Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 89 «Крепыш»
Сообщение «Тезисы о речи»
Подготовила: Козловская О.В., воспитатель
Сургут
«Дивишься драгоценностью нашего языка - что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В. Гоголь).
Под речью понимают процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Речь – форма общения, опосредованная языком.
Выделяют три основные функции речи:
обозначения
сообщения
воздействия
Речь является полиморфной деятельностью – в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:
внешняя – средство общения
внутренняя – средство мышления
письменная – один из способов запоминания информации
диалог – двусторонний обмен информации
монолог – процесс рассуждения
Проблемами развития речи дошкольников занимались: О.С.Ушакова, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, Р.Е. Левина, А.П. Усова, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, с.Л. Рубенштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
«…не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л.С. Выготский).
Широко известные положения Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития» и «актуального» развития объясняют взаимосвязь обучения и развития речи. Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослых.
Задачи по развитию речи детей дошкольного возраста:
Развитие словаря.
Формирование грамматического строя речи.
Воспитание ЗКР.
Формирование разговорной (диалогической речи).
Обучение рассказыванию (монологическая речь).
Ознакомление с художественной литературой.
Обучение грамоте.
Формы работы:
занятие
повседневная жизнь ребенка
индивидуальная работа с ребенком по развитию речи
Принципы работы по развитию речи:
Научность
Учет психических, индивидуальных особенностей детей
Учет деятельности детей (игра, занятие, быт)
Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи
Доступность, конкретность
Концентричность.
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи)
Связной речи (диалогической, монологической) в различных формах и видах детской деятельности
Практическое овладение воспитанниками нормами речи
В области «Художественная литература»:
Развитие литературной речи
Приобщение к словесному искусству
Для этого необходимо создать условия для целостного речевого развития воспитанников, а именно:
развитие речевых способностей, эмоционально-чувственной сферы, наглядно-образного мышления ребенка как основа развития речи
экспраполяция практического опыта коммуникации, полученного ребенком на занятиях, в повседневной жизни
разработка интегрированных занятий для каждой возрастной группы
пополнение в группах центров коммуникации и литературных центров
внедрение новых форм работы с родителями по речевому развитию дошкольников
Важной составляющей в развитии речи дошкольников – создание предметно-развивающей среды:
оформление речевых центров с многофункциональными пособиями для развития речи(чудо-дерево, дидактические домики)
пособия «В мире слов», «Учимся говорить правильно»
копилки слов, картотеки загадок, чистоговорок, потешек
комплексы артикуляционных и пальчиковых игр и др.