Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету: стимуляция обонятельной чувствительности
с учащимся 5б класса Подрезовым Пашей
ТЕМА: Стимуляция обонятельных ощущений.
Автор-составитель:
Мимякова Ю.О.
2017/18уч.г
ТЕМА: Стимуляция обонятельных ощущений.
ЦЕЛЬ: Формировать умение сосредотачивать внимание на источниках запахов.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
учить реагировать на различные запахи;
учить определять место, откуда распространяется запах;
учить соотносить запах с предметом;
учить дифференцировать запахи.
Коррекционно-развивающие:
расширить спектр обонятельных ощущений;
развивать обонятельную чувствительность;
коррегировать мелкую моторику на основе упражнений с хлебными крошками.
Воспитательные:
стимулировать активность в выполнении заданий;
вызывать интерес к окружающему миру;
воспитывать интерес к живой природе.
СЛОВАРЬ: запах, мяч, лимон, булка, зимующие птицы, кормушка, снегири.
ОБОРУДОВАНИЕ: теннисные мячики, эфирные масла (лимон, ваниль, мята, хвойное), кормушка из картона, игрушка «птичка», шарф, булочка на тарелке, блюдце с лимоном; иллюстрации (кормушка, снегири, зимующие и перелетные птицы, булка, лимон, семечки).
ТЕХНОЛОГИИ: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ритуал приветствия.
Учитель поёт:
Кто здесь?
Кто с нами?
Кто здесь?
Кто пришёл?
Это Паша, Паша, Паша.
Привет, привет, привет!
(Учитель звонит в колокольчик, который символизирует начало урока)
Установление контакта с ребёнком
Учитель разговаривает с учеником ласковым тихим голосом, поглаживая его по головке, приговаривая потешку:
Ах, ты мой, мальчик.
Золотой бельчонок,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
2. Основная часть.
Актуализация ранее полученных знаний.
У: На прошлом занятии мы играли с тобой с ароматными мячиками. Давай повторим эту игру.
Игровое упражнение «Ароматные мячи».
Используются теннисные мячики (4 шт.), пропитанные различными эфирными маслами (2 мяча – хвойным, два мяча – ванильным). Педагог поочередно дает ученику 2 мяча с различным запахом, привлекает внимание к их запаху.
У: Паша, возьми мячик. Понюхай. Он пахнет хвоёй, это резкий запах. Понюхай второй мяч, он пахнет ванилью, это сладкий запах.
Выполняются игровые действия с мячами (катание) под ритмичные стихи, в процессе которых педагог акцентирует внимание на запахах мячей.
Сообщение темы занятия.
У: Молодец, Паша, ты правильно выполнил задание. Сегодня на уроке ты будешь продолжать учиться определять источник запаха. Мы с тобой поиграем в интересные и веселые игры.
Игровое упражнение «Съедобное – несъедобное».
У: Паша, осень заканчивается, скоро наступит зима. На улице становится холодно. Некоторые животные впадают в спячку, перелетные птицы улетают в теплые края. А зимующим птицам, которые не улетели в теплые края, не хватает корма. Мы можем им помочь и покормить их. Но что же едят птицы? Они едят хлеб, булку, семена.
Учитель показывает иллюстрации: перелетные и зимующие птицы, продукты питания, кормушка. Затем предлагает ученику понюхать емкости с различным наполнителем (булка, семена, духи, мыло) и выбрать то, чем можно кормить птиц.
У: Давай определим по запаху, чем мы будем кормить птиц.
У: Молодец, ты правильно выбрал. Птиц можно кормить булкой и семенами.
Игровое упражнение «Кормушка».
У: Теперь надо наполнить кормушку крошками от булочки и покормить птичку.
Учитель показывает кормушку и фигурку птички.
У: Найди на столе тарелку с булочкой.
На столе стоит тарелка с булочкой и тарелка с лимоном. Ученику необходимо выбрать тарелку с булочкой. Учитель поочередно предлагает ему понюхать тарелки, называет то, что ученик нюхает и рассматривает. Затем завязывает глаза ребенка шарфом и снова подносит тарелки.
У: Молодец, Паша, ты правильно выбрал. Теперь покроши булочку в кормушку.
У: Мы покормили птичек, они сыты и рады.
3. Динамическая пауза.
У: Паша, посмотри, к нам прилетели снегири (педагог показывает иллюстрацию). Давай вместе с ними поиграем. Слушай внимательно.
