Пояснительная записка.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в различных формах, любая из которых обладает достаточно большим потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организуещего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами.
Историческое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно – деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в процессе трудовой и творческой деятельности, в разнообразных проектах и игровых ситуациях.
Данная программа ориентирована на школьников младшего подросткового возраста(5 класс) и включает в себя несколько видов и направлений внеурочной деятельности: познавательную, творческую, трудовую, а так же элементы трудовой деятельности. В программу включены элементы занятий по военно – историческому моделизму, что способствует развитию фантазии, мелкой моторики и пространственного мышления. В программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.
Программа внеурочной деятельности составлена учителем истории Сергеевым С. Ю. на основе программ Н. А. Криволаповой « Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы» Москва Просвещение 2012г.;Д. В. Григорьева, п. В. Степанова « Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение» М Просвещение 2011 г.;Е.Н.Дзятковский, А. Н. Захлебного, А. Ю. Либерова « Программы внеурочной деятельности 5-6 классы» М. Просвещение2012г.
Цель программы – сформировать компетентности в сфере познавательной, творческой и других видах деятельности, создать условия для овладения обучающимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения;
-формирование учебно – интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;
-формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно – информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации;
- освоение приемов творчества и решения творческих задач;
- формирование коммуникативных умений работы в группах
Тематическое планирование.
Класс | № | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Экскурсия | |||
5 | 1 | Первобытные люди | 4 | 11 | 1 |
2 | Древние цивилизации | 4 | 14 |
Содержание деятельности.
5 класс.
Раздел1. Первобытные люди ( 16 часов).
Вводное занятие. Особенности проведения занятий. Необходимые принадлежности и способы работы с ними .Подготовка к проведению следующего занятия.(1 час).
Первобытные люди. Отличие первобытных людей от обезьян Орудия труда первобытного человека. Развитие и изменение орудий труда. Просмотр видеоматериалов и беседа по указанной теме. Информация к занятию готовится учителем, либо ( по желанию) самими обучающимися под руководством учителя.(1 час).
Изготовление макетов орудий труда первобытного человека.Обучающиеся под руководством учителя изготавливают имитацию орудий труда первобытного человека., объясняют их предназначение. Используются природные материалы, самовысыхающая глина и акриловые краски.(2 часа)
Первобытные религии. Анимизм, тотемизм и фетишизм. Этнография. Племена, живущие в условиях первобытного общества в настоящее время .Одежда и украшения первобытного человека Просмотр и беседа по видеоматериалам по указанной теме. . Информация к занятию готовится учителем, либо ( по желанию) самими обучающимися под руководством учителя.(2 часа).
Изготовление украшений и элементов одежды первобытного человека. Обучающиеся под руководством учителя изготавливают имитацию одежды и украшений. Возможные варианты: кроуч, ожерелье,обереги и талисманы, при помощи родителей – простейшие виды одежды- пончо, накидки и т. д. Материалы для работы : самовысыхающая глина, клей, бумаги, краски. Ткань, природные материалы.(2ч.)
Изготовление макета « Жизнь первобытных людей».Обучающиеся вместе с учителем работают над созданием макета, который отражает сцены из жизни первобытных людей. Размеры макета, расположение фигур людей и животных, растений и животных и т. д., то есть всю композицию обучающиеся разрабатывают самостоятельно. Материалы для работы: набор фигур и красок для военно- исторического моделизма, пенопласт, клей, самрвысыхающая глина, природные материалы( сухостой различных трав, мох, песок и т. д.). акриловые краски ( 7 часов).
Поездка в краеведческий музей. Осмотр раздела экспозиции, посвященной жизни первобытного человека. Первобытные люди на территории Шатурского района ( рассказ учителя или сотрудника музея).(1 час).
Раздел 2. Древние цивилизации ( 18 часов).
Древние цивилизации на карте мира. Особенности древних цивилизаций. Связь цивилизаций. Просмотр видеоматериалов и беседа по указанной теме. Информация к занятию готовится учителем, либо ( по желанию) самими обучающимися под руководством учителя.(1 час).
Древние мореплаватели. Великие путешествия древности. Папирусные корабли Древнего Египта. Лодки озера Титикака. Путешествие на Кон – Тики. Просмотр и беседа по видеоматериалам по указанной теме. Информация к занятию готовится учителем, либо ( по желанию) самими обучающимися под руководством учителя.(1 час)
Изготовление макета папирусного судна. Обучающиеся под руководством учителя изготавливают макет древнеегипетской папирусной лодки ( корабля)Возможно изготовление мини макета – корабля, плывущего по реке Нил. Материалы для работы: соломка, клей, нитки, материя, природные материалы ( 4 часа).
.
Древняя письменность и материалы для письма Китайская письменность, письменность междуречья и Древнего Египта. Материалы для письма. Берестяные грамоты Древней Руси. Просмотр и беседа по видеоматериалам по указанной теме Информация к занятию готовится учителем, либо ( по желанию) самими обучающимися под руководством учителя.(1 час).
Как писали в древние времена Изготовление чернил, глиняных табличек, перьев для письма, берестяных грамот. Обучающиеся выполняют задания по выбору – изготавливают глиняные таблички и пишут на них, делают простейшее писало из дерева и пишут на бересте, чинят перья и пишут ими, пишут кисточкой по шелку и тростниковым пером. Возможно изготовление чернил по древней технологии ( 2 часа).
Архитектура древних цивилизаций. Просмотр и беседа по видеоматериалам по указанной теме. Информация к занятию готовится учителем, либо ( по желанию) самими обучающимися под руководством учителя.(1 час).
Изготовление макета « Древний Египет»Размер и композицию макета разрабатывают обучающиеся. Имея навыки работы с предыдущим макетом, обучающиеся работают максимально самостоятельно. Учитель помогает лишь в случае возникновения технических трудностей. Материалы для работы: набор фигур и красок для военно – исторического моделизма, сделанный ранее макет папирусного судна, цветная бумага, картон, пенопласт, клей, самовысыхающая глина, природные материалы, акриловые краски ( 8 часов)
Условия для реализации программы.
При работе с детьми используются игра, изготовление макетов, экскурсии и другие формы проведения занятий. Занятия делятся на теоритические и практические. При изготовлении макетов используются природные материалы. Выбранные типы макетов легки в исполнении и вполне осуществимы для учащихся младшего подросткового возраста. Практические задания данного типа способствуют развитию пространственного мышления, фантазии ребенка, закрепляют полученные в ходе теоретических занятий знания, учат работать в группе и т. д.
Для реализации программы необходимы : компьютер, проектор, карты России, Московской области, карта историко – культурного наследия Шатурского района, природные материалы, набор фигур для военно – исторического моделизма, игрушки, клей. Краски, карандаши и т. д.
Ожидаемые результаты реализации программы
Приобретение школьниками знаний о жизни, орудиях труда и занятиях первобытного человека, древних цивилизациях, их особенностях и взаимных связях, культуре и быте древних народов, о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, практических навыков работы с различными материалами.
Развитие ценностных отношений школьника к истории родного края, истории и культуре различных народов, к природе, к знаниям, науке и исследовательской деятельности , к человеку и людям иной этнической и культурной принадлежности.
Приобретение обучающимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности, опыта управления коммуникацией с другими людьми, опыта исследовательской деятельности и публичного выступления
Способы определения результативности программы.
Организация выставок, мониторинг получаемых знаний, участие в школьных мероприятиях, олимпиадах.