Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Виртуальная экскурсия как средство эстетического развития детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Останкович Ю.Ю.

САФУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация: в статье дано общее представление об эстетическом развитии и воспитании в условиях дошкольного учреждения и определена практическая роль виртуальной экскурсии в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, эстетический вкус, виртуальная экскурсия, дети дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание является одним и приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, а также повышает познавательную активность детей. Система эстетического воспитания призвана научить детей видеть прекрасное вокруг себя и в окружающей их действительности. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности или эстетическое развитие осуществляется через приобщение детей к народному и профессиональному искусству. В дошкольных учреждениях детям предоставляется возможность созерцать объекты и предметы искусства и создавать их самим по образцу или в свободной форме [4]. Это направление реализуется на занятиях по художественному чтению, музыке, рисованию, лепке и др. Однако, сегодня возникает необходимость искать и другие способы эстетического развития детей. Особую роль в связи с этим могут сыграть адаптированные к условиям дошкольного учреждения виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму обучения, позволяющую дистанционно наблюдать реально существующие объекты (музеи, парки, улицы городов, животных, растения и пр.) с целью познавательного и духовного обогащения [1]. Как педагогический метод виртуальная экскурсия оказывает глубокое влияние на развитие личности ребенка, его познавательную, эмоциональную сферу и формирование эстетического вкуса и культуры [5]. Эстетическое развитие в ходе виртуальной экскурсии производится за счет показа и познания детьми объектов искусства, природных явлений в их красоте и динамике. Возникающее чувство прекрасного закрепляется педагогами на основе проблемной ситуации и использования разнообразных приемов и методов работы. Применение виртуальной экскурсии в качестве педагогического метода требует от воспитателя глубоких знаний, тщательной предварительной подготовки, умения работать с группой и интересно подавать материал. Виртуальная экскурсия может быть использована только при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Эффективность виртуальной экскурсии в эстетическом развитии детей дошкольного возраста подтверждается и в ходе научных исследований. Автором проведено экспериментальное исследование в группе детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 18 человек, 10 мальчиков и 8 девочек, в возрасте 6 – 7 лет. С детьми и воспитателями экспериментальной группы не проводилось никакой специальной работы по проблеме исследования. Группа испытуемых были подобрана таким образом, что общий уровень психического, интеллектуального и физического развития детей практически не отличался.

В процессе исследования в целях выявления начального уровня эстетического развития детей были применены две методики: методика диагностики эстетического восприятия М.В. Грибановой, позволяющая получить данные об уровне эстетического восприятия испытуемых [2], и творческое задание «Дорисовывание кругов» Т.Ф. Комаровой, направленное на выявление уровня художественно-творческого развития детей [3].

В экспериментальной группе преобладает начальный средний, рационалистический уровень эстетического восприятия, его имеют 8 детей, или 44,4%. Дети этого уровня внимательно рассматривали предметы, брали их в руки, выделяли их отличительные признаки (цвет, форму, величину, материал, фактуру и др.), смогли определить функциональность предмета в быту и его возможность сочетания с другими предметами. У 6 детей, или 33,3% наблюдается низкий, чувственно-эстетический уровень восприятия предметов искусства. Эти дети воспринимали предметы на уровне реакции на цвет, форму, размер, украшение. Они смогли дать оценку на уровне нужен этот предмет в быту или не нужен. У 4 детей, или 22,2% был отмечен высокий, созерцательно-эстетический уровень восприятия предметов искусства. Дети этого уровня с интересом откликнулись на задание, отвечали на вопросы полно и эмоционально, вели активную беседу, рассказывали, где они видели наблюдаемые предметы. Они смогли определить, что это за предмет, для чего он используется, каковые его отличительные признаки.

