Классный-классный-такие слова, хотелось бы слышать наверное, всем педагогам ,работающим с детьми. Ведь под словом классный имеется в виду самый лучший. Как же стать для детей, родителей, тем самым- самым вместе с которым хотелось бы жить, расти, совершенствоваться? А как воспитывать, чтобы в процессе воспитания получались классные дети? Классный руководитель один слаб, лишь в сообществе «союз трех»(родители-учащиеся-дети) он может сделать многое.
Моя программа воспитательной работы возникла не спонтанно. За долгие годы накопился огромный опыт воспитательной работы, сложились определенные традиции совместной деятельности всех участников образовательного процесса и их взаимоотношений.
Одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности. К сожалению, сегодня многие дети и в своем Отечестве, и в музеях, и в библиотеках не чувствуют своей причастности к судьбе страны. Кризис духовности обостряет вопросы человеческого предназначения, смысла жизни живущих и будущих поколений
В концепции духовно – нравственного развития личности гражданина Россия образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных
Духовно - нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Актуальность. Основой в обучении и развитии является начальная школа. Поэтому воспитание обучающихся начального звена должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, так как основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении понятиями культуры поведения, естественными процессами своего развития, в овладении приемами и способами саморегуляции. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива. Ребенок начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. В этом возрасте развиваются психические процессы личности (память, мышление, внимание, чувства и т. д), проявляются его способности, возможности, желания. Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремлением подражать тем, кто для них является авторитетом - учителю. Поэтому процесс развития духовно – нравственных качеств младшего школьника должен протекать под пристальным психолого – педагогическим сопровождением.
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира
Но невозможен процесс духовно – нравственного развития личности младшего школьника без участия родителей. Семья-первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учениками и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на нее возлагается ответственность за воспитание
и обучение детей, родители должны стать социально – активными участниками воспитательно – образовательного процесса.
В основе воспитательной деятельности педагогического коллектива МБОУ «Гимназия №73» лежит концепция духовно – нравственного развития личности гражданина Россия. Поэтому при разработке программы воспитательной работы в начальной школе «Вместе в будущее» были учтены основные положения данного документа.
Основная идея программы состоит в комплексном подходе к организации воспитательной работы в начальной школе обучающихся по четырем направлениям развития личности:
Общение и культура;
; Здоровье и физическое развитие;
Я гражданин Кузбасса;
Семья и школа.
Причем воспитательно - образовательный процесс носит целостный характер и направлен на достижение единой цели: обеспечение условий для разностороннего развития социально – адаптированной личности современного ученика. Цель достигается различными технологиями, методами и средствами, находящимися в арсенале вышеперечисленных направлений.
Одним из условий реализации программы является сотрудничество с родителями обучающихся и вовлечение их в воспитательно – образовательный процесс как субъектов деятельности.
В основе программы воспитания «Вместе в будущее» шестилетний опыт работы воспитания младших школьников. В связи с переходом в 2011 г на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования программа была модифицирована.
Цель программы: создание условий для развития духовно - нравственных качеств личности посредством включения обучающихся в активную воспитательно – образовательную деятельность путем сотрудничества с родителями.
В ходе работы над программой были выделены следующие задачи:
способствовать формированию сплоченного коллектива, культуры общения через совместную творческую деятельность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью посредством спортивной и здоровьесберегающей деятельности;
воспитывать ответственное и бережное отношение к национальной культуре и традициям через знакомство с историко-культурным наследием Кузбасса;
формировать активную социальную позицию личности младшего школьника на основе нравственных и духовных ценностей.
Перечень прогнозируемых результатов воспитания
По окончанию программы результатами станут:
положительная динамика уровня воспитанности обучающихся через освоение духовно – нравственных ценностей;
положительная динамика в развитии детского коллектива;
позитивная динамика в развитии детско – родительских отношений.
Почему именно эти направления были взяты мною, как основные?
Общение и культура
Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения и общения. Знать правила личной гигиены, быть вежливыми, пунктуальными, уметь вести себя дома и в обществе, уметь строить отношения в коллективе.
Цель: формирование сознательной культуры поведения в межличностных отношениях и
Задачи:
- усвоение школьниками знаний о нормах поведения человека
-приобретение опыта культурного поведения
-формирование межличностных отношений
-приобретение потребности заботы о других людях, оказание помощи.
С учетом основного содержания принятых в нашем обществе норм, правил поведения, учитывая возраст детей работа ведется по следующим направлениям:
личная гигиена и внешний вид;
вежливость и культура речи;
межличностные отношения;
правила поведения в общественных местах.
Формы работы:
Уроки, классные часы, тематические праздники, коллективно-творческие дела, художественное творчество, читательские конференции, просмотр и обсуждение кинофильмов, акции.
Здоровье и физическое развитие
С развитием науки и техники произошло увеличение нагрузки на ученика. Современные дети мало двигаются, много времени сидят за компьютером, у экранов телевизора. Это приводит к ухудшению здоровья учащихся. Набирая первоклассников, просматриваю медицинские карты. Уже с дошкольного возраста дети имеют проблемы со зрением, имеют ожирение, состоят на учете у специалистов. Поэтому данное направление очень актуально. Нужно учить ребенка бережно относиться к своему здоровью, исключить вредные привычки.
