Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок изобразительного искусства 1 класс.Хохломская роспись.

продолжить знакомство учащихся с русским народным декоративно- прикладным искусством; - дать понятие растительного орнамента; - познакомить детей с гжельской и хохломской росписями; -учить детей выполнять элементы гжельской и хохломской росписей. Развивающие: - уделять большое внимание развитию речи учащихся и способствовать пополнению лексикона новыми терминами; - развивать творческое воображение, эстетическое восприятие; - развивать мыслительные способности, умение сравнивать предметы, делать логические выводы ( выявить связь природы и изделий ,выполняемых руками человека). Воспитательные: - воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь и уважение к русскому народному творчеству; - прививать интерес к русским традициям; - воспитывать чувство гордости за русскую культуру, потребность в общении с прекрасным.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока:

Природа и изделие. ( Знакомство с гжельской и хохломской росписями.)

Цели урока:

Образовательные:

- продолжить знакомство учащихся с русским народным декоративно- прикладным искусством;

- дать понятие растительного орнамента;

- познакомить детей с гжельской и хохломской росписями;

-учить детей выполнять элементы гжельской и хохломской росписей.

Развивающие:

- уделять большое внимание развитию речи учащихся и способствовать пополнению лексикона новыми терминами;

- развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;

- развивать мыслительные способности, умение сравнивать предметы, делать логические выводы ( выявить связь природы и изделий ,выполняемых руками человека).

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь и уважение к русскому народному творчеству;

- прививать интерес к русским традициям;

- воспитывать чувство гордости за русскую культуру, потребность в общении с прекрасным.

Оборудование:

- краски, кисти, салфетки, баночки с водой, полоски альбомной бумаги жёлтого и белого цветов ( у детей);

_иллюстрации книги, посуда хохломская и гжельская( настоящая и бутафорская),надписи «Гжельская, «Хохломская», вырезанная и расписанная под «Хохлому» и «Гжель посуда, магниты, магнитные доски;

- презентация «Хохлома» и «Гжель».

Ход урока.

I этап - ( на переменке звучит музыка)

Песня Г. Гладкова «Точка,точка, запятая…»

Н а и н т е р а к т и в н о й д о с к е - С Л А Й Д №1 № 2«Нарисованный человечек».

Организационный момент. (2 мин).

Учитель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам не тая,

Руки всем нужны друзья.

– Сегодня на уроке мы узнаем, что же могут эти руки.

Все ли готовы к уроку?

Учитель: Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами – красками, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она промокнет в воде?

Актуализация знаний. (2 – 3 мин).

На прошлом занятии вы слушали сказку о холодных и тёплых цветах.

Слайд №4

- Назовите тёплые цвета.

( Красный, жёлтый, оранжевый, розовый, малиновый)

- Как вы думаете почему их называют тёплыми?

Дополнительный вопрос: На что они похожи?

( Это цвета огня, пламени)

-Назовите холодные цвета. (Синий, голубой, фиолетовый…..)

- Почему их называют холодными?

( Это цвета холода; снега и мороза.)

3.Сообщение темы урока. ( 2 – 3 мин).

а) Введение в проблему. (беседа)

Слайд № 5.

- Посмотрите на слайд и скажите, что объединяет эти предметы? Деревянная посуда говорит о большой роли в жизни русского народа.

- Посмотрите на полочку, у меня тоже есть изделия.

( на полочке изделия ; хохломские, гжельские, и другие ( из дерева, глины, ). Слайд № 6

- Можно ли в природе встретить синие розы? А на изделии?

-Какие знакомые ягодки изображены на этой миске? Слайд № 3

( смородина). Красивые?

- Как вы думаете, что вдохновляло мастеров выполнять эти работы?

( Красота природы).

- А как одним словом можно назвать все эти предметы? (изделия)

- И тема нашего урока.

Слайд №4Написано. «Природа и изделие»

- И мы будем учиться писать элементы хохломской и гжельской росписей. И узнаем какие изделия из Хохломы, а какие из Гжели.

4.Знакомство с хохломской и гжельской росписями.

- Ребята, посмотрите на эту красивую посуду .

Слайд № 4

- Из чего она сделана?

