Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Косинцева И.В.

САФУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация: в статье дано общее представление об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и в семье, определена практическая роль театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрализованная игра, эмоциональное развитие, эмоции, дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Дошкольный возраст – один из ярких периодов в жизни каждого человека. Именно в это время происходит процесс социализации, устанавливается связь ребенка с внешним миром людей, предметным миром и миром природы. Особую значимость приобретает процесс чувственного воспитания, в котором немаловажную роль играют эмоции. Эмоции позволяют детям не только выражать свои чувства, но и способствуют установлению межличностных отношений. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, по мнению современных педагогов и психологов, должна стать предметом пристального внимания со стороны взрослых. Невнимание к развитию эмоциональной сферы дошкольников наряду с происходящими в обществе политическими, социально-экономическими изменениями приведет к росту количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Сегодня у дошкольников наблюдается недостаточный уровень эмоциональной отзывчивости, не сформированы умения распознавать и описывать свои эмоции, выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом [2]. Наблюдаются признаки тревожности, агрессии, гиперактивности, застенчивости, замкнутости, равнодушия, снижение интеллекта, неспособность сопереживать и понимать чувства других, адекватно проявлять свои чувства, сложности взаимоотношений как с детьми, так и с взрослыми [2; 3, с. 51]. Такие тенденции осложняют социализацию ребенка, вхождение его в мир культуры межличностных отношений, а значит и нарушают процесс становления как взрослого.

Формирование эмоциональной сферы в дошкольном возрасте является одним из направлений гармоничного развития детей и ведущей задачей воспитания. Развитие эмоциональной сферы дошкольника напрямую зависит от целенаправленного педагогического воздействия со стороны родителей и педагогов, так как дошкольники в силу возрастных особенностей не в состоянии самостоятельно управлять своими эмоциями. При этом это педагогическое воздействие должно быть двусторонним. Взрослые должны быть эмоционально открыты и расположены к ребенку, а ребенок должен научиться делиться своими переживаниями и эмоциями. Должен происходить обмен эмоциями [1]. Для решения этой задачи используются разнообразные средства и методы организации процесса обучения и воспитания детей. Эффективным средством социализации, осмысления нравственных норм, развития чувства партнерства и освоения способов коллективного взаимодействия выступает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает детей к духовным ценностям. Включение детей в театрализованную деятельность позволяет им через познание игрового или художественного образа учиться сопереживать, сочувствовать, соотносить свой эмоциональный опыт с эмоциональным содержанием персонажа, распознавать эмоции окружающих по движениям, интонации, строить на этой основе межличностные отношения. Дети становятся социально уверенными, позитивно и спокойно относятся к событиям и окружающим людям.

Эффективность театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста подтверждается и в ходе научных исследований. Автором проведено экспериментальное исследование в группе детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 10 человек, 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте 5 – 6 лет. С детьми и воспитателями не проводилось никакой специальной работы по проблеме исследования. Группа испытуемых были подобрана таким образом, что общий уровень психического, интеллектуального и физического развития детей практически не отличался.

В процессе исследования в целях выявления начального уровня эмоционального развития детей были применены две проективные методики. Методика «Рисунок семьи», позволяющая отразить переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, выявить особенности «Я-образа» ребенка [4]. Для исследования личностных качеств ребенка: самооценки, уровня притязаний, тревожности, агрессивности, инфантилизма, замкнутости и др., а также выявления психологических проблем была использована методика «Несуществующее животное» [5].

Первичная диагностика эмоциональной сферы дошкольников показала, что эмоциональная сфера старших дошкольников развита недостаточно, наблюдается высокий уровень тревожности, депрессивности, чувство отверженности и неполноценности, озабоченность, беспокойство, страх, агрессия и эмоциональное истощение. Дети часто не ощущают себя частью семьи. Положительные эмоции остаются вторичными.

Далее для детей была проведена серия театрализованных занятий по мотивам народных и литературных сказок, общая цель которых – эмоциональное развитие через приобщение к самостоятельной театрализованной деятельности: театрализованное занятие «Мы – актеры», творческая театрализованная игра по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», театрализованная игра «Теремок», театрализованная игра «Три поросенка», театрализованная игра «Три поросенка», открытое театрализованное представление «Лиса и заяц». Театрализованные занятия нашли эмоциональный отклик у детей, дети обсуждали мероприятия после их завершения и рассказывали о них родителям. Представленные театрализованные игры были разнообразными по содержанию и по форме подачи, поэтому каждый раз вызывали у детей удивление.

Для выявления эффективности театрализованной деятельности в эмоциональном развитии старших дошкольников была проведена повторная диагностика по методикам «Рисунок семьи», «Несуществующее животное». Повторная диагностика развития эмоциональной сферы старших дошкольников по методикам показала, что уровень эмоционального неблагополучия детей значительно снизился, признаки тревожности, эмоционального истощения, враждебности, неполноценности и конфликтности в значительной степени были уменьшены, сохранились некоторая агрессия, страх, неуверенность в себе, с детьми требуется дальнейшая психологическая работа. Признак благоприятность семейной ситуации, отражающий эмоциональное состояние детей, был значительно увеличен.

Для диагностики эмоционального развития детей также было организовано наблюдение за свободной предметно-игровой деятельностью. Игровая деятельность детей оценивалась по критериям, определенным Г. Крайгом [6]. Наблюдение выявило, что дети в целом эмоционально положительно реагируют на сверстников и на взрослого. Негативные эмоции не наблюдаются совсем. Дети с субъектным типом взаимодействия эмоционально заряжаются от играющих рядом с ними детьми, действуют в едином порыве, проявляют эмоции в движениях и вербально. Эти дети ведут совместную и ассоциативную игру. Дети с объектным типом взаимодействия проявляют менее скудные эмоции, не реагируют на ситуативную эмоциональность других детей, но также позитивно настроены и получают удовольствие от игры. Эти дети ведут параллельную игру и игру в одиночку. Положительную динамику развития эмоциональной реакции имеют 5 человек, 4 ребенка остаются на среднем уровне, низкий уровень развития эмоциональной реакции у 1 ребенка.

Таким образом, эффективность театрализованной игры как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе экспериментального исследования была подтверждена. Организованные совместно с детьми занятия по театрализованной деятельности значительно снизили показатели негативного формирования эмоциональной сферы дошкольников, выявленные при первичной диагностике. Тревожность, агрессия, чувства неполноценности, неуверенности, замкнутости, стеснительности не были устранены в полной мере, но были уменьшены. Дети стали более мягко относиться к себе и к своим сверстникам, а также к окружающим взрослым. Они научились ярко, выразительно и интонационно верно выстраивать свою речь, выражать свои эмоции в творчестве, в движениях, мимике. Эмоциональная сфера дошкольников обогатилась положительными эмоциями.

Литература:

1. Андреенко, Т.А., Алекинова, О.В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Андреенко Татьяна Александровна, Алекинова Ольга Владимировна // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый. – 2013. – С. 27 – 29.

2. Батюта, М.Б., Семенова, Е.А. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Батюта Марина Борисовна, Семенова Екатерина Алексеевна // 2016. – № 8. –

3. Лаптева, Ю.А., Морозова, И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Лаптева Ю.А., Морозова И.С. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51 – 55. –

4. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана [Электронный ресурс]. –

5. Методика «Несуществующее животное» [Электронный ресурс].

6. Ржевцева, И.Н. Мониторинг в детском саду [Текст]: методическое пособие / И.Н. Ржевцева. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 592 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области