершилось чудо:Кругом куда ни бросишь взгляд, –Цветы, цветы, цветы – повсюдуВеселым пламенем горят.

Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено.

Как мало здесь снега! Какой резкий ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже ревет, воет, смешивает землю и снег.

– В какое время года степь особенно прекрасна? Почему?

Источник 3.

Гербарий растений степи.

Источник 4.

Атлас "От земли до неба"

Источник 5.

Пион по своей красоте не уступает садовым пионам. Но встретить этот яркий цветок в степи – большая редкость. И виной всему человек. Сейчас пион взят под охрану.

Ковыль образует плотную кочковатую дернину. Его отмершие листья плотным ковром прикрывают землю. Это препятствует испарению воды, но мешает прорастать другим травам. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Когда ковыль цветет, степь похожа на серебристо-седое море. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.

Тюльпаны появляются в степи весной. Для того чтобы выжить в условиях летней жары, растение имеет особое хранилище питательных веществ - луковицу.

Полынь. С помощью полыни русские крестьяне издавна боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе стебли полыни, чтобы вывести блох и клещей, а сорокопуты даже вьют себе гнезда целиком из её стеблей .

В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

Кейс №3 для зоологов:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Какие группы животных обитают степи? Почему среди них нет земноводных?

2) Как они приспособились к жизни?

3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?

4) Почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?

Источник 1.

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир"

Источник 2.

Картинки с изображением животных степной зоны.

Источник 3.

Дрофа - самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки - ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них - корм для птенцов - «муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян - видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает - отвлекает внимание от выводка.

Сайгаки - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха - короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.

Пустельга - мелкий сокол величиной с галку. Он легок и быстр в полете, но добычу высматривает, медленно паря в воздухе, распластав широкие крылья. Часто можно видеть, как пустельга зависает над землей, будто останавливается, а потом, камнем бросаясь вниз, через мгновение взлетает с мышью, ящерицей или змеей в лапах. Охотится она и на саранчу. Зимой, когда корма мало, добывает и мелких птиц.

А знаете ли вы?

Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

Кейс №4 для экологов:

- Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

1) Какие основные занятия населения зоны степей?

2) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?

3) Что делается для охраны природы?

Источник 1.

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир"

Источник 2.

– К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.

Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.

Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове

Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!

– На кого жалуются эти животные? Как следует называть таких людей?

Источник 3.

Растения и животные степей, занесенные в Красную книгу.

Рефлексия. Итог урока.

- Послушайте описание. О чем идет речь?

- Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы.

Игра «да», «нет». Если согласны с утверждением, то ставите +, если «нет», то -

Зона степей протянулась с запада на восток России.

В степи холодное лето и жаркая зима.

В степи зимой полярная ночь, летом - полярный день.

Растения степи только травянистые растения.

У растений степи корень представлен корнями-луковицами , длинным корневищем, корнями пучками.

Окраска животных степей яркая, броская, заметная издали.

Жаворонок степная птица.

В Красную книгу занесены: степной орел, дрофа, кузнечик.

В степи нет экологических проблем.

Итог урока. Рефлексия. Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет, климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие это грызуны которые живут в норах, птицы вьют гнёзда на земле.

Синквейн. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.

Синквейн Природная зона тундра.

1 строка: существительное, обозначающее тему;

2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления;

3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению;

4 строка: фраза, раскрывающая суть явления;

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.

Литература:

1. Case-study.

2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса.

3. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006.

4. Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области