Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения

У каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников. На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования и немаловажную роль играет репутация, имидж дошкольного учреждения. Для создания положительного имиджа важно всё от порога дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям и их детям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения.

У каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников. На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования   и немаловажную роль играет репутация, имидж дошкольного учреждения. Для создания положительного имиджа важно всё от порога дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям и их детям. Что же такое имидж детского сада?

Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума. Тема является актуальной на сегодняшний день для многих учреждений. С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.

Имидж дошкольного образовательного учреждения определяется совокупностью характеристик, дающих представление о её деятельности.

Современные социокультурные условия диктуют необходимость решения проблемы благоприятного внешнего представления дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим к образовательным учреждениям предъявляются новые требования, среди которых немаловажную роль играет сложившаяся позитивная репутация как результат развития имиджа дошкольного учреждения.

В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Чтобы быть конкурентоспособным сегментом рынка, предлагающим качественные образовательные услуги дошкольное образовательное учреждение должно иметь устойчивый позитивный имидж.

Имидж образовательного учреждения подразумевает сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду [Почепцов Г.Г., 2001, с.86].

С понятием имиджа так же связана репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании на долгое время. Отличие имиджа от репутации заключается в том, что репутация является итогом создания имиджа.

Под формированием имиджа образовательного учреждения понимают процесс, в ходе которого создается спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Имидж, который усваивается общественностью об образовательном учреждении и его руководителе, значительно влияет на приток родителей, на получение высоких наград, на развитие социального партнерства. Конечным результатом, таким образом, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением.

Любая организация социальной сферы действует в определённом пространстве (районе, области, регионе, стране). Она, являясь открытой, саморазвивающейся системой, постоянно обменивается «энергией» с внешней средой, т.е. потребляет и перерабатывает полученную информацию и выдаёт некий системный продукт. Имея свой социум, организация так или иначе сообщает о себе, своей деятельности и услугах людям. Информация может быть стихийной и исходить вовсе не от организации. Однако

лучше, если она будет хорошо организованной, целенаправленной и регулярной. Деятельность по созданию информационного потока, несущего сведения о работе организации, и называется «ПР-деятельность». Реклама рекламирует конкретный товар или услугу, а ПР деятельность – организацию.

Главным субъектом формирования имиджа являются руководитель и сформированный им педагогический коллектив, а также в силу обратной связи — различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении воспитательных услуг. К этим группам относятся дети и их родители; работники конкурентных учреждений, работники органов управления образованием и муниципальных органов власти,  местные жители.   Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и общественность. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от  руководителя.

Сформированный положительный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

1. Повысить привлекательность ДОУ, в первую очередь, для родителей, воспитанников и персонала;

2. Повысить эффективность мероприятий по информированию родителей относительно новых образовательных услуг;

3. Облегчить процесс введения новых образовательных услуг;

4. Повысить уровень организационной культуры;

5.Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе.

6.Повысить конкурентоспособность образовательного учреждения.

Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги.

Группа авторов Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А. дают следующее определение: конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности образования .

Повышение социального статуса дошкольного образования, является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно ФГОС создание образовательной среды должно обеспечивать открытость дошкольного образования. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность образовательного учреждения определяется его конкурентными преимуществами: внешними и внутренними. Повлиять на внешние факторы учебное заведение не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, т. е. менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Основным преимуществом имиджа является созданные представления о детском саде как об успешном, престижном, комфортном учреждении, оказывающем влияние не только на внешнюю среду, но и на внутреннюю.

Именно с этой целью в нашем учреждении разрабатываются мероприятия, направленные на повышение имиджа ДОУ, повышения его конкурентоспособности:

• поддержание устойчивого качества образовательных услуг, отслеживание при этом запросов потребителей и качества продукта конкурентов;

• создание системы индивидуальности образовательного учреждения через разработку образовательных запросов;

• трансляция информации о мероприятиях детского сада в СМИ;

обеспечение устойчивого положения в целевом сегменте рынка образовательных услуг, формирование необходимых коммуникаций;

• представление потребителю системы ценностей ДОУ.

Внешний имидж – это символы, которые в сознании окружающих ассоциируются с детским садом. В нашем саду это:

• эмблема (логотип) ДОУ, где отражено название детского сада;

• летопись детского сада, т. е. книга отзывов для родителей и гостей ДОУ, фотоальбомы;

•организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках;

• презентационные фильмы;

• благоустроенность территории ДОУ.

Внутренний имидж – это взгляд на ДОУ глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.

Наш детский сад имеет достаточно хороший имидж: стабильный творческий коллектив, эффективное взаимодействие с социумом и родителями, позитивное общественное мнение в городе, достойные результаты педагогов и выпускников детского сада. Это указывает на то, что наше ДОУ обладает позитивным имиджем, и его нужно нам поддерживать и развивать.

Проанализировав сильные и слабые стороны, мы выделили факторы, которые положительно влияют на формирование имиджа нашего дошкольного образовательно учреждения. (Рисунок №1)

Рисунок 1

Работу над созданием и поддержанием привлекательного имиджа ДОУ надо начать с изучения и оценки существующего общественного мнения. Опрос общественного мнения с целью определения удовлетворенности дошкольным образовательным учреждением со стороны родителей, воспитанников, воспитателей проводится периодически.

Чтобы детский сад развивался в современных условиях, а следовательно, учитывал запросы родителей, считаем необходимым выстраивать стратегию развития ДОУ так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством. Для этого в ДОУ уделяется большое внимание:

созданию средств визуальной информации, интернет (информационные стенды, сайт детского сада и сайты воспитателей ДОУ, которые служат средством самопрезентации: педагоги имеют возможность представить здесь свои педагогические находки и опубликовать плоды своего творчества);

сотрудничеству со СМИ , освещение в СМИ различных мероприятий ДОУ (решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: «мнение больше определяется событиями», чем словами);

участию в конкурсах (городские, региональные, всероссийские);

участию в педагогических мастерских, методических площадках и объединениях.

Направления деятельности по формированию положительного имиджа представлены на рисунке №2

Рисунок 2

Одним из эффективных средств повышения имиджа педагогов дошкольных учреждений является участие в различных смотрах-конкурсах. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к организации образовательного процесса, совершенствования развивающего пространства.

Рассмотрев теоретические аспекты формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения, можно сделать выводы, о том, что имидж образовательного учреждения подразумевает сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. С понятием имиджа так же связана репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании на долгое время.

Анализ нескольких технологий формирования положительного имиджа, созданных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм по созданию положительного имиджа образовательного учреждения может включать: выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем; выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории; конструирование имиджа образовательного учреждения, разработку стратегии формирования имиджа образовательного учреждения; непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения; контроль промежуточных результатов, корректировку; мониторинг сформированного имиджа образовательного учреждения.

В результате сформированного яркого и позитивного имиджа дошкольное образовательное учреждение, несомненно, получит ряд преимуществ:

будет наиболее привлекательно для родителей, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, заинтересованных в приобретении качественных образовательных услуг, небезразличных к достижениям своих детей и осознающих ценность образования;

сможет заинтересовать сотрудников ДОУ (реально работающих и устраивающихся на работу), сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это будет способствовать стабильности коллектива и развитию благоприятного социально психологического климата;

продемонстрирует социальному окружению (в том числе и инспектирующим органам, экспертным комиссиям) высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность деятельности всего коллектива.

Таким образом, поэтапное развитие имиджа, формирование позитивного, благоприятного образа и, как результат, сложившаяся положительная репутация – необходимое условие становления современной дошкольной образовательной организации, конкурентоспособной, привлекательной для родителей и сотрудников.

Литература

Варакута, С.А. Связи с общественностью [Текст]: учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2009. — 207 с.

Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения [Текст] //Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2003. - № 1. – С. 34-49.

Почепцов Г.Г. Имиджеология [Текст] – М. : Рефл-Бук, К. : Ваклер, 2001 – 704с.

Исследование имиджа дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2010. – № 2. – С. 5-7.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области