Н. В. Зайцева
Воспитатель МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 329 комбинированного вида»
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх»
Аннотация: в статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: театрализованные игры, развитие речи, театрализованная деятельность, творческих способностей детей, выразительность речи, потенциала детей.
Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками [3].
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Правильная речь залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Самый лучший способ активизировать речевое развитие – это вовлечение детей в игровую деятельность. Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе [4, с.168].
Увлеченность детей театрализованной игрой их внутренний комфорт, раскованность, легкое не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею». Ребенок входит в образ перевоплощается в него, живет его жизнью. Для ребенка сказки служат первым уроком нравственности, морали, по которым живут люди. Персонажи в сказках делятся на отрицательных и положительных героев. Их поступки и взаимоотношение построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Волк – злой, Заяц – трусливый, Лиса – хитрая. Настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и языки общественного поведения.
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что развивает фантазию, воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей старшего дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыки, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, наполняемость уголка театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями уголок «Костюмерная», в который яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли.Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии.Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности необходимо использовать: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использовать речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.
Советский психолог А.Н. Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое определенным исходным представлением ребенка. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к эстетической деятельности [1].
В игре создаются условия для развития речевой активности детей. Развития речи детей в театрализованной игре, ставит перед собой следующие задачи:
- развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности.
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
- невербальные средства – мимика, жесты, поза;
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, используются знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
С помощь театрализованной деятельности дети могут сами изготавливать декорации и атрибуты из подручных средств. Знакомство с литературными произведениями позволяют совершенствовать связность высказывания и интонационную сторону речи, а также мыслительную деятельность.
Таким образом, театрализованная игра формирует правильную, интонационную окрашенную речь ребенка и раскрывает его творческий потенциал. Театрализованные игры будет целесообразно использовать в работе как средство коррекции речевых нарушений и раскрытия творческого потенциала детей.
Библиографический список:
1. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.
2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие; – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология; - М.: Издательский центр «Академия».
4 Ушакова. О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / Под редакцией М.: 2008, — С.168.