Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 37.01

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качанова Елена Ивановна,

Учитель математики и информатики

МБОУ СОШ №2, ст. Суворовской,

Предгорного района, Ставропольского края

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема необходимости поиска и использования инновационных технологий педагогами в своей профессиональной деятельности, анализируется роль педагога в процессе внедрения нововведений в учебно-воспитательный процесс, приводятся примеры инновационных технологий, которые можно применять в учебной практике.

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, образование, педагогическая деятельность, информационные технологии.

Развитие инновационных процессов в образовании обусловлено интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческой жизни, обновлением содержания современной философии образования, необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности ученика, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально- экономических условиях.

В связи с этим в современной системе образования непрерывно происходят изменения и постоянная модернизация: меняются стандарты, требования и соответственно это не может не отразиться на профессиональной деятельности педагога. Работники сферы образования вынуждены следить и успевать за происходящими изменениями и соответственно заниматься поиском и применением новых педагогических технологий образования, которые помогут достичь максимально положительного результата педагогической деятельности и приведут к более успешной реализации ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты). [2]

Изучение данной проблемы требует определения такого понятия, как «инновационные технологии».

Инновация (от лат. Innovatio - «в направлении изменений» ) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека. [4]

Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

Педагогические инновации - нововведение в педагогическую деятельность, прогрессивное изменение в содержании и технологии обучения, целью которой является повышение эффективности образовательной системы в целом.

На современного учителя возложено большое количество учебно-воспитательной работы. Именно инновационная деятельность позволяет педагогу вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне.

Неоценимый вклад оказывают инновационные технологии при документационной работе, подготовке уроков-презентаций, «открытых» уроков, внеклассных занятий, при организации родительских собраний и классных часов. Инновационные технологии обучения в школе позволяют сделать уроки более интересными для учеников благодаря разнообразию их форм. Также они помогают подготовиться учителю к выступлениям на семинарах или педагогических советах.

Дети, которые имеют проблемы со здоровьем могут получать знания предметных дисциплин через дистанционное обучение благодаря инновациям в образовании.

Работа в школе с одаренными детьми занимает особое место в учебно-воспитательном процессе. С этой целью предлагается вести в образовательных учреждениях мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы. Для таких учащихся педагоги могут организовать индивидуальные занятия.

Для того, чтобы учитель имел возможность применять данные технологии, современная школа должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности учебных кабинетов компьютерами, проекторами и другими необходимыми ресурсами.

Примеры инновационных технологий, применяемых в учебной практике:

- информационно - коммуникационные технологии;

- интерактивные технологии;

- технология решения изобретательских задач;

- активные методы обучения и технология модерации;

- проектная технология, «Метод проектов»;

- технология мониторинга интеллектуального развития;

- здоровьесберегающие технологии, и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это методы и приемы сбора, передачи и хранения информации, а так же взаимодействия между педагогом и обучаемым. Главной составляющей в применении ИКТ является компьютер, на котором должно быть установлено необходимое программное обеспечение и сопутствующее оборудование.

Интерактивные технологии обучения предполагают такую организацию урока, когда происходит моделирование различных жизненных ситуаций и используются ролевые игры. При этом общее решение поставленного вопроса принимается на основе анализа предложенных ситуаций и обстоятельств.

В основе технологии решения изобретательских задач изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при данном обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.

Активные методы обучения - методы, строящиеся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, на практической направленности, разнообразных коммуникациях, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению.

Личностно-ориентированная педагогическая система направлена на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом обучающемся. Требованиям данной системы соответствует проектная технология. «Метод проектов» позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ученику проявить свой творческий потенциал и самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Технология мониторинга интеллектуального развития заключается в анализе и диагностике качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. В процессе мониторинга изучается структура интеллекта учеников, их креативность, внимание и некоторые когнитивные процессы, связанные с результатами предшествующего обучения.

Здоровьесберегающими образовательными технологиями называют технологии, использование которых в процессе образования идет на пользу здоровья учащихся. К ним относятся: организация учебного процесса, режима дня, учебной и внеучебной нагрузки; беседы о здоровье с учащимися; диспансеризация; профилактические прививки и др.

Рациональное использование инновационных технологий в педагогической сфере помогает добиться таких результатов, как:

- пробуждение мотивации учащихся к приобретению новых знаний и умений;

- создание комфортного психологического климата для ученика, в особенности снятие напряжения при его общении с учителем;

- открытие творческого пространства для ребёнка, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.

Подводя итог, можно отметить, что на современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, применение которых способствует развитию памяти, мышления, воображения, саморегуляции учащихся, повышает их интерес к процессу обучения. Таким образом решаются многие проблемы современного образования.

Список литературы

1. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе. - Волгоград: Учитель, - 2016. – 91 с.

2. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС. Теория и технологии/ Е. Ю. Ривкин. - Волгоград: Учитель, - 2016. – 183 с.

3. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - Центр «Педагогический поиск», - 2017. - 176 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"

© Е.И. Качанова, 2018

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области