Цель: Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
сохранять, укреплять тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в школу;
воспитывать у ребенка ценностное отношение к своему здоровью, обучать основам здорового образа жизни;
учить поведению в нестандартных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.
На уроках физической культуры учащиеся овладевают комплексами упражнений, приобретают разнообразные навыки двигательной активности, спортивных игр, а также понимают их смысл и значение для укрепления здоровья. На уроках окружающего мира школьники изучают анатомию человека, правила поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Но, важное значение, в здоровьесбережении играет организация всего учебного процесса.
Я – гражданин Кузбасса
Необходимо, чтобы дети знали и любили свою малую родину. Знакомство школьников с родным краем происходит на уроках окружающего мира, русского языка, истории, математики, изобразительного искусства. Но в ходе изучения этих предметов краеведению отводится очень малая часть учебного времени. Восполнить этот пробел и позволяет данное направление.
Цель: формирование знаний обучающихся о родном крае, знакомство с его историко - географическими условиями, особенностями обитателей флоры и фауны.
Задачи:
систематизировать и расширять представления обучающихся о разнообразии, богатстве и красоте Кемеровской области;
развивать познавательный интерес, включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность;
Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к природе России, Кузбасса.
Семья и школа
Для эффективного процесса воспитания и развития младших школьников необходимо активное участие и поддержка родителей. Классный руководитель должен стать объединяющей силой, поддержкой и для родителей и для детей.
Включение семьи в воспитательную систему класса должно основываться на: - гуманистическом стиле общения школьников, педагогов, родителей;
-уважительном отношении семьи и школы к ребенку;
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;
Цель: создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников.
Задачи:
-актуализировать потребность родителей в совместном воспитательном процессе;
- организовать педагогическое просвещение родителей;
- установление доверительных отношений с родителями обучающихся.
Работа с родителями начинается с изучения семей обучающихся, это позволяет быстрее и лучше понять стиль жизни семьи, познакомиться с условиями развития личности ребенка. В 1 классе составляется сводная таблицу, в которая содержит следующие пункты:
1. состав и структура семьи (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители в разводе);
2. жилищно-бытовые условия (есть ли у ребенка отдельная комната, стол для занятий);
3. Материальная обеспеченность;
4. Характер взаимоотношений в семье (гармоничная семья, конфликтная).
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей:
-родительские собрания;
-родительский лекторий;
-индивидуальные консультации;
-дни открытых дверей;
-коллективные совместные дела (приветствуется инициатива родителей);
-«горячая линия»(звонки родителей)
- тренинги для родителей.
Каждое направление предполагает набор мероприятий разных форм и видов деятельности и реализуется ежемесячно. Такое тематическое объединение дает возможность каждому ребенку прочувствовать и прожить единство жизненных ценностей.
В перспективном плане работы программы воспитания воспитательный процесс осуществляется непрерывно: на уроках, классных часах, во внеурочное время. Содержание плана воспитательной работы адаптировано для ежедневной учебно - воспитательной деятельности, все материалы соответствуют современным требованиям образования и отвечают социальному запросу родительской общественности.
Общая характеристика учебного процесса
В процессе создания программы воспитания «Вместе в будущее» основополагающей стала здоровьесберегающая технологии. При помощи которой можно вооружить школьника необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Благодаря которому младший школьник научится совместному взаимодействию, сохранив свои личностные особенности. разовьет природные способности ума, нравственных и эстетических чувств, потребность в деятельности, овладеет первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Немаловажная роль в воспитании отводится технологии организации творческой деятельности, в основе которой лежат методы выдвижения творческой задачи, организации творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживания творческого соревнования.
Так же сохраняет свою социальную значимость педагогический метод убеждения на наглядных образцах; исследовательский метод, которые предполагают самостоятельное решение учащимися поставленных задач исследовательского характера; информационно – коммуникационные методы обучения.
В основу программы воспитания «Вместе в будущее» положены следующие принципы:
нравственного примера педагога. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально - педагогического партнёрства. Выстроенное педагогически целесообразные
партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
индивидуально - личностного развития. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.
Интегративности. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей
социальной востребованности воспитания. Востребованность воспитания в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.
При реализации программы предполагается использование следующих форм занятий:
развивающая игра,
познавательная беседа,
исследовательский проект,
экскурсия,
концерт,
выставка-презентация,
турнир,
познавательная викторина,
социально-значимая акция,
поход,
соревнование,
информационно-просветительская и культурно-досуговая программа.
Система отслеживания результатов программы
Диагностика, мониторинг результатов программы будут проходить путем наблюдения за поведением и эмоционально-нравственным состоянием детей в повседневной жизни, специально-создаваемых педагогических ситуациях, психолого – педагогическим тестирования, а также в форме самооценивания обучающихся своего коллектива. Систему мониторинга представлена в сводной таблице. Диагностика осуществляется по следующим методикам: 1 методика «Образное описание стадий развития коллектива» (по А.Н. Лутошкину), методика «Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника» (М.И. Шилова). 2
Все достижения обучающихся в ходе реализации программы воспитания «Вместе в будущее» прикладываются в индивидуальные порт-фолио (личная папка ребенка) на протяжении четырех лет.
Порядок и периодичность проведения исследований: