Бикулова С.Р. учитель начальных классов МБОУ «Татсунчелеевская начальная школа - детский сад»
Экологическое воспитание младших школьников.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»
Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости
к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Богатая природа нашей местности помогают провести с детьми краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Мы взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожать природу-это все равно что рубить собственные корни. Моя задача - донести до ума и сердец малышей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.
Так, совместно с родителями в классе провели мероприятие «Земля - наш дом» в форме заочного путешествия по музеям- заповедникам, экологический калейдоскоп. Это мероприятие способствовало формированию экологических знаний, воспитанию любви к родному краю, Родине, к самому себе, развитию наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.
Была проведена большая подготовительная работа. Ученики нарисовали плакаты и рисунки о защите природы, подготовили гербарии, рассказали своим родителям о новом издании Красной книги Республики Татарстан. Это доказывает, что в нашей республике растет внимание к проблемам экологии. В конкурсе « Эрудит» участники находили ответы на такие вопросы:
-Кто из известных поэтов и писателей писали о природе?
-Кто из известных татарских и русских художников писали картины о природе?
-Какое дерево считается национальным деревом России? И почему?
-Какая древесина продается не кубометрами, а килограммами?
Ребятам предлагались задания определить растение из гербария и рассказать о нем все что знаешь. Дети отгадывали загадки, находили решение экологическим ситуациям, слушали пение птиц, угадывали следы зверей.
В заключении сделали вывод: несмотря на то, что конкурсы были простыми, кое- что новое узнали. Наш общий Природный дом и светлый, и радостный, и сказочно- прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей - Человека.
В пояснительной записке программы по окружающему миру говорится о том, что учителям необходимо воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе, своему краю.
В классе устанавливается традиция постоянного общения с природой - прекрасным наставником и воспитателем.
Все четыре года дети ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное.
Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота детей о рыбках в аквариуме, о комнатных растениях. Так воспитывается в детях любовь ко всему живому, гуманное отношение к зеленому другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека.
Система занятий ведет к тому, что дети все замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами что-нибудь сделать полезное в жизни.
Мои ученики очень любят экскурсии в природу. Каждая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления. Уже стало традицией посещение леса в разное время года. На этих экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в теплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто- желтую листву кустарников, багрянец клена. А поздней осенью особо подчеркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят они голыми и беззащитными.
Перед нами учителями встала важная, серьезная задача: воспитывать гуманное отношение ко всему живому. На уроках и внеурочное время мы с моими учениками много говорим о зимующих птицах. Постоянно довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время - зимние холодные дни. Поэтому мои ученики делают кормушки для птиц, подкармливают их.
На интегрированном уроке- игре ученики углубили свои знания о птицах, обитающих в нашей местности. Известно, что птицы самые многочисленные обитатели живой природы. По данным ученных на нашей планете живут около 9 тысяч видов птиц. На бескрайних просторах России живут 700 видов птиц. В Татарстане летом можно встретить более 200, а зимой более 40 видов птиц. В Южной Америке в маленькой стране Эквадор живет 1700 видов птиц.
Ученики подготовили устный журнал о пернатых, в котором увлеченно рассказывали о совах, о скворцах, о горных орлах. У нас в Татарстане селятся 3-4 пары степных орлов, которые занесены в Красную книгу Татарстана. Много интересного узнали о долгожителе среди птиц- черном вороне. Эту птицу татары и сегодня считают священной птицей, которая приносит известия. У нас встречаются 2 вида кукушек: обыкновенная и глухая. Польза от кукушки велика. За день она съедает 43 гусеницы бабочки- капустницы, 5 личинок майского жука, 39 кузнечиков и других. Также много нового ребята рассказали о лебеди- кликун, которая гнездится по берегам Средней Волги и Камы., по большим камышистым озерам и затонам.
Участники урока соревновались в чтении скороговорок:
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок,
Сорок орлов попугали ворон,
Сорок коров отогнали орлов.
На этом уроке ученики решали кроссворды, отгадывали загадки, слушали песни о птицах и сами пели.
Начиная с 1 класса стремлюсь воспитать своих учеников как друзей природы. Весной весь коллектив нашей начальной школы убирает территорию школы. У нас есть участок земли, где мы выращиваем овощи и ухаживаем за зелеными насаждениями. Провожу беседы, в которых предлагаю детям поставить себя на месте сломанной ветки, выпавшей из гнезда птенчике и высказать, что они почувствуют при этом.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.
Список литературы
1.Н.Ф.Виноградова Экологическое воспитание младших школьников. Нач .школа №4, 1997 г.
2. Г.И.Колесникова Экологические экскурсии с младшими школьниками. Нач.школа №6,1998г.
3.Х.Галиева,Н.Туманова Птицы- верные друзья природы. «Магариф» №3,2003г.