Особенности развития личности студента СПО
Мы очень часто употребляем в своем лексиконе понятие «личность». Многие люди под этим термином понимают любого отдельно взятого человека, как социального существа. Но все же это не так. Наверное, в истории науки не было более сложного, многогранного, и таинственного понятия, как «личность». С давних времен различные мудрецы и мыслители пытались проникнуть в суть данного феномена. Для этого создавалось множество концепций, с помощью которых к его пониманию подходили с разных точек зрения.
Датский философ Кьеркегор создал своеобразную религиозно- философскую концепцию человека, как личности, которая в 30-40 года XIX века осуществила поворот философской мысли к конкретном человеку.
Она гласит о том, что ее основная черта – познание человеком самого себя, которое он реализовывает в определенной изоляции от других людей, замкнувшись на себе и понимает свою зависимость от Бога.
В античной философии заложены такие концепции, как натуралистический антропологизм, затем эволюционизм, которые представляют человека как наивысшее и совершенное создание природы, и если же познать человека, то это знание даст ключ к тайнам человеческого бытия. Так же была основана теория дуалистического и идеалистического принципа человека, который признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.
По Соловьеву человеческая личность это социальный феномен, подчиненный внешним условиям, которые определяют личность в ее деятельности и восприятии. Значит, можно сказать, что все личности схожи, но наряду с этим, мы знаем, что каждая личность это индивидуальность, не имеющая аналогов, что ее отличают от остальных особенные качества. Эта внутренняя особенность и является особенность личности, которая составляет ее своеобразие. В процессе своей жизни личность должна выполнить, осуществить и развить эту идею.
П.А. Флоренский считает, что природа целостна и гармонична. По его мнению, что внутренние принципы ее организации это всеединство и неделимость. Личность как высшее создание рассматривается Флоренским не как часть природы, а как малый мир, микрокосм. Изучение человека Флоренским привело его к тому, что хоть человеческая сущность несовершенна, все же она антроподицейной, человекооправдательной. Например, когда автор говорит о мудрости человека, или утверждает, что сам человек из себя-грешника может сделать святого.
У Л.П. Карсавина главной частью решения проблемы определения личности является его учение о симфонической личности, в котором тоже применяется принцип всеединства. Когда автор описывает взаимосвязь человека с природой, он обнаруживает в нем динамическое, подвижное общее. Оно охватывает не только саму личность, но и ее бытие и всеединство. Таким образом, Карсавин определяет личность как обусловленную область союза всего в мире, но вто же время как отдельное взаимодействие.
Чтобы проникнуть в суть личности, необходимо разобрать родственные ему понятия, такие как «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек. Многие ученые не всегда проводят грань между «человеком» и «индивидом». Человек это родовое понятие, которое указывает на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы. В данное понятие укореняется генетическая предопределенность развития именно человеческих признаков качеств. По своей сущности это биологическое создание, и в этом качестве выступает как носитель совокупности природных качеств и свойств. Так же в термин «человек» утверждаются социальные характеристики. Собственно в силу принадлежности человека к различным системам, разнообразия его отношений с миром, обуславливается его социальная сущность.
Характерные человеческие способности и свойства ( трудовая и мыслительная деятельность, речь, сознание и др.) не переходят людям в порядке наследственности, а формируются прижизненно, в процессе освоения культуры, нравов. Когда люди принимают участие в труде , в разных формах общественной деятельности, они вырабатывают, воспитывают в себе все характерные и специфические человеку способности, которые они сформировались у человечества. Никакой собственный опыт человека не может дать того, чтобы у него самостоятельно сформировалось логическое мышление и система понятий. Каждый человек вселяет в свою жизнь целесообразное начало, опираясь на знание объективных законов. А что такое жизнь? Различные концепции отвечают на этот вопрос по-разному:
Гедонизм. Жить-получать от жизни наслаждение.
Аскетизм. Жизнь – отречение от мира, строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
Эвдомонизм. Жизнь- движение к счастью.
Утилитаризм. Жизнь – извлечение пользы от поступков.
Прагматизм. Цель жизни – оправдание любых средств ее достижения.
Индивид. Данное понятие впервые было введено Цицероном. Это единичный представитель какой- либо группы ( исторически определенного сообщества, общины, корпорации). Люди отличаются, как индивиды не только биологическими особенностями (рост, цвет волос, телесная конституция), но и психологическими свойствами( темперамент, характер, способность, эмоциональность).
Различия людей как индивидов это, во- первых различия между самими общественными коллективами, к которым они имеют принадлежность, во-вторых, различие в том, на сколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью понятия «индивид», понимают неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже с младенчества.
Индивидуальность. Теперь разберемся, что же значит данное понятие. У каждого человека есть своя неповторимая характеристика, как носителя своеобразных, неповторимых, отличающихся от других, присущих только ему качеств, которые дают нам возможность отличить его от других людей. Индивидуальность имеет право включать в себя свойства, как унаследованные, так и приобретенные в процессе социализации. Данное понятие выражает неповторимый мир индивида, его собственный жизненный путь, его способность быть самим собой среди других.
Теперь, рассмотрев все понятия, которые употребляются наряду с понятием «личность», можно говорить о самой личности. Всем известно, что личность это продукт социализации.
Игорь Семенович Кон (советский и российский социолог, антрополог и философ) дает определение личности, как «общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; 2) индивидуального носителя этих черт, как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности».
Александр Григорьевич Спиркин ( советский и российский философ) – «личность-индивидуальное сосредоточение и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познание и преобразования мира, прав и обязанностей, этических и эстетических и всех иных социальных норм».
Лев Платонович Карсавин (русский религиозный философ): «Личность познаваема и определяема, т.е. отлчима от всего, что не является его, только по своим временно-пространственным проявлениям».
Почти все ученые сходятся во мнениях, что личность человека это совокупность нескольких систем обработки информации – сенсорная, моторная, когнитивная, эффективная, стилевая и целостная.
В процессе изучения личности, философы стремятся изучить сопоставленности вида: «материальное - духовное», «объективное - субъективное», «идеальное - реальное». Философ В.П. Тугаринов, считал, что личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель данного свойства.
Формирование личности это процесс, которому сопутствуют многие факторы: влияние школы, воздействие средств массовой информации, результат живого общения с людьми. А уже готовая личность обладает такими качествами как, самодисциплина, самообладание, способность контролировать себя, адекватность, инициативность.