Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Применение современных образовательных технологий на занятиях учебной практики

использование и эффективное применение мастером производственного обучения в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик приводит к стабильным результатам освоения студентами образовательных программ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Применение современных образовательных технологий

на занятиях учебной практики

Снетова Марина Владимировна, мастер производственного обучения

КГБ ПОУ «Приморский строительный колледж»

Приморский край, г. Артем

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда – от самого простого физического, до сложного умственного. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Система профессионального образования в России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных учреждений СПО. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций.

Компетенция — это готовность (способность) студента использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

В соответствии с ведущей дидактической целью, содержанием практических занятий, может быть решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление документации.

Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить высокие качественные образовательные результаты.

Под технологией обучения (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – знание, учение) понимается совокупность методов и средств обработки, изменения и представления учебной информации. Это наука о способах воздействия преподавателя/мастера на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство мастера состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Ведущими признаками, характеристиками технологии являются:

совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

логик, последовательность компонентов;

методы (способы), приёмы, действия;

гарантия результата.

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии мастер основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации практически всегда происходит в форме монолога. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ обучающихся в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое обучающихся, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология.

Традиционные педагогические технологии имеют и свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности мастера на студентов в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Однако при традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, адаптированную к современным требованиям.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделю некоторые:

информационно-коммуникационные технологии;

игровые технологии;

проблемное обучение;

кейс-технологии;

личностно-ориентированные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

дистанционные технологии обучения.

Информационно–коммуникационные технологии

Среди многих форм активизации познавательной деятельности студентов на занятиях довольно широко в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: разнообразить формы работы , осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями персонального компьютера, развивать интерес к изучаемому материалу, активизировать внимание студентов, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность студентов, формировать коммуникативные навыки, повышать творческий потенциал личности и мотивацию, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если человек привлечён в активные действия в процессе обучения.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я применяю видеоролики, презентации, различные тесты, задания развивающего характера.

Одним из преимуществ использования мультимедийных презентаций в обучении является возможность выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать необходимые таблицы, схемы, графики на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт со студентами, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Другое преимущество заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.

Презентацию можно считать увлекательным способом вовлечения студентов в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт мне возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Другим примером применения персонального компьютера является контроль полученных знаний. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

быстрое получение результатов;

объективность в оценке знаний;

позволяет получить достоверную информацию о владении обучающимися определенными умениями и навыками;

дает возможность мастеру соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;

компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности студентов и создает у них положительную мотивацию.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

наполнить урок новым содержанием;

развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность студентов;

прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

идти в ногу со временем.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера; также способствуют развитию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность студентов, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Игровые технологии

Главная цель учебной практики – практическое обучение студентов профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей. Качественная профессиональная подготовка молодых специалистов в современных рыночных условиях является одним из важнейших факторов, обеспечивающих ускорение экономического развития страны.

Располагать знаниями – это еще не значит уметь их использовать. Разрыв между теорией и практикой возникает в силу того, что учебный процесс в основном ориентирован на накоплении информации. В связи с этим и необходимы активные методы обучения, которые бы давали возможность научить практической работе еще до того, как наступит реальная ситуация, научить такому опыту, который нельзя передать словами и который приобретается в процессе действия, участия, принятия решений, дискуссий.

Чтобы привлечь студентов к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока.

По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:

уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина;

уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;

уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, «живая газета»;

уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет.

В процессе подготовки специалистов, в том числе секретарей, эффективность обучения значительно повышается при использовании деловых игр. Игры позволяют внести разнообразие, влияют на развитие творческого потенциала обучающегося.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у обучающихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между обучающимися.

Мастер является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

Для меня наиболее интересно проводить различные конкурсы между студентами, разделенными на команды. Работая в команде, каждый обучающийся чувствует ответственность за выполнение своей работы, т.к. при подсчете баллов учитывается результат каждого члена команды. Они стараются выразить себя, показать свою манеру мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Уроки-соревнования помогают развивать внимание, память, речь, мышление; позволяют сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развивают творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать мотивацию учебной деятельности. При проведении соревнований у студентов происходит формирование определенных подходов к выполнению заданий; воспитывается самостоятельность, воля к победе; происходит воспитание сотрудничества, общительности, коммуникабельности, умение работать в команде, уважение к сопернику.

