1.2. Возможности использования русских народных сказок в воспитании и обучении детей 5-6 лет.
Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близко его мышлению, представлению.
Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка-благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка-творение народа. Она воздействует на душу ребенка. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образы родного языка. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Кажется, что народная сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку.., дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка.., но каждое слово этой сказки, как тончайший штрих на бессмертной фреске в каждом слове, в каждом образе- игра творческих сил народного духа. Ребёнок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка-это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребёнок познаёт сердцем свой народ.[3.12]
Герои волшебных сказок – люди, обладающие высокими моральными качествами, за которые их любят животные и помогают им (серый волк, мышка, ворон и др.), волшебные существа (Морозко, Конёк-Горбунок, Сивка-бурка) и чудесные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, живая и мертвая вода и т.д.).
Героям волшебных сказок противостоят сказочные существа (Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.) или злые и коварные люди (мачехи, братья, дочери и пр.).
Сюжет волшебной сказки сложнее, чем сказки о животных. В них рассказывается либо о необычной судьбе героя, полной различных происшествий («Конёк-Горбунок», «Морозко»), либо о каком-нибудь особом случае из его жизни («Гуси-лебеди», «Мальчик и злая медведица»). Строится сюжет волшебной сказки на действие героев, которые попадают в необычные условия, преодолевают большие трудности и благодаря своим высоким нравственным качествам одерживают победу («Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» и пр.).
Сказки воспитывают любовь к родине, приближают детей к культуре народа, знакомят с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. «В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственное понятие и этот лукавый, русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве».
Сказки способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, творческой фантазии, художественного вкуса. Они учат его преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, отзывчивым, честным, трудолюбивым, храбрым. «Чудеса… нянькиных сказок,- вспоминал Горький,- возбуждали желания самому творить чудеса».[5.136]
Как и сказки о животных, волшебные сказки своими отдельными элементами восходят к доклассовому обществу и отражают первобытную веру людей, их мечты о справедливости, о победе добра над злом, о светлой, счастливой жизни.
Волшебные сказки рассказывают детям с целью воспитания высоких моральных качеств, а также показа им красоты и поэтичности русских сказок, в которых особенно ярко проявился художественный гений нашего народа.
Волшебной сказке часто предшествует присказка (сжатая или развернутая). Она не связана с содержанием волшебной сказки. Она образно, ритмична. Цель ее - сосредоточить внимание слушателя, ввести его в мир несбыточного, сказочного. Чтение её должно вызывать у детей интерес, заставить их сосредоточиться, насторожиться.[5.158]
Волшебная сказка начинается устойчивой сказочной формулой- зачином. Цель зачина - ввести слушателя в мир сказочной фантазии, где всё может быть и всего можно ждать. Зачин читается замедленно, немного напевно, несколько таинственно, чтобы подготовить детей к восприятию чудесного повествования.[5.159]
Большую роль в волшебной сказке играет прием ступенчатого сужения, когда количество предметов сокращается до одного, которое является самым главным, самым решающим в судьбе героя.
Язык волшебной сказки живописнее и сложнее, чем сказки о животных. Фразы длиннее. Встречаются, хотя и кратко выраженные, описания природы, действий, переживаний героев, которые носят реальный характер.
При рассказывании сказки воспитатель обращает внимание детей на её язык, выделяет художественные определения, сравнения так, чтобы дети их запомнили. Передавая бытовые подробности, картины природы, душевное состояние героя, рассказчик должен употреблять обычные разговорные интонации, характерные для бытового собеседования. Это даст возможность детям живо воспринять сказку и почувствовать неё реальную основу.[5.160]
Волшебная сказка имеет концовку например: Стали жить-поживать да добра наживать; Вот вам сказка, а мне-бубликов связка. Цель концовки- разрядить внимание слушателей, вернуть из повседневной жизни. Читается она в обычной разговорной манере. Перед концовкой и после неё делается значительная пауза которая, отделяет ее от общего сказочного повествования. Произносится концовка несколько лукаво, как бы подчеркивая необычайность действия волшебной сказки.[5.161]
Сказки о животных занимают большое место в педагогике детского сада. Эти сказки зародились в глубокой древности и в начале носили магический характер. Постепенно сказки о животных утратили магическое значение и стали приближаться к небольшому занимательному, поучительному рассказу аллегорической формы. Сказка о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помогать слабому.
