Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока по теме: "Греческая вазопись"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока «Греческая вазопись»

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тема

Греческая керамика

Учитель

Баранова Ирина Александровна

Педагогическая цель:

Задачи урока:

Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных, краснофигурных), их форме.

Способствовать формированию  умения передавать единство формы и декора.

Способствовать формированию навыков работы с вазописью

Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные

расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его символикой, научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам древнегреческой керамики, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.

Личностные

- понимать роль культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

  Метапредметные

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

вазопись, керамика, форма, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Образовательные ресурсы.

Музыкальный ряд: “Сиртаки”

Зрительный ряд:  Презентация «Греческая керамика», индивидуальные карточки с силуэтами ваз

Словарь: пальметта, меандр, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Художественные материалы: альбомные листы, акварель или гуашь, кисти.

Раздаточный материал: таблички с изображением греческих ваз, примеров орнамента, шаблоны ваз.

ХОД УРОКА

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Одним из предместий Афин был район КЕРАМИК. Назван он так потому, что там селились гончары. Греческое слово «керамос» означало «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделие из обожжённой глины.

В гончарной мастерской трудились в основном рабы, выполняя самую грязную работу – заготавливали и месили глину. Это была очень тяжёлая работа. В Древней Греции выражение «делать горшки» означало «тяжело работать».

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы, она была наградой победителю на играх. У греческих мастеров были свои секреты изготовления и изделия их очень ценились. В своей работе мастера-гончары обращались за помощью к богине Афине: Внемли молитвам, Афина, десницею печь охраняя. Дай, чтобы вышли на славу горшки, и бутылки, и миски! Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно.

Как вы думаете, какие предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции сохранило время? Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами греческих сосудов, всего лишь с малой частью (всего их более сотни видов). Слова «СОСУДЫ», «ПОСУДА» на латинском языке «ВАЗЫ», изготовлялись из обожжённой глины.

Стих-е О. Тарутина «Античные вазы»: (слайды из презентации по ходу стихотворения)

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

То вазы- гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза с рисунком, рассказом.

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону,

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор, как видно, лишается сил).

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей,

А это вручают спортивный трофей,

А вот Одиссей продающий советы,

А это Кентавры…, а это…, а это…,

Но мы описать и не пробуем в раз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Познавательные:

 анализируют, выделяют главное и обобщают;

Регулятивные   

формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов

Коммуникативные

вести диалог, участвовать в дискуссии, 

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Каких знаний нам не хватает для изображения греческих ваз?

- Что нового вы хотели бы узнать на этом этапе урока, каковы будут его задачи?

-Задачей нашего урока будет знакомство с искусством древнегреческой вазописи. И вы сами выполните эскиз росписи вазы.

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия Называют тему урока, задачи.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: краснофигурный и чернофигурный стиль

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными понятиями, терминами.

Как вы уже видели греческие сосуды были очень разные по форме и служили для различных нужд жителей: черпания воды, хранения зерна и вина, для ароматического и оливкового масел, для питья, а также для захоронения и голосования.

Рассмотрим некоторые из них: наиболее распространены были АМФОРЫ – сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).

ГИДРИИ – сосуды для воды.

ОЙНОХОЯ – сосуд для вина.

КИЛИК - сосуд для питья с ножкой и двумя ручками.

ПИКСИДА – сосуд для хранения женских украшений.

ЛЕКИФЫ – для душистого масла и многие другие.

Это только часть сосудов, которые изготавливались в гончарных мастерских и использовались в хозяйстве. Мы знаем, что вещи должны быть не только практичными, но и красивыми.

Греческая керамика предназначалась для постоянного потребления, но не смотря на свою функциональность искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – всё подчинялось определённым правилам, которые художник должен был хорошо знать.

А какие цвета использовались мастерами? 

В Греции существовали два стиля вазописи: краснофигурный и чернофигурный. Они отличались техникой изготовления. В 4 веке доминировала чёрнофигурная роспись.

В веке 4, задолго до нынешней эры, в Греции славный жил вазописец умелый, Эксекий. На кратерах красных чёрным писал он фигуры античных героев.

Чтобы рисунок получился чёрным на глине рисовали специальным раствором (лаком), который после обжига становился чёрным.

Годы прошли, сменялись цари и поэты. В веке далёком 5-м, до нынешней эры чёрные вазы с фигурами красного цвета выполнил мастер Ефроний. Пишет героев античных он не знающих страха, пишет богов, что живут на Олимпе, а также актёров.

Итак к 5-му веку появилась новая техника вазописи – краснофигурная. Красные фигуры на чёрном фоне позволяли более чётко передавать анатомию и пластику человека.

В древности сосуд сравнивали с человеком.(тулово, ручки горлышко, ножка.

В центре вазы (на тулово) рисунки с изображением сцен из жизни и сюжетов из мифологии.

Но только ли сюжетное изображение имеется на вазах? Посмотрите, очень часто оно дополняется орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

Сообщение учителя о меандре, пальметте.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Анализируют новые сведения.  Рассуждают о назначении ваз, их конструкции и декоре, выявляют характерные особенности.

Анализируют как строится композиция росписи.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.

Для выполнения работы вы  должны сделать следующее: 

1. Выбрать сюжет росписи.2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Именно по нему мы узнаём как выглядели древние греки, чему поклонялись. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.

3.Сюжетное изображение дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

Мастер, желая украсить чудесные вазы, орнаменты вывел из веток плюща и листьев оливы, лавры писал, розетки и волны, что несут корабли к землям родным и брегам чужестранным.

(звучит музыка «Сиртаки»)дети рисуют

Используют шаблон изображения ваз, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, ритм, симметрия) в творческой работе

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Выставка ваз.

-Оцените результаты своей работы

-Расскажите кратко о своих вазах (название, техника, орнамент)

Выставка ваз. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Продолжите предложения:

Новым для меня стало…

Особенно мне интересно было…

Наиболее трудным для меня оказалось…

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий

Зарисовать в рабочую тетрадь 2-3 вида древнегреческого орнамента

Запись д/з в дневник.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области