Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте».

Бусловская Татьяна Владимировна

Воспитатель МДОУ детский сад с. Борки

с.Борки 2018

«Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте».

Автор: Бусловская Татьяна Владимировна

Мы живем в великой стране. На ее просторах много городов, поселков и сел, а вокруг раскинулись бескрайние леса, реки, сады. И всюду работают машины: они пашут поля, помогают строить дома, перевозят по дорогам различные грузы и пассажиров.

Интенсивность движения на автомобильных трассах увеличивается не по дням, а по часам, и пешеходу становится все труднее рядом с потоком мчащихся машин. Пешеход ощущает все большую ответственность за порядок на дороге, за безопасность дорожного движения.

Улицы современного не только города, но и небольшого села в наше непростое время таят в себе много не только опасного, но и неожиданного: малейшая несогласованность в действиях водителей и пешеходов может привести к авариям и жертвам. Чтобы этого не произошло, и те, и другие должны подчиняться строгим законам. Законы называются «Правила дорожного движения».

Самое большое богатство нашей страны – люди, а самое ценное у людей – жизнь. «Уметь ходить по улицам, особенно в большом городе, соблюдая правила дорожного движения, должен каждый. Пешеходы передвигаются вдоль дороги только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы один поток не мешал движению другого даже на самых оживленных улицах. Если же отдельные прохожие будут идти против таких потоков или нарушать порядок движения (бежать, толкаться, останавливаться группами, нести громоздкие предметы т. д.), то некоторым пешеходам придется сойти на проезжую часть, и тогда случится непоправимое…», - такими словами часто начинается занятие по профилактике дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но писали их мы с вами взрослые. Поэтому самая главная наша задача – разъяснить правила дорожного движения ребенку «его языком», донести смысл, опасность их несоблюдения.

Но нельзя добиться желаемого без терпения, усилий и такта.

Системность и содержательность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Я вижу свою работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма действенной только благодаря совместной работе педагогов ДОУ, родителей, школы и представителей ГИБДД. Поэтому важным стал поиск новых, интересных форм работы.

Цель: дать детям базовые знания по правилам дорожного движения.

Задачи:

- совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения;

- развивать у детей элементарные навыки самостоятельного безопасного поведения на дороге и в транспорте;

- пропагандистская деятельность ДОУ среди родителей по правилам дорожного движения.

Выше перечисленные задачи решаются путем теоретической и практической деятельности педагогов с детьми, путем взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников, школой, сотрудниками ГИБДД. ДОУ – первая ступень в образовании, значит и безопасному поведению на улицах и дорогах должны научить тоже детские сады.

Но самое главное – создать соответствующую развивающую среду.

В нашем детском саду оборудована «Школа светофорных наук», где собрано множество атрибутов по правилам дорожного движения: макеты дорожных знаков (многие из которых изготовлены родителями), макеты светофоров с переключающими сигналами, книги, плакаты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, магнитная доска с машинами, перекрестком, дорожными знаками, атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка, накидка с надписью ДПС). Рекомендации и советы для родителей по профилактике дорожного травматизма, иллюстрации с изображением транспортных средств, набор транспортных средств, конструкторы. Оборудован участок дороги с перекрестком, на котором дети могут «погонять» на машинах, соблюдая все правила. В «Школе светофорных наук» проходят смотры-конкурсы рисунков, выставки книг.

В обучении детей правилам дорожного движения и профилактике детского дорожного травматизма я использую дифференцированный подход: самые маленькие дети знакомятся с транспортными средствами, определяют, из каких частей состоит машина, учатся различать цвета светофора, знакомятся с понятиями «тротуар», «проезжая часть». Дети среднего возраста дополнительно к этому знакомятся с пешеходным переходом, правосторонним движением, должны знать назначение сигналов светофора. Дети старшей группы знакомятся с такими сложными понятиями, как «перекресток» и «дорожные знаки». А дети подготовительной группы должны уметь анализировать проблемные ситуации на дорогах и знакомятся с работой регулировщика. У детей есть возможность закреплять все полученные знания на практике, т.е. не только услышать и увидеть.

На игровом участке оборудован «Островок безопасности»: нарисован пешеходный переход и разделительная полоса на дороге. Дети могут «ездить» на машинах и велосипедах, соблюдая правила дорожного движения: они знают, когда необходимо пропустить пешехода, а когда можно проехать водителю.

Большую часть в организации данной работы оказали родители: помогали оформлять уголки, мастерили атрибуты, совместно с детьми разработали «Маршрут безопасности» - безопасный путь следования от дома до детского сада, готовили поделки. Родители могут понаблюдать за ходом занятия, а заодно и прочитать рекомендации для себя, которые систематически вывешиваются и обновляются в специальном уголке. На дом берутся специальные «Ситуации для анализа», чтобы вместе с детьми разобраться, как правильно вести себя на дороге и в транспорте. Родители охотно откликаются на участие в месячнике «Зеленый огонек» - вместе с детьми изготавливают дорожные знаки, костюмы, приносят книги по правилам дорожного движения.

