Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Кика или кичка?(Устаревшие слова в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке")

Познакомиться с устаревшими словами в сказке

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

1.Введение.

1.1.Актуальность темы.

1.2.Цели и задачи исследования.

1.3.Методы исследования.

2.Основная часть.

2.1.Анкетирование.

2.2.Аналитический обзор литературы по избранной теме.

2.3.Исследовательская часть.

3.Заключение.

4.Список литературы.

5.Приложения.

Введение

Необыкновенный язык наш есть еще тайна…

Н.В.Гоголь.

1.1.Актуальность темы

О А.С.Пушкине говорить непросто. Чтобы читать Пушкина, надо уже быть талантливым человеком. А мы, современные читатели, понимаем ли мы Пушкина? Чтобы понимать, надо знать его эпоху, факты биографии, знать его язык.

Я очень люблю читать сказки. Особенно мне нравится читать сказки А.С.Пушкина. Почему? Не только потому, что они интересны. Мне нравится, что они написаны прекрасными стихами. «Сказка о рыбаке и рыбке» - первая пушкинская сказка, прочитанная мне мамой перед сном. Я слушал маму и не понимал, что такое «столбовая дворянка», «парчевая на маковке кичка». Потом я сам научился читать. Прочитал все сказки А.С.Пушкина. И опять возникали вопросы. Что обозначают эти странные слова? Только ли мне непонятны эти слова? А знают ли их мои одноклассники? Зачем их употребляет Пушкин?

Таким образом, была выдвинута гипотеза, определены задачи моего

исследования, поставлена цель научной работы.

1.2. Цели и задачи исследования

Гипотеза: А.А.Пушкин использует устаревшие слова в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

Объект исследования: сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Предмет исследования: устаревшие слова в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели исследования:

1.Познакомиться с устаревшими словами в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.Рассмотреть понятие «устаревшие слова», их классификацию.

3. Дать теоретическое описательное понятие об устаревших словах и их признаках.

4.Проанализировать тематику, толкование и роль в художественной речи.

Задачи исследования:

1.Узнать, что такое устаревшее слова.

2.Провести опрос одноклассников «Знаете ли вы устаревшие слова?».

3.Выявить устаревшие слова в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

4.Составить словарь устаревших слов по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Методы исследования:

1.Сбор информации.

2.Социологический опрос.

3.Анкетирование.

3.Лингвистический анализ.

4.Описательный метод.

5.Сопоставительный метод.

2. Основная часть

2.1.Анкетирование

Я провел среди одноклассников анкетирование с такими вопросами:

1.Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?

2. Знаете ли вы, что такое историзмы?

3. Знаете ли вы, что такое архаизмы?

4. Можете ли вы привести примеры устаревших слов?

5. Знаете ли вы, в каких словарях можно получить об этом информацию?

(Приложение 1).

Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Проведенный опрос позволил сделать вывод о том, что большая часть ребят затрудняются в ответах на эти вопросы. Об устаревших словах слышали 9 моих одноклассников из 12 опрошенных, что составляет 75 %. Почти все учащиеся (11 из 12опрошенных) 4 класса ничего не знают об архаизмах и историзмах (и даже не слышали об этих понятиях). На четвертый вопрос были получены такие ответы: «алтын», «арба», «аршин», « боярин», «дань», «живот», «камзол» ,«князь», «свечка», « тварь божья», « увечить» ( я эти слова расположил в алфавитном порядке), «Русь» и даже «Киев», что подтвердило мое сомнение в хорошем знании четвероклассниками устаревших слов и желание побольше узнать о таких словах, чтоб рассказать о них своим одноклассникам и друзьям.

А на пятый вопрос смогли дать ответ только 3 учащихся (это 25 %), написав «Толковый словарь», и то этот ответ не совсем ясный и исчерпывающий, так как я теперь знаю о других словарях, помогающих более полно разобраться в этих понятии.

2.2.Аналитический обзор литературы по избранной теме

«Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое слово», - так писал А.Н.Толстой.

Действительно, в русском языке отразились все изменения, которые отразились в общественной жизни, технике, науке. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими словами.

Устаревшие слова – это слова, которые не употребляются в современной речи. Они делятся на две группы: архаизмы и историзмы.

Историзмы – слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия. Пример таких слов – боярин, опричник, буденновец. Они не имеют синонимов в современном языке, и узнать их значение можно только из толкового словаря. Чаще всего устаревшие слова – историзмы встречаются среди названий, связанных с военной тематикой, а также имеющих отношение к хозяйственным предметам и одежде: кольчуга, забрало, камзол.

Архаизмы–устаревшие синонимы современных слов, у которых есть другие, новые названия.

