Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО
Педагоги и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка психологические новообразования. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Эта философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.
И в первую очередь, согласно ФГОС ДО, родители (законные представители), получили возможность принимать участие в разработке образовательной программы детского сада, а именно части, формируемой участниками образовательных отношений.
Также исходя из требований ФГОС, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, должны учитываться социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.
И чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, строим работу с ними, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.
Это:
традиционные:
- обеспечивая открытость дошкольного образования и информированность родителей, в соответствии с ФГОС, организуем общесадовые родительские собрания «Дошкольное образование на современном этапе»,
- конференция «Педагоги и родители: наши цели в развитии дошколят», показ образовательной деятельности с детьми, экскурсия для родителей по ознакомлению с развивающей предметно-пространственной средой детского сада,
- мастер-класс для родителей «Создаем игровую среду совместно с ребенком»,
- круглый стол «Пути сотрудничества педагогов и родителей»,
- папки-накопители в каждой возрастной группе,
- выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения;
нетрадиционные:
- акции - в результате проведения создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами. Например, в ходе проведения акции «Готовимся стать олимпийцами» усилиями педагогов и родителей было изготовлено много нетрадиционного спортивного оборудования.
- выполняя требование стандарта, и создавая условия для участия родителей в образовательной деятельности, организуем совместные прогулки и экскурсии в выходные дни,
- выпуски семейных газет и плакатов на разные темы,
- оформление листовок и буклетов,
- выставка семейных реликвий,
- участие родителей в Неделе театра, творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада,
Мы используем еще одну нетрадиционную форму - «День родительского самоуправления в детском саду». Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с воспитанниками.
В этот день родители пробуют себя в роли воспитателя. Одни родители проводят занятия, другие прогулку, совместные игры в вечернее время. В начале данного мероприятия проводится предварительная работа. Родителям предлагаются анкеты, где каждый указывает, какой вид деятельности сможет провести. Далее с каждым участником в Дне самоуправления, проводится индивидуальная консультация по проведению тех или иных видов деятельности, также заранее готовятся конспекты и сценарии.
В завершении Дня родительского самоуправления за круглым столом родители обмениваются впечатлениями. От Дня самоуправления остаются хорошие впечатления, и по мнению родителей, это мероприятие должно стать традицией детского сада.
Для всестороннего развития личности ребёнка важным условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, а использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.