По объему сказки о животных невелики. Их содержание предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежат реализм. Элементы фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивание животных, которые в сказках не только говорят на человеческом языке, но и действуют как люди. Своеобразие сказок о животных обусловливает особенность их рассказывания. Для их передачи характерна естественная, разговорная интонация со всеми её оттенками, которая наиболее ярко передаёт всё то, о чём повествуется в сказке. Герои сказок о животных - обычные люди (родители, дети) и хорошо знакомые детям животные (кот, лиса, заяц. медведь и др), которые наделены типическими чертами: лиса – хитрая, волк- злой, петух, кот - храбрые и т.д. Поскольку в сказке нет описательного элемента, эти типические черты помогают рассказчику верно передать характер и поведение того или иного персонажа.[5.147]
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Теперь признана их безусловная ценность, но еще в 20-е годы нашего столетия некоторые педагоги и литературные критики отрицали за сказками право быть помещенными в детских книгах. Фантастический вымысел отождествлялся с суеверием и религией. Суждения о вреде сказки сочетались с общим отрицанием значения культурного населения, нужного для эстетического воспитания детей в социалистическом обществе.
Вся практика советской педагогической науки, практика работы детских издательств доказала высокую ценность и важность включения народных сказок в детские книги, и особенно в книги, с которыми знакомят дошкольников.
Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловил рыбу – опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем закончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.[1.27]
Бытовая сказка наиболее близко к повседневной жизни и даже не всегда включает в себя чудеса. Бытовые сказки воспроизводят картины труда и быта народа. Одобрение или осуждение всегда подается в не открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. В их основе - стремление к лучшей жизни.
Бытовые сказки бывают юмористическими и сатирическим. Для них характерен занимательный сюжет с множеством комических ситуаций.
В юмористических сказках высмеиваются человеческие пороки. Например, сказки «Каша из топора» высмеяны жадность и глупость старухи.
Для сатирических сказок характерен социальный или семейный конфликт. Папы, помещики, купцы изображены в этих сказках резко сатирически. Они глупы, ленивы, трусливы, достойны осмеяния. Положительный герой в этих сказках – мужик, слуга, солдат. Он трудолюбив, храбр, находчив, честен. Герой побеждает не при помощи чудесных предметов и свойств, а благодаря уму, сметливости, хитрости и находчивости.
Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Всё это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые проникали здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат витамин смеха, помогающие простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы-чиновники, неправильные судьи, скупые богачи, высокомерные вельможи.
В бытовых сказках появляются порой и персонажи – животные, а возможное появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь - не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Парой в сказку водится такой специфический элемент детского фольклора, как «перевертыш». При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказках перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.
В бытовых сказках широко отражен реальный крестьянский быт.
В бытовых сказках по сравнению с волшебными сказками и сказками о животных нет присказок, традиционных зачинов и концовок. В них редко встретишь троекратное повторение сказочного эпизода.
В бытовых сказках распространён приём утрированного (преувеличенного) изображения главные черты персонажа, например, жадности, глупости.
Комизм сказок часто проявляется в изображении нереальных ситуаций.
В бытовых сказках широко представлена народная разговорная речь.
Обычный прием сказок - рифмованная и ритмическая речь: «Муж был Вавило, жена была Арина, работать больно ленива», «Поп - толоконный лоб».
Бытовые сказки имеют воспитательное и познавательное значение. Они развивают чувство юмора, воспитывают любовь к родному языку.
Сказки помогают ребенку овладеть языком своего народа, понять его красоту, обогатить свою речь. В статье «О сказках» А.М. Горький писал: «…эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, помогла мне ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка». Сказки всегда доставляют детям большую радость. Малыши внимательно их слушают, активно переживают, быстро запоминают содержание, а затем с удовольствием пересказывают их, проводят игры на сказочные сюжеты, использует обороты сказок (тянет-потянет, большая-пребольшая, жить-поживать и т.д.), эпитеты (мышка-норушка, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка, и пр.) в повседневной жизни. [5.137]
Сказки должны подбираться по возрастам. В младших группах книги должны быть яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.
В старших дошкольных группах необходимо знакомить детей со сказками, в которых главные герои - люди (короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри и т.д.). В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.
Так как дети старшего дошкольного возраста пытаются читать сказки самостоятельно, необходимо приобретать книги с крупным и понятным детям шрифтом.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно ввести традицию: ежедневно в одно и тоже время, например во второй половине дня, уделять время чтению сказок, зарубежных авторов. Знакомство с этими сказками позволяет детям сравнивать, анализировать, рассуждать и узнавать о жизни, быте и культуре других народов.
Таким образом, через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.[3.13]
Народная сказка читается детям легко уже потому, что во всех… народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко образуемое, полное движения и интереса.
Сказка создавалась устное была рассчитана не на читателя, а на слушателя. Само название сказки (от слова сказывать – говорить, рассказывать) определяет форму её передачи.[5.137]
Читается сказка (по книге или наизусть) в простой, разговорной манере. Воспитатель как бы обращается к детям, желая воспроизвести им историю событие, случай, свидетелем которого он был сам (распространённое сказочная формула: Я там был…), или которое хорошо знает, ясно представляет (Жили-были кот, петух и лиса), или необычность которого хочет передать (В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…). Естественное общение с детьми - одно из главных условий рассказывания сказки.[5.138]
Тёплая, дружеская, интимная обстановка при рассказывание сказки усиливает впечатление от неё, увлекает и захватывает детей. Поэтому, читая сказку, воспитатель должен постоянно заботиться о том, чтобы его рассказ был обращен к детям, звучал живо, естественно, чтобы дети внимательно следили за развитием сюжета, активно переживали события, вместе с ним волновались за судьбу героев, радовались счастливому концу.[5.138]
Фантастика сказки всегда находится в связи с действительностью, починена жизненным задачам и передаёт реальные стремление людей, их мечты, желания. «В сказках прежде всего поучительна «выдумка» - изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперёд факта». Это особенность сказки требует чтение и как простого рассказа, в обычных для бытового общения интонациях. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам, должна соблюдаться в зачине, который как бы вводит ребенка в сказочный мир, где всё может быть необычно, а также при передаче чудесных событий.
Сказки строятся на принципе антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса и заяц»), трудолюбие - праздности («Крошечка-Хаврошечка»), ум- глупости («Лиса и козёл») и т.д.[5.139]
Подчеркивание контрастных мест усиливает впечатление от сказки, делает ее особенно понятной детям и подводит их к верному восприятию вывода, который следует за противопоставлением.
Сказочные герои - либо носители добра, наделенные различными положительными чертами (гуманизмом, честностью, справедливостью, отвагой, трудолюбием и т.д.), например падчерица («Морозко»), Иван («Конёк-Горбунок»), Маша («Девочка и медведь»), петух («Лиса и заяц»), либо носители зла, которым присущи все возможные отрицательные качества (лень, коварство, жадность, ханжество, лицемерие и др.), например три дочери хозяйки («Крошечка-Хаврошечка»), Баба Яга («Гуси-лебеди»), волк («Волк и семеро козлят») и др.