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! Н. Нищева | 4 хлопка руками по бокам 4 наклона головы. Частые потряхивания руками, опущенными вниз. 2 поворота головы на каждую строку. выполнение движение руками, как крыльями. |
4. Закрепление материала.
У: Сегодня мы продолжали знакомиться с разными запахами. Давай вспомним их запахи, ребенок нюхает запахи.
У: А теперь положи предметы на подходящие картинки.
У: Паша, ты молодец, у тебя сегодня всё получилось, ты хорошо покормил птичек, правильно выполнил упражнение и мы весело поиграли с птичками.
5. Итог
Цель заключительной части занятия — снятие у ребенка усталости, напряжения после занятия, поощрение за успехи.
Учитель включает спокойную музыку. Успокаивающая музыка вызывают у ребенка ощущение покоя. Учитель обращается к мальчику ласковым тихим голосом, поглаживая его, хвалит:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Пашенька хороший!
Пашенька пригожий!
6. Окончание урока.
Ритуал прощания.
Учитель поёт песню:
До свиданья, Паша
Пока, пока, пока!
(учитель звонит в колокольчик, символизирующем конец урока.)
Самоанализ урока.
ТЕМА: Стимуляция обонятельных ощущений.
ЦЕЛЬ: Формировать умение сосредотачивать внимание на источниках запахов.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
учить реагировать на различные запахи;
учить определять место, откуда распространяется запах;
учить соотносить запах с предметом;
учить дифференцировать запахи.
Коррекционно-развивающие:
расширить спектр обонятельных ощущений;
развивать обонятельную чувствительность;
коррегировать мелкую моторику на основе упражнений с хлебными крошками.
Воспитательные:
стимулировать активность в выполнении заданий;
вызывать интерес к окружающему миру;
воспитывать интерес к живой природе.
СЛОВАРЬ: запах, мяч, лимон, булка, зимующие птицы, кормушка, снегири.
ОБОРУДОВАНИЕ: теннисные мячики, эфирные масла (лимон, ваниль, мята, хвойное), кормушка из картона, игрушка «птичка», шарф, булочка на тарелке, блюдце с лимоном; иллюстрации (кормушка, снегири, зимующие и перелетные птицы, булка, лимон, семечки).
ТЕХНОЛОГИИ: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.
Форма обучения: индивидуальная.
Методы обучения: практический; наглядный (наблюдение); словесный (беседа).
Формы: комбинированный.
При проведении уроков с Пашей включая этого, начинаются и заканчиваются одинаково (ритуал приветствия и прощания). На звук колокольчика ребенок радостно поднимает руки вверх и издает несколько звуков.
При проведении игрового упражнения «Ароматные мячи» Паша брал со стола по очереди ароматизированные мячики, подносил их к носу, нюхал, пытался попробовать на вкус, а затем подносил к уху, рукой потряхивал его, пытаясь услышать звук. Нюхая мячи с запахам хвои Паша отворачивал лицо, давая понять, что запах не нравится, а нюхая мячи с запахам ванили Паше нравился. Он пытался сразу этот мяч попробовать на вкус.
При проведении игрового упражнения «Съедобное – несъедобное», я показывала иллюстрации: перелетные и зимующие птицы, продукты питания, кормушка. Затем предлагала ребенку понюхать емкости с различным наполнителем (булка, семена, духи, мыло) и выбрать то, чем можно кормить птиц. Паша понюхов емкости с различным наполнителем, выбрал булку, которую пытался съесть. Из этого я могу сделать вывод, что Паша выбрал по запаху то, что ему понравилось, не соотнося с заданием накормить птиц.
С упражнением «Кормушка» Паша справился лучше, сразу выбрал тарелочку с булкой, на запах от лимона морщился и отталкивал тарелку. В кормушку булку крошил с удовольствием.
Динамическую паузу выполнял вместе со мною, я держала Пашины руки, выполняя упражнения. Повороты головы, Паша осуществлял следя глазами за игрушкой (птичкой).
При закреплении материала Паше было предложено заново понюхать предметы (булка, лимон, семечки) и положить их на подходящие картинки (кормушка, снегири). С этим заданием он справился при небольшой моей помощи. Тут я могу сделать вывод, что Паше еще трудно соотносить предметы с картинками.
При окончании урока, на похвалу мальчик громко смеялся и издавал восторженные звуки.
На мой взгляд, цель урока была достигнута, а задачи реализованы частично, нужно продолжать работать над такими задачами как:
учить соотносить запах с предметом;
учить дифференцировать запахи.