Согласно второй методике исследования по шкале продуктивность высокий уровень художественно-творческого развития у 4 детей, или 22,2%. Дети придумали оригинальные образы. Остальные 14 детей, или 77,8% показали средний уровень художественно-творческого развития. Они придумали образы от 2 до 5 кругов, которые также априори были признаны оригинальными. По шкале оригинальность максимально возможный балл получили 8 детей, или 44,4%. Они смогли наделить предмет оригинальным, образным содержанием, без повторения. Рисунки 3 детей, или 16,7% были оценены на низком уровне. Дети этого уровня не смогли наделить образным решением все круги, не использовали максимально предложенную палитру цветов, стремились выполнить задание быстро, и работы получились небрежными. Остальные 7 детей, или 38,9% показали средний уровень художественно-эстетического развития. Эти дети оформили почти все круги, в разной степени завершенности, и использовали для изображения стандартные образы (солнце, мяч, шар). По шкале разработанность образа 6 детей, или 33,3% получили максимально возможный балл. Эти дети при разном количестве использованных кругов смогли наделить образ 3 – 5 признаками и аккуратно закрасили изображение по контуру. 4 ребенка, или 22,2% наделили образы 1 лишь признаком, закрасили круги поверхностно и неаккуратно. Наибольшее количество детей – 8, или 44,4% получили среднюю оценку. Они наделили образы 2 – 3 признаками и аккуратно закрасили изображение.

Далее для детей была проведена серия виртуальных экскурсий, общая цель которых – эстетическое развитие детей через приобщение к различным видам искусства: виртуальная экскурсия «Народная игрушка», фотоэкскурсия «Животные Севера», виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств и заочная экскурсия в дом-музей П.И. Чайковского. Экскурсии нашли эмоциональный отклик у детей, дети обсуждали мероприятия после их завершения и рассказывали о них родителям. Представленные экскурсии были разнообразными по содержанию и по форме подачи, поэтому каждый раз вызывали у детей удивление. Дети усвоили полученные знания и использовали их в своих играх.

Для выявления эффективности виртуальных экскурсий в эстетическом развитии дошкольников была проведена повторная диагностика по методикам М.В. Грибановой и Т.Ф. Комаровой, которая выявила, что 6 детей (на 2 ребенка больше), или 33,3% показывают высокий уровень эстетического восприятия, 9 детей (на 1 ребенка больше), или 50% показали средний уровень эстетического восприятия. 3 ребенка (на 3 ребенка меньше), или 16,7% показали средний уровень эстетического восприятия. Средний, рационалистический уровень преобладает. По шкале продуктивность высокий уровень художественно-творческого развития у 9 детей, или 50%. Дети придумали оригинальные образы всем шести кругам. Остальные 9 детей, или 50% показали средний уровень художественно-творческого развития. Они придумали образы от 4 до 5 кругам. По шкале оригинальность максимально возможный балл получили 12 детей, или 66,7%. Остальные 6 детей, или 33,3% показали средний уровень художественно-эстетического развития. Низкий уровень на данном этапе отмечен не был. По шкале разработанность образа результаты практически не изменились. 5 детей, или 27,8% получили максимально возможный балл. 3 ребенка, или 16,7% получили низкую оценку. Наибольшее количество детей – 10, или 55,6% получили среднюю оценку. По данной шкале дети почти не изменили своих результатов. Закрашивание и наделение признаками осталось на том же уровне.

Таким образом, виртуальная экскурсия способствует эстетическому развитию детей, если: детям предлагаются различные по тематике, содержанию и форме проведения экскурсии, экскурсия направлена на созерцание естественных объектов природы и дает возможность детям получить эмоционально-образные впечатления. Дети учатся фантазировать, обращаться к собственному опыту познания и стремиться преобразовывать мир вокруг себя в лучшую сторону.

Литература:

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]: словарь / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

2. Грибанова, М.В. Средства оптимизации системы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (из опыта инновационной работы) [Текст]: монография / М.В. Грибанова. – Пермь: Издательство «Книжный мир», 2003. – 64 с.

3. Комарова, Т.С. Творческое задание «Дорисовывание кругов» [Электронный ресурс] / Т.С. Комарова. –

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области