Известно, что любому соревнованию присущи элементы состязательности, поэтому необходимо уметь правильно развивать и поддерживать дух соревнований. Это во многом определяет результат игры, которая должна быть направлена на коллективное, а не на индивидуальное соревнование.

Проблемное обучение

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

Проблемное изложение. Мастер ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.

Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.

Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск студентом решения проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении студентов с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов занятия, направленных на оформление мысленной деятельности обучающихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы. Например, сталкивая и сравнивая противоречивые мнения, мастер создает проблемную ситуацию. Возникает положительный мотивационный фон, это заставляет учащихся сравнивать, доказывать, отстаивать свою позицию.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию мастер направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат – у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Кейс-технологии

Кейс-технологии являются одним из эффективных методов обучения. Название произошло от латинского термина «casus» – запутанный или необычный случай. Кейс метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет: заинтересовать студентов в изучении предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение мастером актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Любой кейс даёт возможность мастеру производственного обучения использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения. Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему). В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, развивают у студентов такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.

Кейс – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Эффективность данного метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения. Потенциал метода кейсов способствует развитию умений анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план осуществления решений.

Применение кейс-технологии в образовательном процессе на занятиях учебной практики

Тема: Работа с электронной почтой.

Цель: способствовать усвоению и систематизации знаний об организации электронной почты; закрепить знания об основных функциях и интерфейсе почтовой программы, основные принципы работы с адресной книгой; формировать понимание основных процессов, которые являются основой функционирования электронной почты и использования ее в профессиональной деятельности.

Описание ситуации. Фирма «Комфорт», специализирующаяся на изготовлении изделий, делающих дом уютным, комфортным, открывает свой новый магазин. На открытие магазина нужно пригласить более 100 гостей, среди которых есть как частные лица, так и фирмы-друзья. Приглашение нужно разослать за короткое время (1 рабочий день). Секретарь фирмы «Комфорт» смогла подготовить и отправить только половину приглашений. Вопрос кейса: Почему, по вашему мнению, секретарь фирмы не смогла выполнить поставленную перед ней задачу? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Тема: Создание диаграмм в табличном процессоре MS Excel.

Цель: систематизировать знания ввода данных в электронные таблицы; совершенствовать умение работать с функциями; формировать навыки выбора и построения диаграмм по заданным данным; развивать навыки поиска решения проблем.

Описание ситуации. Вашим заданием было в течение одной недели измерять и записывать температуру воздуха. Итак, вам нужно выступить в роли метеорологов и, используя табличный процессор, создать таблицу с температурными режимами, которые вы фиксировали. На основе данных таблицы построить диаграмму, определить самый тёплый день, самый холодный день и среднюю температуру недели.

Вопрос кейса: Какие функции используют для нахождения максимального или минимального значения? Каким способом можно создать диаграмму к данным числовым значениям? Будет ли каждая диаграмма отображать температурный режим воздуха?

Личностно-ориентированные технологии

В своей педагогической деятельности использую личностно-ориентированные технологии. Они представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики; обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития студента. Результатом использования личностно–ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации обучающихся. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи студенту знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к обучающимся в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуаллизации личности.

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей студента на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Можно выделить разные подходы:

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного студенту.

Дифференцированный подход – выделение групп на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход – распределение студентов по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге мастера и студента, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность студента к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Работа со студентами поданной технологии зависит от мастера – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. При этом к мастеру производственного обучения предъявляются следующие требования: он должен иметь ценностное отношение к обучаемому, культуре, творчеству; проявлять гуманную педагогическую позицию; заботиться о сохранении физического здоровья студентов; уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придать им личностно-развивающую направленность; проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого студента.

Здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья молодого поколения – важный аспект благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В нашей стране в последние годы заметно возросло внимание к вопросам здоровья учащихся и студентов.

Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физического развития, творческого и активного отношения к труду.

Корпоративный профессиональный стандарт задает основные требования организаций к персоналу не только к знаниям, умениям и навыкам, но и по психофизиологическим качествам, медицинским ограничениям и другим параметрам.

Здоровьесберегающая технология – это условия обучения студента (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Реализация задач в данном направлении должна базироваться на принципах профилактической направленности; доступности информации, помощи и услуг на групповом и индивидуальном уровнях, дифференцированного подхода, анонимности и конфиденциальности. Поэтому необходимо создать механизмы реализации нескольких направлений концепции данной работы: становление культуры семейных отношений, бытовой культуры, формирование физической и медицинской культуры, культуры проведения свободного времени, пропаганда здорового образа жизни и искоренения вредных привычек.

В процессе проведения занятий я много времени уделяю для бесед по здоровому образу жизни. Это беседы о вреде курении, алкоголя, о сквернословии, о культуре поведения и т.д.

Здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений системы образования.

Здоровый образ жизни и здоровье личности неразрывно связаны между собой. Быть здоровым, сохранять и приумножать свои внутренние ресурсы для будущего специалиста – значит трудиться с полной отдачей физических и интеллектуальных сил, быть конкурентоспособным, заботиться о своем профессиональном самосовершенствовании.

Считаю, что системное использование здоровьесберегающих технологий (их элементов) ведёт к снижению показателей заболеваемости, улучшению психологического климата.

Дистанционные технологии обучения

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это технологии обучения, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Цели и задачи использования ДОТ:

Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием.

Удовлетворение потребности личности в получении образования.

Повышение качества образования путем внедрения современных технологий обучения.

Предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного их пребывания.

Свободное пользование различными информационными ресурсами для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время.

Усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося и т.д.

Основная проблема технологии дистанционного обучения заключена в отсутствии нормативно-правовой базы и необходимого информационно-технического оснащения.

Рассмотрев существующие инновационные образовательные технологии, применимые при получении среднего профессионального образования, можно сделать следующие выводы:

Внедрение данных технологий в образовательный процесс СПО возможно (исключение может составить дистанционная форма обучения, так как ее внедрение требует от образовательного учреждения специального технического оснащения).

Целью каждой образовательной технологии является развитие у студентов умения работать с информацией, использовать информационные ресурсы, работать в команде и самостоятельно, качественно выполнять поставленные задачи или проблемы, что, в конечном счете, ведет к заинтересованности обучающихся в образовательном процессе и повышению уровня их подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.

Все вышеперечисленные педагогические технологии могут быть применены на практике как отдельно, так и в комплексе. При комплексном подходе к применению педагогических технологий должны быть учтены все уровни контроля: экзамены, дифференцированные зачеты, аттестации, итоговые контрольные работы; тактический контроль (текущие контрольные работы, контроль за выполнением курсовых работ); оперативный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль).

Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит:

от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся;

от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;

от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.

Внедряя в работу комплексное сочетание методик и технологий в системе занятий, я пришла к выводу, что использование и эффективное применение мастером производственного обучения в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик приводит к стабильным результатам освоения студентами образовательных программ. Повышению учебной мотивации учащихся, снижению уровня ситуативной тревожности (здоровьесберегающий потенциал) служит информатизация учебного процесса. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях учебной практики рассматривается как источник дополнительной информации по материалу занятия, способ самоорганизации труда и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода в обучении, способ расширения зоны индивидуальной активности каждого студента.

Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.

Человек не рождается музыкантом, художником, профессионалом своего дела. Его этому надо учить. А для этого педагогу самому надо всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.

Список используемой литературы

Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Михайлова Э.А. Кейс и кейс-метод. – М.: Центр Маркетинговых исследований, 2009.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. – М.: Народное образование, 2009.

– дата обращения 02.02.2016.

.

– дата обращения 05.02.2016.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области