Игровые технологии как средство развития речи дошкольников
Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому важно поддержать и обеспечить развитие познавательных и речевых способностей дошкольников.
Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра - это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике. Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку "прожить" в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Почему игра так важна в дошкольной работе, почему она должна затрагивать все виды деятельности В ДОУ? Почему именно в игре у ребенка появляется больше мотивации на запоминание.
Эмоции как таковые обусловливают прежде всего динамическую сторону познавательных функций (Рубинштейн 1946 г) и А.Н. Леонтьев (1971) подчеркивал, что эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим или возможным ситуациям, к себе и к своей деятельности.
А игра ведь сама по себе – и есть одна целая эмоция. И важно, чтобы она таковой и оставалась, пока игра вызывает положительные эмоции, она останется эффективной, и будет давать хорошие результаты в педагогической деятельности.
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и сверстниками. Игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей.
Сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Трудности разработки игры заключаются в том, чтобы увлечь детей в предполагаемом варианте, именно поэтому необходимо стремиться к максимальному насыщению игровым содержанием. Та же самая игра «У доктора» - будет очень интересна и длительна, если рядом с доктором будет сидеть медсестра и записывать , что «дыхание чистое», что больному «необходимо пить по три ложки в день лекарства», и если игра затухает, то можно добавить поход к стоматологу, продолжив речь врача , что «необходимо больному так же проверить свои зубы у стоматолога, потому что он заметил черный зуб, и что это кариес», можно добавить очередь к стоматологу, где обсуждается тема вырывания зубов, как это неприятно, но необходимо, чтобы сохранить здоровые зубы» и т.д. Насыщенное игровое содержание позволяет задействовать больше ролей, больше любопытства, заинтересованности. Необходимо следить за тем, чтобы речь в диалоге была грамматически правильно оформлена, интересна и содержательна…
Увлекая детей к игре, мы незаметно для них решаем задачи, касающиеся внутреннего распорядка группы, режима дня, педагогических задач в различных образовательных областях. Например, чтобы одевание детей не растянулось, при подъеме детей можно применить игру «Парикмахер» с девочками, чтобы быстрее привести в порядок волосы перед занятием. Воспитатель садится в уголок и открывается парикмахерская - девочки с резинками и бантиками в руках становятся в очередь, чтобы им сделали прическу. Кто-то встает на роль администратора, который принимает оплату – хвостик 3 рубля, косичка -5 рублей (встречный хлопок в ладошки 3и 5 раз клиента и администратора), в то время как в кресло клиента садится другая девочка. При этом дети учатся приветствовать, выражать выбор прически в приветливой форме, говорить слова благодарности, считать.
Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер.