Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по биологии, 5 - 9 классы к учебникам И.Н.Пономаревой. Издательство М.,Вентана-Граф,2012 год.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Краснодарский край Курганинский район п.Степной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 17

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол № 1

от 30.08. 2017 года

Председатель педсовета

__________ О. В. Квасова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Уровень образования (класс) основное общее

5 -9 класс

Количество часов 272 ч.

Учитель Захарьянц Светлана Петровна

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и на основе авторской программы курса «Биология», 5–9 классы к учебникам И.Н.Пономаревой Издательство М.,Вентана-Граф,2012 год.

Предметная линия учебников под редакцией И.Н.Пономаревой 5 – 9 классы» к УМК:

5 класс – учебник «Биология». Авторы: И.Н. Понаморева, И.В. Николаева.

6 класс – учебник «Биология». Авторы: И.Н. Понаморева, О.А. Корнилова.

7 класс – учебник «Биология». Авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко.

8 класс - учебник «Биология». Авторы: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.

9 класс: - учебник «Биология». Авторы: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А.

Программы курса «Биология», 5–9 классы к учебникам И.Н.Пономаревой (Авторы-составители И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова) и примерной основной образовательной программы по биологии,5-9 классы. Издательство М.,Вентана-Граф,2012год.

Планируемые результаты освоения курса биологии.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности: усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

« формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Раздел 1 Живые организмы

Ученик научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в на- учно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 2 Человек и его здоровье

Ученик научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Ученик получит возможность научиться:

использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

выделять эстетические достоинства человеческого тела;

реализовывать установки здорового образа жизни;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел 3 Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

аргументировать свою точку’ зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

2.Содержание курса биологии.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч. в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом, курсу биологии, на ступени основного общего образования, предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литературы: Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой и соответствующую ей линию учебников:

– 5-й класс: . Пономарева И.Н.,Николаев И.В. Корнилова О.А «Биология»;– 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология »;– 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»;– 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»;– 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии».

Раздел 1. Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение устройства увеличительных приборов.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Знакомство с внешним строением цветкового растения.

Наблюдение за передвижением животных.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения моховидных растений.

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Строение и передвижение инфузории-туфельки.

Внешнее строение дождевого червя, его передвижение,раздражимость.

Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков .

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Строение скелета млекопитающих

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

Раздел 2. Человек и его здоровье.

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.

Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость.

Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Клетки и ткани под микроскопом.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия

Происхождение человека.

Раздел 3. Общие биологические закономерности.

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсия

Многообразие живых организмов(на примере парка или природного сообщества).

3.Тематическое планирование

5 класс 34часа (1ч в неделю)

Наименование темы

Колво часв

Основные виды деятельности

Количество конт-рольных мероприятий

1

Биология — наука о живом мире

10

Называть свойства живых организмов. Сравни-вать проявление свойств живого и неживого. Раз-личать и описывать методы изучения живой при-роды. Обсуждать способы оформления результа-тов исследования. Обобщать результаты наблю-дений, делать выводы. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах.

2 лабораторные работы

2

Многообразие живых организмов

12

Называть основные таксоны классификации. Рас-сматривать схему царств живой природы, уста-навливать связь между царствами. Называть от-личительные особенности организмов разных царств, знать их значение в природе и жизни че-ловека. Распознавать организмы разных царств живой природы. Соблюдать правила работы в ка-бинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

2 лабораторные работы

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

Характеризовать особенности условий сред жиз-ни на Земле, приводить примеры обитателей различных сред. Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Анализировать рисунки учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Распознавать и характеризовать природные зоны России. Оце-нивать роль человека в сохранении местных ви-дов на Земле. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного матери-ала темы.

1 экскурсия

4

Человек на планете Земля

4

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека. Формули-ровать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исто-рического развития. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументиро-вать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Приводить приме-ры заботливого отношения к растениям и живот-ным. Обсуждать планы и проекты охраны расте-ний и животных в период летних каникул. Систе-матизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Системати-зировать и обобщать знания о многообразии жи-вого мира. Соблюдать правила поведения в при-роде.

Итого

34

4 лабораторные работы

1 экскурсия

6 класс 34часа (1ч в неделю)

Наименование темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Количество конт-рольных мероприятий

1

Наука о растениях—ботаника

6

Давать определение науке ботанике. Харак-теризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать ин-формационные ресурсы для подготовки пре-зентации, сообщения о роли растений в природе, об истории использования расте-ний человеком. Находить отличительные признаки растительной клетки. Распозна-вать различные ткани растений. Высказы-вать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проек-тов. Оценивать свои достижения и достиже-ния одноклассников по усвоению учебного материала.

-

2

Органы растений

8

Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным обору-дованием. Устанавливать взаимосвязь строе-ния и функций органов растений. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять зада-ния для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуж-дать выполнение создаваемых проектов. Оце-нивать свои достижения и достижения одно-классников по усвоению учебного материала

4 лабораторные работы

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Опреде-лять сущность процессов жизнедеятельности у растений. Сравнивать процессы жизнедеяте-льности. Применять знания в практических целях. Обсуждать выполнение создаваемых проектов.

2 лабораторная работа

4

Многообразие и развитие растительного мира

10

Систематизировать растения по группам. Назы-вать отличительные особенности растений раз-ных систематических групп, знать их значение в природе и жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лаборатор-ным оборудованием. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для само-контроля. Высказывать своё мнение по про-блемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

5 лабораторная работа

5

Природные сообщества

4

Устанавливать взаимосвязь структурных зве-ньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Наблюдать природные явле-ния, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательс-кую работу. Соблюдать правила поведения в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообщест-вам. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Излагать свою точ-ку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Об-суждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

1 экскурсия

Итого

34

11 лабора-торных работ

1 экскурсия

7 класс 68 часов (2ч в неделю)

Наименование темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Количество конт-рольных мероприятий

1

Общие сведения о мире животных

5

Выявлять признаки сходства и различия жи-вотных и растений. Анализировать и оцени-вать роль животных в экосистемах, в жизни человека. Использовать различные информа-ционные ресурсы для подготовки сообще-ний по теме. Фиксировать результаты наб-людений, делать выводы. Соблюдать прави-ла поведения в природе. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуж-дать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

1 экскурсия

2

Строение тела животных

3

Сравнивать клетки животных и растений. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. Характеризовать органы и системы органов животных. Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы.

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие. Распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографи-ях. Установить взаимосвязь строения и функций организма. Обосновывать роль простейших в экосистемах, в жизни челове-ка. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

1 лабораторная работа

4

Подцарство Многоклеточные

2

Описывать основные признаки подцарства. Распознавать представителей на микропре-паратах, рисунках, фотографиях. Устано-вить взаимосвязь строения и функций орга-низма. Обосновывать роль в экосистемах, в жизни человека. Обобщать и систематизи-ровать знания по теме, делать выводы.

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на ри-сунках, фотографиях. Проводить доказа-тельства более сложной организации. Соб-людать в повседневной жизни санитарно-ги-гиенические требования с целью предупреж-дения заражения паразитическими червями. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Соблю-дать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать вы-полнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения однокласс-ников по усвоению учебного материала.

1 лабораторные работы

6

Тип Моллюски

4

Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на рису-нках, фотографиях. Проводить доказате-льства более сложной организации. Исполь-зовать информационные ресурсы для подго-товки презентаций и проектов. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обобщать и систематизировать полученные знания, де-лать выводы по теме. Оценивать свои дости-жения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

1 лабораторная работа

7

Тип Членистоногие

8

Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на ри-сунках, фотографиях. Проводить доказате-льства более сложной организации. Осваи-вать приёмы работы с определителем живот-ных. Использовать информационные ресур-сы для подготовки презентаций и проектов. Наблюдать, фиксировать результаты наб-людений, делать выводы. Обосновывать необходимость охраны редких исчезающих видов. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц.

1 лабораторная работа

8

Тип Хордовые

33

Описывать основные признаки типа. Назы-вать и распознавать представителей на ри-сунках, фотографиях. Определять система-тическую принадлежность представителей классов. Проводить доказательства более сложной организации. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Исполь-зовать информационные ресурсы для подго-товки презентаций и проектов. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Обосновывать необходимость охра-ны редких исчезающих видов. Обобщать и систематизировать полученные знания, де-лать выводы по теме. Систематизировать ин-формацию и обобщать её в виде схем, таб-лиц. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обсуждать проблемные вопросы те-мы, работая в парах и группах.

5 лабораторных работ.

1 экскурсии

9

Развитие животного мира на Земле

3

Устанавливать взаимосвязь строения живот-ных и этапов развития жизни на Земле. Раскрывать основные положения учения Ч.Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов. Характеризовать основные эта-пы эволюции животных. Использовать сос-тавленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных эта-пов эволюции животных. Характеризовать деятельность живых организмов как преоб-разователей неживой природы. Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. Давать определение понятий: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устой-чивом развитии биосферы. Систематизиро-вать и обобщать знания по темам курса биоло-гии 7 класса.

Итого

68

9 лабораторных работ

2 экскурс.

8 класс 68 часов (2ч в неделю)

Наименование темы

Колво часов

Основные виды деятельности

Количество конт-рольных мероприятий

1

Общий обзор организма человека

5

Определять понятия: «биосоциальная при-рода человека», «анатомия», «физиоло-гия»,«гигиена». Описывать современные методы исследования организма человека. Определять место человека в живой приро-де. Характеризовать процессы, происходя-щие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма. Выпол-нять лабораторные опыты, наблюдать про-исходящие явления, фиксировать результа-ты наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

2 лабораторные работы

1 практическая работа

2

Опорно-двигательная система

9

Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями. Формулировать правила гигиены физических нагрузок, ЗОЖ. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать резуль-таты наблюдений, делать выводы. Соблю-дать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и группах.

2 лабораторные работы

3 практические работы

3

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

8

Раскрывать понятия, называть органы, образу-ющие систему. Формулировать правила гиги-ены физических нагрузок, ЗОЖ. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Выполнять лабораторные опы-ты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным обору-дованием. Обсуждать проблемные вопросы те-мы, работая в парах и группах. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

1 лабораторная работа

4 практические работы

4

Дыхательная система

7

Характеризовать особенности строения кро-веносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями. Называть приё-мы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных не-счастных случаев. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюде-ний, делать выводы. Соблюдать правила ра-боты в кабинете, обращения с лаборатор-ным оборудованием.

2 лабораторные работы

2 практические работы

5

Пищеварительная система

7

Характеризовать особенности строения пи-щеварительной системы в связи с выполняе-мыми функциями. Обосновывать значение знаний о гигиене и способах оказания пер-вой помощи при травмах и повреждениях различных органов. Выполнять лаборатор-ные опыты, фиксировать результаты наб-людений, делать выводы. Соблюдать прави-ла работы в кабинете, обращения с лабора-торным оборудованием.

2 лабораторные работы

1 практическая работа

6

Обмен веществ и энергии

3

Раскрывать значение обмена веществ для организма человека. Устанавливать законно-мерности правильного рационального режи-ма питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека. Собирать, анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации и проекта. Формулировать правила гигиены, ЗОЖ. Вы-полнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

1 практическая работа

7

Мочевыделительная система

2

Выявлять связь строения органов и систем органов и выполняемых функций. Характе-ризовать роль мочевыделительной системы водно-солевом обмене. Обосновывать значе-ние знаний о гигиене, ЗОЖ. Описывать ме-дицинские рекомендации по потреблению . Называть показатели пригодности воды для питья.

8

Кожа

3

Раскрывать связь между строением и функ-циями отдельных частей кожи. Характеризо-вать роль кожи в теплообмене. Описывать ви-ды закаливающих процедур. Называть приз-наки теплового удара, солнечного удара. Описывать приёмы первой помощи при теп-ловом ударе, солнечном ударе.