У - Какое настроение возникает при рассматривании изделий?

Д - Радостное, веселое.

У. - Этого и хотели добиться художники. Ведь жизнь простого человека никогда не была лёгкой. Своими изделиями мастера старались подарить человеку счастье.

- Кому посуду для кашки, окрошки,

Чудо- блюдо, да чашки и ложки!

- А вы знаете, откуда посуда?

У - А какие цвета художники используют в росписи?

Д - Красный, черный, желтый.( золотой).

У - Правильно три основных цвета и дополнительно к ним зеленый. Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – свет, солнце.

На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.

- Тёплые или холодные цвета используют художники?

- А что изображали художники на изделиях? ( Ягодки ,листочки ,цветочки)

-А знаете почему у этой посуды такие цвета? Вот сейчас я вам расскажу одну сказку.

Слайд № 5.

В давние времена жил при царе великий художник – иконы писал. Но любил он жить на свободе - и ушёл тайком от царя. В лесу построил себе избу, любовался красивой природой, резал из дерева миски, ложки , рисовал на них земляничку, малину, ежевичку, крыжовник, чёрную и красную смородину, рябинку. А ещё варил он кашку и подкармливал птичек. И прилетела однажды к нему жар – птица., отведала его угощение собралась улететь, но зацепила крылом расписанную художником посуду и посуда стала золотой.

Стал вокруг художника народ селиться, научились люди у него такую же посуду делать, а продавать возили в село Хохлома. Так и стали посуду называть хохломской.

( Вывешиваю надпись «Хохломская»)

Б ) Знакомство с гжельской росписью. . В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Нашли мастера в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо».

- Слайд № 8 ( показываю гжельскую посуду ,иллюстрации) .

- Какие краски используют художники?

- Белую и синюю. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

- Называется эта посуда Гжельская.

( вывешиваю«Гжельская»)

- Какие цвета используют при гжельской росписи?

( тёплые или холодные)

-Что одинакового есть на хохломской и гжельской росписях?

( Цветы, листья.- растения)

- Орнаменты в которых используются сюжеты листьев и цветов, называются – растительными.

( растительные на доске)

- Чем отличаются эти росписи?

( холодные и тёплые цвета )

5А) Хохломская.Слайд № 6

Рассматривание элементов росписи.

Выполнение элементов росписей. Объяснение учителя.

- Положите перед собой жёлтую полоску. На ней мы будем рисовать элементы хохломской росписи. Первый элемент называется « осочки». “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

- Какие нам нужны краски ?

- Красные и чёрные. Ребята, посмотрите, как я буду рисовать. При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться. Сначала рисуем «осочки » красной краской, оставляем немножко места для чёрной краски. А теперь «осочки» смотрят в другую сторону . Промываю кисточку , протираю платочком и рисую чёрные «осочки » между красными.

- Выполнение работы.

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

( звучит музыка)

.Слайд № 7

«Завитки» - это мазки с небольшим плавным утолщением. изображают непрерывной линией, закрученной в спираль.

Показ учителем.

- орнамент «Кустик»

( работа в парах)

ФИЗМИНУТКА

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали! Вытрем лоб.

- Положите перед собой белую полоску. Показ и объяснение учителя.

Раз мазок, два мазок,

завиток и точка…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

Выполнение работ. Показ рисования:

А) бордюра.

Б»капельки»

В) «цветочка»

7 .Итог урока.

МИНИ-ВЫСТАВКАв руках учащихся у доски )

Взаимооценка.

- Как вы считаете все ли справились с заданием?

- С какими росписями познакомились?

- Как называется орнамент из листьев и цветов?

- В каких цветах выполняется гжельская роспись? Хохломская?

Частушки.

Все листочки – как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Хохлома, да хохлома,

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха и курицу.

Я бегу, устали ноги.

Чем бы можно дух поднять?

Хорошо бы вдоль дороги

Хохлому нарисовать!

Синее - синего узор,

Белее - белого фарфор.

Гжельские изделия –

Просто заглядение!

Какое рукоделие –

Гжельские изделия!

Мы не просто детвора,

Мы по Гжели мастера!

Итог. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области