Кроме того, организована работа по приобретению для детей светоотражающих элементов.

Частые гости в детском саду – инспектора ОГИБДД. Дети с удовольствием участвуют в занятиях, которые проводят инспектора ДПС.

Часто я организовываю целевые прогулки и походы, экскурсии по селу. Дети учатся правильно переходить дорогу, знакомятся с машинами специального назначения.

Для интеграции работы по изучению ПДД в нашем дошкольном учреждении организовано межпредметное взаимодействие с другими видами деятельности (развивающие игры, изобразительная деятельность, физическая культура, музыкальные занятия). Интегрированные занятия позволяют учесть имеющийся опыт детей по ПДД, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных образовательных областях и тем самым уменьшить затраты на освоение знаний.

Два раза в год я провожу мониторинг по правилам дорожного движения: вводный в сентябре, итоговый в мае. Проведенный диагностический срез позволяет наблюдать положительную динамику в усвоении знаний и навыков детей о правилах дорожного движения по таким критериям, как: знания о различии грузовых и легковых автомобилей, различий цветовых сигналов светофоров, о работе сотрудников ГИБДД, значениях дорожных знаков, правил поведения в общественном транспорте, правил перехода улицы на перекрестке со светофором и регулировщиком.

К сожалению, у нас еще много взрослых, которые считают, что детям «Дорожную азбуку» изучать не пришло еще время. Да и сами они думают, что правилам подчиняться необязательно. Они перебегают дорогу там, где хотят, не задумываясь о том, к каким тяжелым последствиям может привести их легкомыслие, какой опасности они подвергают себя и своего ребенка. «Со мной такое не случится», думает большинство из них, слушая рассказы о дорожных происшествиях. Уверовав в свою ловкость и силу, иногда просто в везение, они теряют благоразумие. Но как приятно услышать такие слова: «Сегодня мой малыш не разрешил мне перейти дорогу в неположенном месте, а потянул меня к пешеходному переходу, сказал, что так учили в детском саду». Значит, мой труд не пропал даром, а нынешние дошкольники завтра станут грамотными пешеходами и водителями.

Задачи работы по ознакомлению с ПДД

Младшая подгруппа

С детьми 3-4 лет продолжать работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Организовывать и постоянно направлять познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

Знакомить детей с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Закреплять знания о том, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.

Большое внимание уделять развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учить различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закреплять и расширять при каждом удобном случае воспитателем, родителями.

Я стараюсь подбирать книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объяснить их назначение, рассказать о разных частях автомобиля, стараясь активизировать восприятие детей вопросами.

Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Старшая подгруппа

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и

дополняются.

На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Идет знакомство с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Даются более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины – направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Творческий подход, оригинальные формы и методы работы с детьми.

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность – ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.

Система взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте происходит становление основных принципов поведения в повседневной жизни. Будет ли ребенок аккуратным, вежливым или отчаянным сорванцом – зависит от воспитания в первые годы его жизни и от нас с вами. И если нас, взрослых, сложно убедить в ошибочных взглядах на те, или иные вещи в силу устоявшихся мнений, то ребенок с чистотой и доверчивой душой, как губка, все впитывает, охотно верит всему, что говорим мы ему мы с вами.

Проводимая работа в ДОУ приносит желаемые результаты. Как говорят родители, дети уже делают им замечания во время быстрой езды и комментируют значение встречающихся знаков. Хочется верить, что через несколько лет на смену бесшабашным водителям-лихачам придет новое поколение – воспитанники детских садов. Они будут не только следовать правилам дорожного движения, но и соблюдать дорожную этику, т.к. еще в детстве их научат быть вежливыми по отношению ко всем участникам дорожного движения.

Методическое обеспечение:

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возрата» - С. – П. : Детство-Пресс, 2004. – 130 с.

Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Навицкая В.А. и др. «Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство» - СПб. : ООО издательство «Детство -Пресс, 2012. – 144 с.

Захарев С. «Азбука безопасности на дороге» - творческое объединение «МАСКИ», компания «Правильное кино», для детей 2-7 лет, 2009.

Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры – Волгоград: Учитель, 2012, - 168 с.

Нефедова К.П. Транспорт. Какой он? : Пособие для воспитателей и родителей. М.: Издательство ГНОМ, 2010. – 64 с.

Наглядно-дидактическое пособие «Автомобильный транспорт», Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Старцева О.Ю. Школа дорожных наук : Дошкольникам о правилах дорожного движения – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 80 с

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области