Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста
Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью. Они связаны с выражением ребенком своих возможностей, ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, в раннем возрасте преобладающими над процессами торможения. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода.
На протяжении второго и третьего годов жизни происходят значительные изменения в его эмоциональной сфере. Если на первом году ребенок получал достаточно ласки и внимания со стороны значимых взрослых, а взрослые дали все необходимое для его гармоничного развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций, жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, эмоционально уравновешен: он понят, любим взрослыми. И начинается новый этап в освоении окружающего: формируется потребность в общении со взрослыми, развивается познавательный интерес.
Возрастная периодизация
От 1 года до 1 года 6 месяцев – формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, которые имеют определенную продолжительность и завершающий результат (положительный или отрицательный). Для развития эмоциональной жизни в этот период важны такие навыки, как речь и ходьба.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет развитие эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем, развитием речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.
В конце 2 года жизни у детей наблюдаются яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике, движениях, в оттенках голоса и пр. Важным условием для развития эмоциональной сферы остается общение с близкими взрослыми, которое теперь имеет характер сотрудничества. Благодаря способности подражать, малыш учится эмоционально адекватно реагировать на явления и события своей жизни.
Для того, чтобы новообразования сформировались правильно, необходимы определенные усилия взрослого, иначе эмоциональная сфера малыша останется на первоначальном уровне, что может отрицательно сказаться на развитии в целом. В этот возрастной период полезно проводить игры с сюрпризами, так как дети особенно эмоционально воспринимают все неизвестное. Учитывая высокую потребность детей это возраста в двигательной активности, рекомендуется играть с ними в подвижные игры, котрые включают упражнения, совершенствующие развитие основных движений. В результате этого происходит формирование положительных эмоций, ребенок самооутверждается в своих возможностях.
На третьем году жизни (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) происходит дальнейшее развитие познавательных потребностей ребенка (любознательность) без побуждения к этому со стороны взрослого. И эмоции малыша определяются уже оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других; появляется эмоциональное предвосхищение некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.
К концу третьего года жизни у ребенка на эмоциональной основе происходит осознание и утверждение себя (понимание собственного «Я»), возникает чувство сопереживания, эмпатии, ликования, гордости. Познавательные эмоции пронизывают все сферы жизнедеятельности малыша.
Эмоциональное отношение ребенка к своим действиям играет немаловажную роль. От того, какие эмоции возникают у него в процессе обучения, какие чувства он испытывает от своих успехов и неудач, зависит развитие его дальнейшей познавательной активности.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Должным образом организованная работа (занятия, совместная и самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Основные задачи работы с детьми раннего возраста
Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, осязательного и вкусового анализаторов.
Поддержание эксперссивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различным по модальности, интенсивности, продолжительности.
Важное место в этом процессе принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего возраста.
Игры с водой
Запуск кораблика; купание игрушки; наполнение водой различных емкостей; переливание воды из лейки в тазик («Дождик идет»); имитация руками морских волн («Море волнуется..»).
Живое домино
Цель: Нахождение (название) цвета.
Предварительная работа. Воспитатель повязывает детям на руки ленты разных цветов.
Ход игры: Дети танцуют под музыку, как только музыка стихает, каждый из них должен быстро найти себе пару с лентой того же цвета и встать с ней в круг.
Рисование по сыпучим материалам (манка)
Цель: Развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.
Мир в кляксе
К детям в гости приходят игрушечные Гусенок и Лисенок. У педагога заранее подготовлены на листах кляксы рыжего и желтого цветов, которые по форме напоминают Лисенка и Гусенка. Педагог рассказывает про них историю: «Однажды хитрый Лисёнок и глупый Гусёнок решили поиграть и превратились в кляксы. Найдите Лисенка. А где Гусёнок?»
Можно предложить детям самим сделать кляксы.
Огромный восторг вызывает у детей рисование пальчиками или ладошкой, а также лепка из пластилина.
Яркие ладошки
Педагог раскрашивает ладонь ребенка в какой-нибудь цвет (лучше, если ребенок сам выберет его), а потом прикладывает ее к чистому листу бумаги. Отпечаток ладони можно оформить и украсить.