Особенности героев сказки определяют своеобразие чтения. Воспитателю следует так читать, чтобы дети сразу же, с момента самого первого упоминания о героях поняли, о ком будет идти речь, каков тот или иной герой, как к нему относиться, сочувствовать ему или, наоборот, осуждать его, возмущаться им.[5.140]
Передача образов положительных героев потребует тёплого отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Воспроизведению же образом отрицательных героев будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, осуждение, возмущение.
Каждая картина рисует конкретные случай, законченный эпизод, в котором участвуют определенные герои. Поэтому при чтении сказки надо очень внимательно вдумываться в эпизоды, понимать их значение для общего развития действия, ясно представлять действующих лиц.[5.141]
Поскольку картины в сказке рисуют завершённый, конкретный случай, каждая из них должна отделяться от последующей значительной паузой. Это даст возможность ребенку осознать прочитанный эпизод, пережить то, о чём в нём рассказывается, определить свое отношение к действующим лицам и подготовиться к прослушиванию следующей картины.
У сказок всегда счастливый конец: добро в них побеждает, зло наказывается. Эту особенность надо помнить при чтении. Конец следует читать несколько замедленно, передавая интонацией удовлетворение, чтобы дети пережили то, о чём рассказано, и ощутили радость от счастливой развязки.
Сказка имеет свои, выработанные веками художественные приёмы, которые необходимо строго соблюдать при чтении. Это, прежде всего прием трехкратного повторения.
Эпизоды в сказках, как правило, повторяются трижды. Трижды Морозко обращается к падчерице («Морозко»), трижды лиса посещает деревню («Лисичка со скалочкой»), трижды выполняет Василиса Премудрая задания царя («Царевна-лягушка») и т.д.
Прием трехкратного повторения имеет большое смысловое значение. Он передаёт постепенное нарастание напряжения, которая в третьем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после чего наступает перелом в действии.[5.142]
Повторы волнуют детей, помогают лучше понять и запомнить сказку. Поэтому их необходимо соблюдать при чтении - выделять слова, которые передают возрастание напряженности. Особенно значительно следует произносить последний повтор - момент высшего напряжения, который настораживает детей и подготавливает к восприятию того, что последует за ним.
Повторы придают сказочному стилю ритмичность и диктуют неторопливость изложения.
Сказкам присущи устойчивые выражения (слезами умывалась, как сыр в масле катается, деревце за деревце, кустик за кустик и т.д), постоянные эпитеты (наливное яблочко, темный лес, чистое поле, молочная река, кисельные берега и пр.), тавтологические повторения (затужил-заплакал, живут-поживают, ждал-пождал, заигралась-загулялась и др.). Эти художественные приемы имеют большое значение для создания определенного сказочного образа или действие. Они усиливают впечатление, делают образы осязаемыми, конкретными, поэтичным и понятными. Тавтологические повторения способствуют яркому восприятию действия или состояния, усиливают напряжение.[5.143]
В текст сказки часто сплетаются песенки, органически связанные с содержанием сказки. Они передают состояние или настроение героя (жалобная песенка братца Иванушки из сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), выражают его намерение (песня медведя из сказки «Липовая нога»), служат условным знаком (песня козы из сказки «Волк и семеро козлят»), используются как прием заманивания (песенка кота и лисы из сказки «Кот, петух и лиса») и т.д. Поэтому чтение их не должно выделяться из общей передачи текста сказки.[5.144]
Одна из характерных особенностей сказки – её не многословие. Сказка скупа на слова, в ней нет ничего лишнего. Каждое её слово веско, значимо, динамично, предельно насыщенно содержанием, метко и поэтично.
При чтении сказки надо обращать внимания на ее юмор. Умело переданный, он всегда радует детей, доставляем им удовольствие.[5.145]
Таким образом русская народная сказка служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки играют важную роль в познании детьми природы; образа жизни и условий существования людей, животных, растений, природных явлений. Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть включён в процесс обучения. Детям старше 5 лет можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребёнку.