2 класс
Экскурсия в природу (парк)
Цели экскурсии:
развитие интереса детей к изучению природы родного края;
воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
углубление имеющихся знаний о родном крае;
воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
сплочение родительского и ученического коллективов.
Оборудование:
кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
корм для птиц;
красные флажки
Место проведения: парк
План экскурсии
1.Беседа
- Ребята, сегодня я шла в школу и вдруг встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами: «Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…? (зима)
-Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?
-Морозно или нет?
-Тихая, безветренная погода или дует ветер?
-Идёт ли снег?
-На что похоже зимнее небо? А земля?
Сообщение темы и задач экскурсии.
Наш девиз в пути:
Главное – вместе! Главное – дружно!Главное – с сердцем горячим в груди!Главное – руку подать другу, если другу трудно в пути!
Построение детей.
2. Вводная беседа о ПДД.
Учитель: Какое основное условие безопасности движения?
Дети: Знание правил ПДД.
Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?
Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.
Учитель: Как переходим улицы?
Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет – перекрываем дорогу красными флажками.
3. Дорога в парк.
4. Конкурс знатоков.
Учитель: Сейчас мы с вами находимся в зимнем парке..
Чародейкою зимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.
Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.
Класс делится на две команды. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и рассказать как можно больше о роли и применении их в жизни человека .
Учитель дает дополнения:
Береза – лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.Липа – лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.Клен – барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.Осина – столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.Сосна – 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.
Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?
Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.
Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.
Учитель подводит итоги данного задания.
Учитель: Лес – это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.
Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.
Учитель подводит итоги данного задания
5. Птичья столовая.
Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги – что это?
Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».
Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?(ответы детей)
Кто отгадает - тот птичку получает! Отгадаем загадки.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? … (Воробей)
Жёлтое брюшко
У маленькой птички.А зовут её … (Синичка)
Вещунья-белобока
А зовут её … (Сорока)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Кар-р-р!» (Ворона)
Белый бок, серый бок,
Воркует нежно … (Голубок)
Красногрудый, чернокрылый
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чёрный жилет, красный берет.
Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)
-Ребята, а теперь посмотрим на птичек. Посмотрите, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.
-Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.
-А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем птицам - сделаем кормушку, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим мы спасём не одну птичью жизнь.
Дети читают стихотворение о птицах:
Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну!(А. Яшин)
Поделитесь с птицами едой,Накрошите хлеба им на блюдце.Пусть они под вьюжною бедойНе опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,С малыми друзьями, земляками.Если дорожите дружбой тойИ сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едойИ они оплатят доброй песней,Ну, а с песней жить-то интересней.Поделитесь с птицами едой.
Дети вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.
Учитель дает дополнительную информацию о подкормке птиц зимой.
Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.
Учитель подводит итоги конкурса знатоков.
6. Зимние забавы.
Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело – гуляй смело!
Дети играют: лепят снеговиков, снежки и т.д.
Сбор детей .
Напоминание правил безопасного передвижения.
7. Возвращение в школу.
8. Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Зимний день в парке».