Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Донести до педагогов и родителей важность данной темы . Мы должны в самом раннем возрасте закладывать основы нравственности и патриотизма, чтобы в дальнейшем воспитать достойного гражданина своей страны.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

В современном мире, когда стремительно развиваются наука и техника, нельзя забывать о нравственно-патриотическом воспитании. Современные дети сейчас мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Поэтому мы, педагоги, прежде всего, должны создать условия в образовательной среде, направленные на возможность детей почувствовать сопричастность, любовь к природным и культурным ценностям родного края. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Наш современник академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первоначальное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Всем, без исключения, известна пословица «Что посеешь, то и пожнешь». Что взрослый человек заложит в душу маленького человечка в настоящее время, то он и увидит в будущем в поступках и суждениях ребенка в тех или иных ситуациях. Поэтому в дошкольном возрасте усвоение социальных норм проходит легче, чем в более старшем возрасте. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы вместе с родителями – воспитать гражданина Российской Федерации, патриота, любящего и гордящегося своей родиной, страной, городом, в котором он живет. Известно, что нравственность – одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Важное значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении. На основе потребностей и интересов создается целый мир чувств. Содержание нравственного воспитания включает в себя формирование нравственных качеств: дружеские взаимоотношения со сверстниками, уважение к людям старшего возраста, умение отзываться на радость и горе людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание начал ответственности.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Основы личности начинают закладываться уже в детском саду, т.е. в дошкольном возрасте. Всем известно, что дошкольный возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием действительности, что содействует нравственному воспитанию. А нравственное воспитание детей, в свою очередь, способствует правильному формированию мировоззрения, семейных ценностей и гражданской позиции, чему сейчас уделяют большое внимание.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту .Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость, активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу. А задача педагога — отобрать из массы впечатления , получаемые ребенком, наиболее доступные, ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Огромное значение при формировании патриотических чувств у дошкольников имеет семейное воспитание. От взрослого во многом зависят интересы ребенка. Поэтому особенно важна активная позиция родителей и педагогов, их желание и умение формировать у детей потребность участвовать в делах на благо общества, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей родины, научить верить в себя, в свои знания и умения, воспитать чувство достоинства, долга и ответственности. Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, за интернетом. Лучше посвятить это время на развитие потенциала ребенка в каком-либо кружке, который будет содействовать возможности проявления детской инициативы и ее поддержки со стороны взрослых. Жаль, что в наше время государством не достаточно поддерживается бесплатная занятость детей по развитию их способностей, направленных на формирование личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности. Хотелось бы, чтобы образование не теряло свою основную сущность и дипломы ВУЗов являлись бы свидетельством образованности, а не свидетельством материального благополучия, чтобы у молодого поколения была возможность раскрывать весь свой потенциал, работая на благо нашей страны. Хочется, чтобы будущее поколение не забывало историю, и чтила героев, которые сражались за свободу и независимость нашей страны, были ей преданы и все ради светлого будущего нашей Родины, а не восхищалось олигархами и бизнесменами, живущими с максимальным комфортом. Чтобы наши дети не жили в лицемерии и в боязни отстаивать свои права, закрывая глаза на беззаконие и несправедливость. А для этого необходимо чтобы основой воспитания стали духовно-нравственные ценности, любовь к Родине, а не эгоизм и бесконечная тяга к материальному благосостоянию. В целях включения родителей в образовательный процесс в данном направлении, проводятся родительские собрания, используются нетрадиционные формы проведения, такие как: доклад-презентация, деловая игра. Используется наглядная агитация: папки-передвижки с консультациями оформление лестничных пролетов. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, повсюду живут люди разных национальностей, есть общие профессиональные и общественные праздники, люди берегут и охраняют природу и др. Надо показать детям, что наш родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. Внимание детей привлекается к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, парковый комплекс, почта, аптека, и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей .Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, культурой, с выдающимися людьми. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном городе.

А страна нуждается в воспитании широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих знаниями и готовых работать на благо своих граждан. Ведь если воспитать эгоиста (человека чрезмерно заботящегося о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей), то он будет работать «на свой карман»! Учитывая аспект такого воспитания, эгоист не сможет придумать что-то полезное для общества, так как при принятии решений будет ограничиваться личными интересами. И это касается всех сфер жизнедеятельности общества. Отсутствие порядочности, честности, злоупотребления полномочиями, правонарушения для личной выгоды - это черты личности, которые нельзя просто так искоренить. Можно лишь заместить – патриотизмом. Необходимо с малых лет прививать протест и осуждение этих качеств. Поэтому важно воспитание патриотических чувств уже с детства, так как патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с раннего детства, который формируется под влиянием воспитательной работы и образа жизни. Ведь сегодня, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения, без стремления посвящать свой труд, силы и способности процветанию родины - ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед. Будущее страны за патриотами! А начинается все с Детства! 

В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины. Патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Положительного результата можно достигнуть только тогда, когда сам взрослый будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области