Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок преподавателя по классу фортепиано на тему: "Работа с учащимися на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Цель урока: формирование исполнительных навыков игры на фортепиано. Задачи урока: 1.Образовательная - освоение игровых навыков и основ нотной грамоты, умение учащегося работать с нотным текстом. 2. Воспитательная - развитие самостоятельности в работе учащегося, а также его слуховых впечатлений через правильное интонирование, воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок преподавателя по классу фортепиано

Лысенко Екатерины Евгеньевны

с ученицей первого класса Хазановой Марией

Тема: «Работа с учащимися на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Цель урока: формирование исполнительных навыков игры на фортепиано.

Задачи урока:

1.Образовательная - освоение игровых навыков и основ нотной грамоты, умение учащегося работать с нотным текстом.

2. Воспитательная - развитие самостоятельности в работе учащегося, а также его слуховых впечатлений через правильное интонирование, воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.

Тип урока - обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

Методы урока:

Словесный;

Практический;

Игровой.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, наглядный материал, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока; представление учащегося.

2. Основная часть: развитие профессиональных навыков игры на фортепиано.

Для подготовки рук в рабочее состояние полезно проделать упражнения, задача которых - освободить учащихся от встречающейся скованности, найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. Для этого нужно встать, выпрямиться, расслабить мышцы плеч, рук, пальцев, затем свободно вращать корпусом и расслабленными руками, то в одну сторону, то в другую. При вращении руки закручиваются вокруг тела. Встряхнуть несколько раз кистями, как стряхиваешь с них воду после мытья. Выполняем упражнения: "Мельница", "Заводная кукла", "Маляры".

Гимнастика для рук. Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, в первую очередь, делаю упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано: «Здравствуй, тётя» - руки положить на стол и, приподнимая кисть, стукнуть всеми пальцами одновременно, далее выстукивать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз. Затем выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя и свода кисти; «Бинокль» - соприкосновение 2, 3, 4 и 5 пальцев с первым, образуя колечко.

Технические упражнения на клавиатуре, постановка руки. Организацию движений ученика строим таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к фортепиано, как к «поющему инструменту». Приступая к этому этапу, следует позаботиться о правильной посадке ученика. Корпус должен иметь две точки опоры. Высота сиденья определяется положением локтя – вровень с кистью. Сутулая, сгорбленная осанка, затрудняет работу мышц спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют её. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Следить за тем, чтобы сиденье стула находилось от края клавиатуры на расстоянии вытянутой руки. Делая первые шаги, в области игры по нотам, ученик не может уделять достаточного внимания контролю движений. При переносе руки на другую клавишу, например, через октаву,  ученик должен переносить не только руку, но и  «нести звук».  В результате, складывается непрерывный процесс, состоящий из взятия и переноса «звука». Это ощущение будет способствовать  формированию более  естественной формы руки  и поможет в работе  над постановкой рук:  звук возникает и «перемещается» в подмышечную  часть руки  ученика. В игре не должно быть  ненужных скольжений по клавише, лишнего давления и стука по дну клавиши.  Не следует слишком высоко поднимать над клавишами пальцы.  Однако,  все движения руки вверх-вниз, вправо-влево обязательно делаются от плеча, а в кончике  пальца  ученик ощущает вес всей руки.  Следует также наблюдать за состоянием запястья, оно должно быть эластичным. Упражнения для организации игрового аппарата и постановки рук: "Балеринка", "Радуга", "На перегонки", "Бегемот", "Колокольчики".

Упражнения для закрепления нотной грамоты: "Следопыт", "Ритмические карточки".

Разучивание музыкальных произведений. Для закрепления штриха non legato работаем над р.н.п. "Тень-тень". Для закрепления штриха legato работаем над произведением К.Лонгшамп-Друшкевичевой "На катке". Обсуждаем характер произведения. Представляем, как девочка плавно катится на коньках, то на одной ноге, то на другой. Обращаем внимание на плавность, «связанность» пения legato. Отрабатываем плавную передачу движения из руки в руку. Для закрепления штриха staccato - над ч.н.п. "Мой конек". Частой ошибкой при игре staccato является бросок руки сверху вместо отталкивания от клавиши. Поэтому следим за тем, чтобы палец отталкивался от клавиши. При этом после отскока руку нужно обязательно "распустить" и плавно "приземлиться" к клавише.

3. Подведение итога учебного занятия. Какими приемами звукоизвлечения мы сегодня играли? Какие движения руки при этом использовали?

4. Информация о домашнем задании. Закрепить игру legato и staccato на примере изученных пьес и упражнений.

Методическое сообщение

В фортепианном начальном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков, оно является, помимо этого, одной из форм музыкального воспитания ребенка и, причем, чрезвычайно действенной формой. Есть несколько общих принципов работы с маленькими детьми.

1. Необходимо усиленно заботиться о развитии музыкальности ребенка. В особенности о развитии его ритмических и мелодических представлений.

2. Уроки должны быть оформлены увлекательно, чтобы ребенок не утратил к ним интереса.

3. Подбор музыкального материала должен заинтересовать учащегося.

4. Главной задачей становится развитие музыкальных представлений.

Также при разработке методики раннего обучения необходимо учитывать следующие факторы:

1. Необходимо организовать занятия с ребенком так, чтобы учебная деятельность в фортепианном классе стала продолжением его жизненной музыкальной практики.

2. Необходимо постоянно помнить о том, что мы воспитываем музыканта-пианиста. Эта установка опирается на одну из важнейших особенностей детского восприятия - оно непосредственно связано с моторикой.

3. Естественно связать жизненную музыкальную практику учащегося с процессом накопления его пианистических навыков. Подразумевается последовательное знакомство с мельчайшими единицами музыкального языка.

4. Репертуар - основное средство обучения ученика. Он должен обладать методической направленностью, быть полезным для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью. Выбранные произведения должны будить творческую фантазию учащегося.

Начальный этап развития навыков игры на фортепиано включает в себя не только приведение аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получений базовых знаний по музыкальной теории, т.к. без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике ученик не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки из инструмента.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области