9

Эндокринная и нервная системы

6

Раскрывать понятия. Различать отделы нерв-ной системы, их функции, железы внутрен-ней секреции и их роль. Выявлять особен-ности функционирования нервной системы. Обосновывать значение знаний о гигиене, ЗОЖ. Выполнять опыты, наблюдать происхо-дящие явления и сравнивать полученные ре-зультаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике)

3 практические работы

10

Органы чувств .Анализаторы

6

Определять понятия «анализатор», «специи-фичность». Описывать значение, строение и функционирование анализаторов. Характе-ризоватьособенностистроениянервнойисенсорнойсистемвсвязисвыполняемымифункциям.

3 практические работы

11

Поведение человека и высшая нервная деятельность

8

Характеризовать особенности высшей нерв-ной деятельности человека. Обосновывать значимость психических явлений и процес-сов в жизни человека. Раскрывать опасность курения, принятия наркотиков, алкоголя. Обосновывать значение знаний о гигиене, ЗОЖ. Выполнять опыты, наблюдать проис-ходящие явления и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике).

2 практические работы

1 экскурсия

12

Половая система. Индивидуальное развитие организма

3

Характеризовать роль половой системы в организме. Устанавливать закономерности индивидуального развития человека. Раск-рыватьвлияниефизическойподготовкинаростовыепроцессыорганизмаподростка. Описы-вать с помощью иллюстраций в учебнике процесс созревания зародыша человека. Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов. Раск-рывать понятия «наследственное заболева-ние», «врождённое заболевание», ЗППП. Раскрывать опасность заражения ВИЧ.

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье»

1

Характеризовать функции различных сис-тем органов. Выявлять взаимосвязь строе-ния и функций различных систем органов.

Объяснять участие различных систем орга-нов в важнейших процессах роста, разви-тия и обмена веществ в организме.

Итого

68

9 лабораторных работ

20 практических работ

1 экскурс.

9 класс 68 часов (2ч в неделю)

Наименование темы

Кол

во час

ов

Основные виды деятельности

Количество конт-рольных мероприятий

1

Введение в основы общей биологии

3

Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей, методы биологических исследований. Называть структурные уровни организации жизни, свойства живых организмов. Овладевать уме-нием аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов те-мы, выполняя итоговые задания. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

2

Основы учения о клетке

10

Выделять и называть существенные призна-ки и особенности химического состава клетки, строения клетки и ее органоидов, обменных процессов в клетке, размножения и жизненного цикла клетки. Различать орга-ноиды клетки на рисунке учебника. Расс-матривать, сравнивать, наблюдать, описы-вать и зарисовывать клетки по микропрепа-ратам.Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Использовать ин-формационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Соблюдать пра-вила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

1

лабораторная работа

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Называть отличительные особенности организмов разных царств живой природы, знать их значение в природе и жизни человека. Характеризовать закономерности жизни на организменном уровне. Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Обобщать информацию и формулировать выводы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

1 лабораторная работа

5

Основы селекции растений, животных, микроорганизмов

5

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

Учение об эволюции

11

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни. Выделять существенные признаки эволюции жизни. Выделять и объяснять существенные положения теории эволю-ции Ж.-Б.Ламарка и Дарвина, современной теории эволюции. Называть и характеризо-вать основные закономерности эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Разли-чать и характеризовать стадии антропоге-неза. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нуж-ную информацию. Использовать информа-ционные ресурсы для подготовки презен-таций и проектов. Находить в Интернете дополнительную информацию по теме.

Происхождение человека

6

Основы экологии

12

1 лабораторная работа

1 экскурси

Итого

68

3 лабора-торных работы

1 экскурси

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 Зам. директора по УВР

МО учителей естественного ____О.Е. Александровская

цикла МБОУ СОШ № 17 30 августа 2017 г.

от 29 августа 2017 г.

Руководитель МО

_______Д.И.Куликов

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области