Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат КГКОУ ШИ №16»
Открытый урок
Тип урока: комбинированный
Класс: 7б. Предмет: профессионально-трудовое обучение (столярное дело).
Учитель профессионально-трудового обучения: Жекотов Ю.В.
Тема по самообразованию: Создание условий для реализации сохранных двигательных возможностей у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения.
Тема занятия: Технология изготовления деталей мебели
Цель: У обучающихся сформируются основные БУД по технологии изготовления отдельных видов мебели в пределах школьной учебной программы по «Столярному делу».
Задачи:
Образовательная. Развитие практических навыков и умений по технологии изготовления мебели.
Коррекционная. Активизация сохранных двигательных возможностей учащихся, установления новых условных связей между кинестетическим восприятием и различными анализаторами через выполнение обучающимися разнообразных типов заданий: практических и теоретических, двигательных и интеллектуальных.
Воспитательная. Воспитание экономно-бережного отношения к пиломатериалу и мебели, уважительного отношения к результатам труда других людей.
Ресурсное обеспечение: образцы мебели, стенд «Виды мебели», презентация «Виды мебели», индивидуальные технологические карты, столярный инструмент, ножовка, рубанок, образцы древесных пород.
Технологии: Марии Монтессори (сопровождающая), ЗапорожцаА.В.(перцептивных действий), Мирского Л.В. (дифференциация и индивидуализация обучения согласно сохранности сторон деятельности), Выготского Л.С.(культурно-исторического развития, первичности дефекта и вторичности псевдообразований(отклонений), ближайшей и актуальных зон развития) и др.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Групповаяи индивидуальная деятельность учащихся | Коррекционно-развивающая направленность урока |
I.Организационно-мотивационный Цель: Мотивация на учебную деятельность, устранение возможных раздражающих факторов. Подготовка учащихся к активной учебной деятельности | 1.Доклад бригадира. 2. Кто взял сухарь? (импровизация) 3.Объяснение учителя с демонстрацией: сухарь – деталь мебели, для крепления сидения стула к каркасу(царге). | Импровизация. Возможно,учащиеся свяжут вопрос учителя с сухарём, как продуктом питания. Отсюда и последует ответ(возможны другие варианты). В итоге, с помощью учителя, учащиеся узнают о названии одной из деталей мебели. | Неосознанное для обучающихся включение их в учебную деятельность. Устранение раздражающих и отвлекающих факторов. |
II.Активизация различных сторон деятельности Цель: Формирование образовательного пространства на предельных возможностях актуальной зоны развития учащихся | 1.Показать и назвать детали у стула 2.Назвать общее количество деталей(убираю стул). 3.Сравните эти два стула? 4.Как делится мебель по назначению, по мягкости, по используемому материалу? 5.Игра: кто больше знает видов мебели? 6.Выбрать породы, которые применяются при изготовлении мебели. 7.Записать на доске породы и детали мебели в нужном порядке Клён, ясень, дуб, орех. Царга, ножка, проножка, спинка. А. Расставь по размеру: большее вверху. Б.Расставить по расположению: верхняя деталь вверху. В. Назвать детали в алфавитном порядке. | Определяют название деталей по предлагаемым образцам и называют. Подсчитывают количество деталей у мебели, которая находится вне их поля зрения. Анализируют конструкции двух стульев, и предлагают сравнительные характеристики. Дают краткий обзор видов мебели по изучаемому ранее материалу. Классификация групп. Соревнуются в знании видов мебели. Выделяют породы по карточкам и записывают на доске. Работа по индивидуальным заданиям. Записывают названия пород или деталей в заданной последовательности. | Коррекция опосредствованной памяти и наглядно-образного мышления у обучающихся для более целостного восприятия ими образов предметов. Формирование простейших приёмов анализа, классификации, объединения и выделение предметов по отдельным признакам. Развитие способностей самостоятельно принимать решения в инновационной социальной среде. |
