Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: дифференциация звуков [ с], [ ш] . Буквы С,Ш.
Цель: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков приобретенных детьми на предыдущих занятиях.
Задачи: Логопедические
Закрепить произношение звуков [ с], [ ш] в речи детей; их дифференциация в словах и связной речи; совершенствовать навык звукового анализа слов, навык чтения слов; закреплять умение делить слова на слог; составлять предложения с заданным словом; развивать фонематический слух, закрепить образование однокоренных слов. Предупреждение дислексических и дисграфических ошибок.
Коррекционные
Развитие плавности выдоха; развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движениями; развитие памяти, мышления, внимания; развитие слухового и зрительного восприятия.
Воспитательные
Развитие навыков совместной деятельности, улучшение психоэмоционального состояния детей, формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.
Оборудование: Демонстрационный
Предметные картинки со звуками [ с], [ ш], человечки –символы звуков, картинки символы звуков[ с], [ ш],касса букв, кукла –Незнайка, мяч.
Раздаточный
Индивидуальные предметные картинки, цветные карандаши, тетради в клетку.
Ход занятия.
Организационный момент. (Психогимнастика)
- Вы знаете, ребята ключ, который открывает все замки в душах людей? Это улыбка. Через улыбку мы дарим тепло своего сердца, направляем светлый лучик добра. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку.
- Сегодня солнечный весенний денек. Я хочу предложить вам отправится в небольшое путешествие в страну «Грамотейка» , чтобы вы смогли закрепить свои знания и подготовится к школе. А совершим мы наше путешествие на автомобиле.
2.Основная часть занятия.
(голос из-за двери) – И я хочу в путешествие, в «Грамотейку» возьмите меня, пожалуйста.
- Ребята возьмем Незнайку с собой?
- Ой, но у нашего автомобиля лопнула шина и из неё выходит воздух Ш-Ш-Ш
- Какой мы слышим звук ? Дайте характеристику этому звуку.
- Что нам надо сделать? ( да, взять насос и накачать колесо).
- Каким звуком накачает насос колесо? С-С-С. Дайте характеристику звуку
[С ]. Теперь можно отправляться в путь.
- Вот мы и приехали в страну «Грамотейка» и нас встречают веселые звуковички.
- Какой звуковик подружится со звуком [С ], а какой со звуком [Ш ]? Один и тот-же Звуковичок дружит с этими звуками.
- Расскажите, Незнайке, чем отличаются эти звуки? Какое отличие в положении и форме губ, языка, воздушной струи?
- Перепутал Звуковичок все предметы. Звук[С ] просит назвать свои, звук
[Ш ] свои. Назовите предметы и определите позицию звуков[С ] ,[ Ш] в них. Для того, чтобы у Звуковичка всегда был порядок, давайте обозначим звуки буквами.
-Ребята, скажите, эти буквы похожи? Почему?
- С любым из этих, словом составьте предложение.
- Незнайка тоже придумал предложения. Послушайте их внимательно и если найдёте ошибки, исправьте.
КОШКА ЛОВИТ МИСКУ.
МАМА МОЕТ МЫШКУ.
НА ВИДУ У ДЕТВОРЫ КРЫСУ КРАСЯТ МАЛЯРЫ.
ПОЖАРНЫЙ НОСИТ КАШКУ.
ТАНЦУЕТ МИША В МАШКЕ.
- Какие звуки перепутал Незнайка в словах?
Давайте потренируемся с Незнайкой четко произносить эти звуки в скороговорках: ШИШКИ НА СОСНЕ, ШАШКИ НА СТОЛЕ.
САША ШАПКОЙ ШИШКИ СШИБ.
Чтобы не повторять ошибки Незнайки выполните звуко –слоговой разбор слов ваших картинок. Подарите свои картинки буквам С,Ш и скажите , сколько в них слогов.
Физминутка.
Игра с мячом «Назови профессию»
В шахматы играет—
Штангу поднимает—
С парашюта прыгает—
Поездом управляет—
Мальчик , который пасет коров—
В футбол играет—
- Пока мы с вами исправляли ошибки Незнайки , звуковичок зашифровал слово. По первым звукам картинок отгадайте это слово и составьте из букв. (работа с кассой букв)
- Со словом КОШКА пошалили и КОШКУ в МЫШКУ превратили.
КОШКА—МОШКА—МАШКА –МАСКА—МИСКА—МИШКА—МЫШКА
-По сколько букв мы меняли в слове? Вот Незнайка, запомни - каждая буква в слове важна. Даже одна может изменить смысл слова.
- На этом наше путешествие в страну «Грамотейка» закончилось. Давайте вспомним как мы закрепляли свои знания о звуках[С ] [ Ш]. Что мы делали?
Все молодцы.
Н. Изотикова
учитель-логопед
детского сада №4 «Сказка»
г.Сельцо