Коррекционная работа с детьми, имеющими ОНР с использованием ИКТ
В дошкольном учреждении обучаются дети с такими речевыми нарушениями как полиморфная дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи. Помимо фонетической стороны речи у детей требуется коррекция и грамматического строя, фонематических процессов, обогащение лексики и развитие связной речи. Чтобы скорректировать нарушенные стороны речевой системы работа должна носить комплексный характер и строиться на лексическом материале отрабатываемого звука. Большое количество детей, обучающихся на логопедическом пункте, требует от учителя-логопеда поиска новых оптимальных форм вовлечения ребенка в коррекционный процесс. Одной из таких форм для нас стало использование компьютерных игр.
Так как процесс автоматизации зачастую носит длительный характер, требуется поиск новых методов и приёмов, способствующих оптимизации процесса автоматизации звукопроизношения у дошкольников, его разнообразию. Одним из наиболее эффективных методов работы мы считаем использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях. С помощью специализированных компьютерных игр можно заинтересовать ребенка в выполнении задания, поддержать его интерес на протяжении всей работы, и в игровой форме закреплять правильное произношение. Однако большинство компьютерных программ разработано для детей с общим недоразвитием речи. Данные игры направлены на обогащение лексики, формирование грамматических категорий и не затрагивают коррекцию звукопроизношения. В связи с этим появилась необходимость разработать игры, формирующие правильное произношение звуков.
Автоматизация изолированного звука
При автоматизации изолированного звука чаще всего учителя-логопеды используют многократное длительное произнесение поставленного звука. Такая работа необходима, но носит однообразный характер. Данный этап утомителен для ребенка, и он быстро теряет интерес к занятиям. С использованием игровых приёмов этот процесс можно разнообразить «пробеганием» по дорожкам, лабиринтам. С применением компьютерных технологий в этот процесс добавляется динамический компонент, ребенок озвучивает действие анимированного героя.
Автоматизация звука в слогах
Автоматизация звука в слогах также важный, но малоинтересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за учителем-логопедом. Чтобы его разнообразить в компьютерных презентациях можно предложить ребенку проговаривать отрабатываемый слог при каждом изменении положения компьютерного героя. Например:
каждый раз, когда перелетает пчёлка с цветка на цветок, проговаривать необходимый слог;
покачивание кораблика на волнах также сопровождается проговариванием слогов.
Автоматизация звука в словах
Автоматизация звука в словах предоставляет большие возможности разнообразить процесс закрепления звука. Данный этап работы должен носить комплексный характер и развивать не только произносительные навыки, но упражнять в словоизменении и словообразовании. Поэтому можно предложить детям грамматические упражнения («Один-много», «Четвёртый лишний», «Весёлый счёт», «Чего не стало» «Какой предмет подходит к этому ряду» и другие) в компьютерном варианте.
Автоматизация звука в текстах, стихах
Дети с речевыми нарушениями имеют ряд особенностей в развитии не только речевой системы, но и психических процессов. Для них характерен ограниченный объем зрительного и слухового восприятия, нестойкость памяти, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала. Поэтому при закреплении звука в стихах и текстах, можно применять мнемотехнику, т.е. технику, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. При необходимости точного повторения, например стихотворного текста, достаточно схематического изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Как уже говорилось, для преодоления имеющихся у детей нарушений необходим комплексный подход, что предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с учителем-логопедом, закрепить в повседневной жизни. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы педагога и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Очень часто родители не уделяют должного внимания речи ребенка, считают неинтересным бесполезным многократное повторение речевого материала и домашние задания логопеда остаются невыполненными. Для домашних заданий предлагаем родителям использовать игровые приемы закрепления звука, компьютерные презентации. Многие родители с интересом стали заниматься с собственными детьми. Также в помощь родителям, были составлены электронные книги. Многие родители не знают, как правильно выполнять артикуляционные упражнения, не могут объяснить задания по лексическим темам.
Таким образом, в результате систематической, последовательной, комплексной и разнообразной работы с применением ИКТ можно достигнуть положительных результатов по исправлению нарушенного звукопроизношения у детей. Практический опыт свидетельствует об эффективности коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством использования на логопедических занятиях компьютерных технологий.