ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЗАЛОГ
УСПЕШНОСТИ ВОСПИТАННИКА Мордвинова И.Н., воспитатель учебного курса, Краснодарское ПКУ
Дайте, дайте первую удачу! Чтобы, гордость юную не пряча, Человек, как молодой орел, Прянул в небо и себя обрел, Путь свой во Вселенной обозначив!
Мой лозунг работы с детьми – “От сердца к сердцу!”
любой педагогической системе «воспитательная техноло-гия» - понятие, взаимодействующее с образовательными задача-ми. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пу-ти и средства их достижения.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее все-объемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших
жизни многочисленные инновационные процессы в образова-нии.
педагогике сотрудничества выделяются четыре направле-
ния:
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Концепция воспитания.
Педагогизация окружающей среды.
«Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, – писал В.А.Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность пе-дагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Педагогика сотрудниче-ства вся направлена на одно – дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его «учиться не допускать», чтобы он отстал и заметил свое отставание.
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это
происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитыва-ет заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одно-классников. Крушение этого оптимизма - самая серьезная про-блема обучения.
Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добивать-ся успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха. Ситуация успеха - это соче-тание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - ре-зультат подобной ситуации.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их?
Мною в работе применяется алгоритм создания ситуации успеха:
Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окру-жающих. ("Мы все пробуем и ищем; только так может что-то по-лучиться"… "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения"… "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами повторяли"…)
Авансирование успешного результата. Помогает педаго-
гу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспи-танник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и воз-можности. ("У вас обязательно получится"…"Я даже не сомне-ваюсь в успешном результате"…)
Скрытое инструктирование ребенка в способах и фор-
мах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать по-
ражения. Достигается путем намека, пожела-ния. ("Возможно, лучше всего начать с.....", "Выполняя работу, не забудьте о том.....")
4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. ("Без твоей помощи твоим товарищам не справить-
ся...")
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. ("Только ты и мог бы...", "Только тебе я и могу доверить...", "Ни
кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...")
Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий. ("Нам уже не терпится начать работу…", "Так хочется поскорее увидеть...")
Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пере-жить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной дета-ли. ("Тебе особенно удалось то объяснение", "Больше всего мне в твоей работе понравилось...", "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы").
Если дать ребенку возможность осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и «обя-заловка», как в сказке, превратится в процесс коллективного по-иска и становления личности ребенка!
Если представить наше училище в образе яхты, паруса бу-дут надуваться 3 ветрами:
успех воспитанника; успех педагогов;
успех семьи воспитанника и семьи педагога.
УСПЕШНЫЙ ПЕДАГОГ УСПЕШНЫЙ
ВОСПИТАННИК
САМОДОСТАТОЧНЫЙ СЧАСТЛИВЫЕ
ВЫПУСКНИКРОДИТЕЛИ
Мечта любого классного руководителя и воспитателя – со-здать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопро-вождается малозаметными положительными качественными про-явлениями. И здесь необходимо задуматься о достижениях вос-питанников в умении учиться, которое предполагает полноцен-ное освоение школьниками всех компонентов учебной деятель-ности
Термин «универсальные учебные действия» означает уме-ние учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и са-мосовершенствованию путем сознательного и активного присво-ения нового социального опыта.
составе основных видов универсальных учебных дей-ствий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.
С 2013 года я являюсь классным руководителем 6 «Е» клас-са. Могу сказать, что личностные отношения, по сравнению с началом обучения, изменились. В коллективе появляется желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание
– это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспы-шек. В классе есть на кого опереться. Есть те, кто не даст погас-нуть огню - организаторы, актив. Класс активно участвует в творческих мероприятиях.
Стал ярким и познавательный интерес. К концу учебного года класс заметно выделяется среди других классов своей инди-видуальностью. И я вижу проявление активности и вижу ре-зультаты. У ребят проявляется чувство гордости за свой коллек-тив: отличники в классе не появились, но желание учиться за-крепилось; кадеты стали очень много читать; имеют огромное желание участвовать в конкурсах, олимпиадах…
Для достижения результатов необходимо применять раз-личные методы воспитания. Группа этих методов включает в се-бя педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, поощрение, критика, принуждение.
то же время в практике достаточно эффективным являет-ся применение методов воспитания другой видовой группы - психологической. Их действие направлено на подсознание вос-питуемого. Как показывает педагогический опыт мой и других педагогов наиболее эффективными из них являются:
-метод невербального воздействия (средства: мимика, же-
сты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса);
- метод эмоционального воздействия (средства: сопережи-
вание, возмущение, поучение);
- методрациональноговоздействия (основноесредство-
внушение).
Хотелось бы подробнее остановиться на таком методе раци-онального воздействия как внушение. Этот метод я применяю в своей работе, и он очень эффективно действует.
Пожелания к воспитательному внушению.
Давать себе время. Научитесь выдерживать паузы: ориентация, а потом - реакция («Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего!»). Дети не уважают суетливость. Некоторая мед-лительность старших всегда действует внушающим образом.
Давать ему время. Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемы-ми взрослыми, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных («Тихая вода глубока»). Им нужно быть медлитель-ными, в свое время догонят и перегонят. Ребенок не автомат и им правильнее сказать: «Скоро спать, приготовься…» или «У тебя ровно 11,5 минут…» или «Поздравляю, твоё время истекло. Точ-ность – вежливость королей….». Но если необходимость вынуж-дает к немедленности, твердо и решительно, но обязательно ве-село и жизнерадостно приказывайте! Если, как часто бывает, воспитанник начинает препираться и торговаться («Ну сей-час…ну еще немножко…»), не вступайте в препирательство. По-вторите приказ более властно или примените мягкое физическое воздействие: обнимите и уведите.
