Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с признаками одаренности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Погосян Ани Завеновна, учитель начальных

классов МАОУ СОШ №27, г.Тюмени

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с признаками одаренности

Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. Все больше у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение авторитетных людей, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Однако, одаренному ребенку порой очень сложно учиться в классе обычной школы. Ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, также как и другие нуждается в общении с одноклассниками, но ярко проявляющиеся способности и чувство особенности могут порождать целый ряд проблем в нахождении контакта с другими детьми.

В образовательной среде необходимо создавать условия, в которых любой ребёнок мог бы активно взаимодействовать со всеми учениками, не имея при этом коммуникативных проблем.

Зарубежные и отечественные психологи, проводившие различные исследования в области психологии одаренности (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор, Ж. Брюно, А.М. Матюшкин., Н.Б. Шумакова, М.А Холодная и др.) единодушны в утверждениях о том, что наряду со специфическими способностями, одаренные дети обладают и особенностями развития личностных характеристик. Отмечается, что одаренные дети зачастую имеют проблемы во взаимодействии и общении со сверстниками.

Отечественными педагогами Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтесом, А.М. Матюшкиным, В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлевой, В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение педагогов к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

В работе с одаренными детьми мы опираемся на коммуникативно-ориентированную модель образовательной среды, разработанной В.В.Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.

Образовательная среда по-прежнему нуждается в практических разработках, способных создать благоприятные условия для обучения, развития и общения каждого школьника.

Цель проекта ‒ создание условий, способствующих развитию коммуникативных способностей одаренных детей.

Задачи проекта:

1. Изучение признаков одаренности младших школьников с помощью диагностического инструментария.

2. Создание внеклассных занятий, направленных на совместную деятельность учащихся.

3. Включение младших школьников в совместную деятельность, направленную на развитие коммуникативных способностей.

Объект исследования ‒ процесс развития коммуникативных способностей учащихся в начальной школе.

Предмет исследования ‒ совместная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных способностей детей с признаками одаренности.

Целевая аудитория – 3 класс.

Для выявления одаренных детей можно использовать следующий инструментарий:

А.И. Савенков «Методика оценки общей одаренности»;

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления.

Юркевич В.С. «Определение уровня познавательной потребности ребенка» и другие.

Нами была разработана программа «Хочу. Могу. Умею», целью которой является создание условий для развития коммуникативных способностей младших школьников с признаками одаренности.

Программа включает внеклассные занятия, содержащие элементы артпедагогики, проектной деятельности, а также проведение занятий в виде квест-игры, выбор которых позволяет учесть различные сферы и проявления одаренности в младшем школьном возрасте.

Артпедагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Артпедагогика охватывает область интересов младших школьников с признаками творческой и художественной одаренности.

Метод проектов – способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Данный метод очень хорошо подходит для активизации детей с признаками интеллектуальной и академической одаренности.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) —жанровая игра, представляющая собой историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Игроки становятся первооткрывателями тайн, участниками расследования, искателями утерянных знаний. Каждый квест – это приключение со своим сюжетом и атмосферой. К игрокам попадает секретная или обрывочная информация. Используя ее, а также логику, сообразительность, эрудицию и внимательность, игроки движутся по сюжету к разгадке тайны. Квесты могут быт интересны детям, имеющим признаки различных видов одаренности, в силу возможности компиляции заданий и актуализации возрастных интересов.

Содержание программы

Программа создана для 3 класса и состоит из 8 занятий. Каждое занятие длится 40 минут.

Занятия включают в себя комплекс упражнений, направленных на совместную деятельность детей. Задания подбираются с учетом интересов детей и их способностей.

План мероприятий

п/п

Кол-во часов

Название занятий

Форма работы

Деятельность

Ответ.

I. Поисковый этап

35

Поиск методик по выявлению одаренных детей и развивающих заданий.

Учитель

II. Подготовительный этап

21

Выявление одаренных детей и создание квест-игр

III. Занятия (организационный этап)

1

1

«Коснуться

души»

Практическое занятие

Выполнение заданий, способствующих переходу от органов чувств к внутренним чувствам, от внешнего к внутреннему. В ходе занятия дети начнут прислушиваться друг к другу, научаться выражать свои чувства, поймут, насколько важно то, что у нас в душе. Одаренные дети включатся в коллективную работу и смогут показать свои достоинства.

2

1

«По затерянным следам»

Квест-игра

Поиск ответов на вопросы от следа к следу, решая ряд творческих задач. Основная цель – научить детей прислушиваться друг другу, сотрудничать, уважать мнения других, быть командой.

3

1

«Волшебное путешествие»

Практическая, парная работа, включающая элементы артпедагогики.

На данном занятии будет организована работа в паре. Дети совместно будут создавать музей любимых мест своими руками. Кроме умения договариваться, устанавливать контакт и работать в паре, у детей также развиваются творческие способности.

4

1

«Комната поэзии»

Квест-игра

Поиск ключа от выхода из школьной библиотеки путем изучения поэзии. Квест включает в себя 5 ключей, каждая из которых ведет к подсказкам, отгадав все подсказки, дети найдут выход. Все задания связаны с литературой.

5

1

«Загадки искусства»

Парное занятие практического типа, включающая элементы артпедагогики.

Изучение интересных фактов построения скульптур, создание своей мини-скульптуры в парах.

6

1

«Тайное сообщество пиратов»

Квест-игра

Выполнение упражнений, развивающие речь детей, а также знания о русском языке, например, путем расшифровки писем пиратов. Действия происходят на искусственно созданном корабле пиратов.

7

2

«Исследуя наш мир»

Групповая проектная деятельность

Парная работа по проектной деятельности, целью которой является исследование необычных краев нашей планеты. Дети смогут сами провести исследование и защитить его на конференции.

8

1

«Лабиринт приключений»

Квест-игра

Квест включает в себя различные места, обозначающие различные страны. Стран всего 6, одна из них Россия, куда детям необходимо прибыть. Путешествуя по странам, дети изучают их культуру, решая логические задачи, которые приведут в родной домой.

IV. Заключительный этап

5

Оценка качества выполнения проекта и планирование новых шагов реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других.

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны работать в парной и групповой форме.

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, в общении используют различные способы разрешения спорных ситуаций, конфликтов, применяя практический опыт преодоления сложных ситуаций, случавшихся в группе.

Рост познавательного интереса учащихся.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области