Группы архаизмов

Значение

Примеры

Собственно лексические

Слова, устаревшие самим корнем

Выя – шея, всуе - напрасно

Лексико - семантические

Многозначные слова, имеющие другие, не устарелые значения

Глагол – слово, гость – иноземный купец

Лексико - фонетические

Слова, отличающиеся от современных вариантов двумя – тремя звуками

Нумер – номер, феатр - театр

Лексико - словообразовательные

Слова, отличающиеся от современных вариантов

приставками или суффиксами

Содейство – содействие, нервический - нервный

Лексико - морфологические

Слова с устаревшими грамматическими формами

Роги – рога, телята - теляты

Таким образом, архаизмы в отличие от историзмов называют понятия и сейчас существующие, но обозначают их другими, современными словами.

2.3.Исследовательская часть

В рамках данного проекта я исследовал устаревшие слова в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Во время чтения сказки я выписал все мне непонятные устаревшие слова, затем узнал их значение по «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля и Большому толковому словарю под редакцией Д.Н.Ушакова и составил словарь устаревших слов.

Словарь устаревших слов

Воротиться- вернуться назад.

Душегрейка –теплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.

Кичка – праздничный головной убор замужней женщины, старинный или местный.

Кликать - звать, кричать.

Корысть – выгода, материальная польза.

Молвить – говорить.

Откуп – право на взыскание каких – нибудь государственных доходов, предоставляемое частному лицу за денежное вознаграждение.

Очи – глаза.

Разбранить – поругать.

Сей – этот.

Светелка– светлая небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Старче– человек престарелый, весьма старый, из стариков.

Столбовая дворянка - древнего рода, коего дворянство прошло чрез несколько поколений.

Пряник печатный – сладкое печенье на меду или патоке с какими – нибудь пряностями с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

Пуще - больше, сильнее, крепче.

Усердный - послушный.

Черные люди - люди «низшего класса», обязанные платить подать царю или князю.

Чупрун-чуб, хохол.

Царские палаты - царские палаты.

Затем я исследовал частеречную принадлежность устаревших слов и выявил, что преобладают имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Больше всего существительных –их 13, вторая часть речи по частоте – глаголы, их – 4, прилагательных - 2, но они часто встречаются в словосочетаниях для обозначения исторических понятий, и одно местоимение ( его можно, я считаю, и назвать) «сей». (Приложение 2).

Во время исследования я задумался о том, а какие из этих слов устаревших являлись в эпоху А.С.Пушкина архаизмами, а какие историзмами. И были ли они тогда устаревшими? Но для этого необходимо тщательно изучить эпоху моего любимого сказочника. Ведь следует помнить, что многие слова, которые сейчас устарели в языке, тогда были в активном словаре. И это станет предметом моих следующих исследований и открытий.

И последний мой вопрос: «А для чего использовал А.С.Пушкин в своих сказках (и не только) устаревшие слова?». А можно ли их представить без них? Нет. Ведь именно онивносят «изюминку» в устную и письменную речь, помогают почувствовать «отдаленность» этих сказочных сюжетов, их волшебство и загадочность. Встреча с текстом А.С.Пушкина была для меня увлекательна, познавательна. Актуальность моей работы в том, что приобретенные знанияможно использовать и на уроках русского языка, и на уроках чтения, и на олимпиадах, а самое главное я могу об устаревших словах сейчас рассказать своим одноклассникам и увлечь их лексикой великого А.С.Пушкина.

Список литературы

1. Биржакова, Е.Э. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века: учебное пособие/ Е.А.Биржакова .- Москва: Просвещение, 2005- 83с.

2. Будагов, Р.А. Писатели о языке и язык писателей: учебное пособие/ Р.А.Будагов.- Москва: Просвещение, 1984. - 203с.

3. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина: учебное пособие/ В.В.Виноградов.- Москва: Гослитиздат, 2011-14 с.

4.Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/Греков В.Ф. – 37- е изд. – Москва: Просвещение, 2010. – 255 с.

5. Гофман, В.А. Язык Пушкина: сборник/ В.А.Гофман. – Москва: Академия, 2010. – 400с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Москва :Медиа, 2006.- 583 с. 7. Пушкин, А.С. Сочинения: в 3-х т. Т.1 Стихотворения. Сказки. – Москва: Художественная литература,2005. – 50 с.

8.Ушаков,Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – 6 – е изд. –Москва:Астрель,2008.- ок. 60000 с.

9.Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание.Русский язык.- 4-е изд.- Москва:Аванта, 2005. -704 с.

Приложение 1

Приложение 2

VIII районная конференция научного общества учащихся

«Первые шаги в науку»

Кичка или кика? ( Устаревшие слова в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Автор: Лушников Евгений, 4 класс, МБОУ «Красносельская СОШ им. А.И.Кутепова» Научный руководитель: Ямковая Светлана Абдуловна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ «Красносельская СОШ им А.И.Кутепова»

2016

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области