III .Основная часть Цель: отработка и совершенствование учащимися отдельных элементов технологических знаний изготовления деталей мебели. Расширение интеллектуальной зоны развития учащихся. | А.Из каких пород делали мебель? Почему? Б.Расставляю стулья, изготовленные детьми ранее. Сопровождаю действия вопросом: «Мы сейчас делаем новый вид мебели. Расскажите: какие вы допустили ошибки при изготовлении мебели и теперь постараетесь их избежать?» В. Сколько должно быть царг(проножек), ножек у стула? Задать «неправильный» вопрос. Г.Что такое технологическая карта? Д.Собрать тех кату на изготовление ножки(индивидуальные карты). Кто выполнит задание первый - поднять руку. Какая операция первая? Какие виды разметки вы знаете? Какие единицы измерения вы знаете? Какие единицы измерения указаны на чертеже? | Участвуют в индивидуально-фронтальном опросе. При необходимости отвечают на дополнительные (уточняющие) вопросы. Анализируют свои действия. Собирают индивидуальные технологические карты. | Развитие самоконтроля и самоанализа. Умений видеть и исправлять свой ошибки. Отработка приёмов по технологии изготовления мебели. Коррекция мыслительных операций. Одновременное «включение» кинестетического, зрительного и слухового анализаторов. Развитие контрольно-измерительных навыков, установление межпредметных связей с уроками математики. |
IV. Моторно-охранительный этап (динамическая пауза) Цели: соблюдение охранительного режима. Переключение учащихся с интеллектуально-развивающей деятельности на активную двигательную(или включение «моторных» элементов). | Чтобы правильно разметить, нужна верная рука и точный глазомер. Давайте потренируемся. А.общие рука -нога- ухо, Б. крутим рукой и рукой, В. ногой и рукой ассиметрично, А теперь у доски. Берём мел в левую и правую руку. А.Левой рукой палочку, а правой рукой ноль. Б. А теперь показываю новое упражнение. Прямая линия и волнистая двумя руками (наоборот) | Учащиеся в определенной развлекательно-соревновательной атмосфере выполняют задания, согласно инструкциям учителя. | Психологическая разгрузка за счёт временного переключения на другой тип задания. Развитие кинестетического восприятия обучающихся. Коррекция исполнительной и энергетической сторон деятельности. |
V. Практическая работа. V.I.Формирование практических умений и навыков. Цель: выработка у обучающихся новых компетенций, прочных умений и навыков работы столярным инструментом при изготовлении мебели | А. Сейчас будут сражаться левши и правши. Посмотрим кто из них более ловкий и умелый. Разворачиваем доску. Задание: Б. Разметить деталь с экономией материала(больше деталей расположить). Разметить деталь с криволинейной кромкой на древесине с завитком. Линии на заготовке не просто так начерчены – это волокна древесины. Нужно не попасть на сучок. | Выполняют у доски. Сначала соревнуются кто больше расположит(по 2 человека за отворотами доски) Левши и правши в разных командах. Левши работают только правыми руками, а правши левыми. В команде левшей Волков Гриша, Забелин Семён Правши – Петухов Хаджимурат, Гончаров Миша. | Совершенствуется двигательная сфера учащихся, развивается общая координация, моторика, исполнительная сторона деятельности. |
V.II.Инструктаж по технике безопасности Цель: Формировать охранительные и безопасные навыки работы в мастерской | А.Какие правила техники безопасности нужно знать при строгании и пилении? (просмотрите и определите: что нарушено?) Б.Покажи, как пилить? Как строгать? Коллективное обсуждение | Учащиеся поочерёдно устанавливают нарушение или называют правила техники безопасности работы ножовкой и рубанком. | Развитие измерительных навыков, глазомера, пространственных представлений, мобильности двигательной сферы. |
V.III. Воспитание бережного отношения к мебели (См. коррекционно-развивающая направленность урока). | А.Правила использования мебели. Почему в школе ломается мебель? Приведите известные вам примеры, когда ломалась мебель в школе, дома, в д/д? Продолжение практической работы. Выполнение мебели по индивидуальным планам. Дополнительные индивидуальные и групповые инструктажи по правилам работы столярным инструментам. Обсуждение допущенных недостатков, неточностей при работе | Делают выводы о причинах преждевременного износа мебели и необходимости бережного отношения к ней. Вносят коррективы в ход работы. Выполняют отдельные операции по индивидуальным заданиям. | Развитие уважительного отношения к результатам чужого труда. Воспитание нравственно положительно окрашенных черт характера, умений замечать и выделять из окружающего прекрасное. |
VI. Подведение итогов работы Цель: Способствовать становлению адекватной самооценки и положительного настроя к продолжению занятий в столярной мастерской. | Индивидуальная работа. Забелин Семён, Пахомов Максим – внимание целевой стороне деятельности, развитие умения обобщать, мотивация на регулярные посещения занятий. Волков Гриша, Крайнов Толя – контроль умений и навыков планировать ход работы, переключатся на новые операции, отработка отдельных движений, Петухов Хаджимурат, Гончаров – нивелирование вспыльчивости, эмоциональных выпадов в отношении товарищей, коррекция отдельных черт характера. |