Не внушать отрицательное. («Из тебя ничего путного не вырастет», «Будешь себя так вести – тебя отчислят из учили-ща…»). Даже если тут же забудется, отрицательное внушение сделает своё дело. Страх, ужас, ненависть проснутся в другое время, в другом месте.
Внушать положительное. Каждый день с воспитанни-ком начинать радостью и заканчивать миром.
Не внушать нереальное. Сказки нужны, и не только де-тям, но знание жизни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных оптимистически. Но подав-ляйте сомнения и вопросы ребенка, какими бы опасными или не-своевременными они ни казались. Подрос ли или еще совсем мал, не рисуйте во что бы то ни стало «единую картину мира»:
велик риск подсунуть картинку, которая застит взор…
Будьте уверены. Без уверенности в своей правоте – не прожить и дня. И не воспитать: не сработает ни одно внушение. Всё должно делаться и говориться уверенно. Пусть и неправиль-но – дадим себе право на ошибку. Но если всё -таки ошиблись – не бойтесь просить прощения и исправлять ошибку. Дети это оценят.
Давать отдых от внушений (однообразных). В сред-нем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать неврастениками: 37 раз в сутки к ним обращаются в повелитель-ном тоне; 42 раза – в увещевательном; 50 раз – в повелительно-обвинительном. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, нужен отдых от ка-ких бы то ни было воздействий и обращений, нужно время рас-поряжаться собой полностью – нужна своя доля свободы. Без неё задохнется дух. «Постепенно всё меньше свистите и командуй-те!» - такой совет дают даже дрессировщикам служебных собак, работающим со щенятами.
Пример. Нам надлежит быть для детей примером, но необходимо думать не столько о безупречности образца, сколько
духе взаимоотношений. Если отношения доверительные, ис-кренние с обеих сторон, то и особой безупречности не потребует-ся. В этом случае ребенок возьмет лучшее. Самые скромные ва-ши достоинства смогут вырасти у него в совершенства, а самые тяжкие ошибки – нейтрализуются, растворятся. Такова природа Добра.
Уважать тайну. Мы оберегаем свой суверенитет и от самых близких и дорогих людей. Дадим эти права и ребенку.
Учитывать состояние. Необходимо спросить себя, по-нимаем ли:
-что полчаса после сна и полчаса пред сном во избежание нервных срывов никогда и ни у кого не должно быть эмоцио-нального и умственного напряжения;
-что мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает; -что знание, усвоенное без радости, не усвоено?
Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими метода-ми, и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при не
умелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.
Если педагог входит в “аудиторию”, где присутствует “кон-тингент”, где он собирается “руководить учебно-воспитательным процессом”, а за партами сидят одноликие, едино-формные, еди-нообразно мыслящие субъекты, к которым он собирается приме-нить официально предписанный индивидуальный подход, то… стоит ли продолжать, что из этого получится?
Всё просто: относиться к воспитаннику надо как к лично-сти. Каждый из нас должен уметь читать их чувства по внешним проявлениям: уметь анализировать выражения глаз, движения, мимику, жесты, особенности дыхания и др. Посмотрела утром на воспитанника: в поведении что-то не то, уроки не доучил, нервничает, не собран. В этом случае я лучше разговор перенесу на потом, обниму или возьму за руку...Но, где гарантия, что я не ошиблась?
Таких гарантий нет, но существует нечто такое, о чем очень образно поясняет старая китайская сказка: “Два приятеля - Чайг-Дзе и Гуй-Цзе стояли на мосту и смотрели на резвящихся рыбок. «Посмотри, как они радуются», - сказал Чайг-Дзе. «Но ведь ты не рыба! – возразил Гуй-Цзе, - как ты можешь судить о том, в чем состоит радость рыб?» На что Чайг-Дзе ответил: «Я знаю об этом из моей собственной радости, которую доставляет мне вода!»
Может показаться, что педагогика сотрудничества очень сложна, неприменима, недостижима. Но опыт говорит, что лю-бой педагог может осуществить ее принципы, хотя, конечно, не в один месяц и не в одну четверть. Кто будет хотя бы держать эту новую педагогику в уме, скоро заметит улучшение его работы. Ведь для педагогики сотрудничества не нужно никаких особых условий - каждый может начать перестройку в своем собствен-ном классе. Конечно, необходимо чтобы идеи новой педагогики распространились как можно шире, но без противопоставления одного в пример другим, чтобы кого-то хвалили за применение нового, а другого кого-то осуждали за то, что он учит по-своему. Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и воспитателя противопоставлять друг другу. Педагоги работают с детьми, от-того они и сами отчасти как дети - в этом их профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость,
детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребенка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика как личность. Будем обновлять свои методы! Будем обновлять свои отношения с детьми и будем обновляться сами! Будем сотрудничать с детьми и между собой.
Литература:
Д.П. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников», Методический конструктор, М « Просвещение»
2010
Досуговые программы для детей и подростков. Состави-тель Л.Б. Малыхина… Изд. «Учитель», Волгоград, 2012
А.К. Колеченко «Энциклопедия педагогических техноло-гий», Санкт-Петербург, «Каро», 2006
«Воспитание школьников» №2, 2013
Педагогика. Конспект лекций. Составитель М.Б. П Канов-ская. Изд. «Сова», М, 2011 г.
6.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Минск:Народная газета, 1978 г.