Амеличкина Н.А. МДОУ №42
Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста и их родителями
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение ее создателей и носителей.
Наш опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями показал, что целенаправленное и систематическое использование фольклорных произведений помогает им легче адаптироваться к условиям детского сада, обрести и сохранить эмоциональное благополучие.
Высокая интонационная выразительность фольклорных произведений особенно значима для детей раннего возраста. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, восклицание и эмоциональные обращения невольно заставляю малышей прислушиваться, замирать на какое то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Простые, короткие, потешки легко запоминаются. Они могут, как побуждать детей к действию, так и успокаивать, настраивать на сон, отдых. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Фольклорные произведения оказывают благородные влияния на общение с ребёнком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда эмоционально общаются с ребёнком в моменты бодрствования (прибаутки, потешки, и т.д.). Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи.
Знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Если колыбельная песня успокаивает ребенка, то потешка призвана потешить, развеселить. Главное назначение забавы - приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкинравственного и эстетического воспитания.
Фольклорные произведения пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако, между строк читается так много что хочется сказать фольклорные произведения для маленьких народная дидактика, школа материнства.
Мы в работе с младшего дошкольного возраста широко используем фольклорные произведения. У нас составлена картотека народных песен, потешек и прибауток для каждого режимного момента.