Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Краткая теория по химии для подготовки к ОГЭ

Цель -повторение и закрепление теоретического материала по химии при подготовке к ОГЭ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Краткая теория для подготовки ОГЭ химия.

1) Строение атома.

Порядковый номер химического элемента совпадает с зарядом ядра, количеством протонов, общим количеством электронов. Номер периода совпадает количеством слоев в атоме (энергетических уровней). Номер группы с количеством внешних (валентных) электронов.

2) Свойства веществ в таблице Д.И. Менделеева. Радиус атома растет влево (а периоде) и вниз (в группе) в таблице Менделеева, чем больше радиус, тем ярче выражены металлические (восстановительные) свойства элементов. Самый сильный металл- франций. Чем меньше радиус, чем сильнее неметаллические (окислительные) свойства и больше электроотрицательность. Самый сильный неметалл- фтор. Инертные газы (VIII) главной подгруппы не активны (инертны), практически ни с чем не реагируют, так как у них завершенный внешний электронный слой- 8 электронов.

3) Виды химических связей

Ковалентная неполярная (одинаковые неметаллы): молекулы водорода Н2, кислорода О2, азота N2, хлора CI2, фтора F2, бром Br2, кремний Si , белый фосфор Р4, ромбическая сера S8, углерод C20

Ковалентная полярная (смесь разных неметаллов): это кислотные оксиды, несолеобразующие оксиды, кислоты. Например, фтороводород- HF, бромоводород- HBr, иодоводород-HI, сероводород-H2S, оксид серы (IV) SO2, хлорид фосфора (III) PCI3, вода, оксид кремния SiO2, аммиак NH3, оксид фосфора P2O5, H2SO4 серная кислота, углекислый газ СО2

Ионная (метал+ неметалл и в солях аммония): это основные и амфотерные оксиды, основания, соли. Например, сульфид калия K2S, оксид лития Li2O, оксид натрия Na2O, фторид калия KF, фторид магния MgF2, фторид натрия NaF, бромид кальция CaBr2, бромид натрия NaBr, хлорид калия KCL, оксид бария ВаО, сульфид натрия Na2S, сульфид калия K2S, поваренная соль (хлорид натрия) NaCI, хлорид бария BaCI2, хлорид аммония NH4CI

Металлическая (металлы): например, цинк Zn, магний Mg, медь Cu, бериллий Ве, свинец Pb, барий Ba, кальций Ca, натрий Na

4) Степень окисления и валентность (чаще всего численно совпадают, например, в хлорной кислоте HCIO4 степень окисления хлора +7 и валентность- VII)

Элементы I-III групп имеют постоянную (+) степень, равную номеру группы, кроме меди (+1,+2) и водорода (+1), но с металлами водород (-1)

Кислород (-2) (искл. в перекиси водорода его степень окисления (-1), со фтором кислород (+1,+2)

Фтор в соединениях имеет постоянную степень окисления (-1).

Углерод имеет степень окисления (-4), например, в метане CH4 и карбидах AI3C4, в оксидах (+2 и+4), в кислоте и карбонатах (+4)

Азот (-3) в ионе аммония NH4, аммиаке NH3, в нитридах, а в др соединениях азот имеет (от+1 до +5)

Степень окисления элемента, стоящего на втором месте в соединении чаще всего отрицательна(-)

например, в сульфиде меди(II)сера(-2) CuS-2, фосфор в Р4О6 степень (+3), а кислород (-2),

в соединениях Ca(CIO)2, HCIO степень хлора+1.

Сумма всех степеней окисления в сложном веществе равна нулю. Степень окисления простого вещества равна нулю.

5) Классификация веществ

Простое вещество (состоит их одного типа химического элемента):

неметаллы-водород H2, бор В, алмаз С, графит С, кремний Si, красный фосфор Р, белый фосфор Р4 ромбическая сера S8, селен Se, озон О3, кислород О2, фтор F2 , бром Br2, йод I2,азот N2, инертные газы одноатомны (гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон)

металлы-например, литий Li , натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs, кальций Ca, барий Ba, магний Mg алюминий Al, цинк Zn, свинец Pb, железо Fe.

О железе как о простом веществе говорится в следующем предложении: «Для получения железа оксид железа(III) нагревают с углем». В этом случае говорят о свойствах данного вещества (физических и химических). А когда имеют ввиду соединение в предложении есть слово состав, например, «железо входит в состав пирита».

Сложное вещество (два и более химических элементов): оксиды, основания, кислоты, соли, органические вещества, например, метан СН4, аммиак, сода, угарный газ, медный купорос, вода, гипс, хлороводород. Несолеобразующие оксиды: СО, NO, N2O, SiO (не реагируют с водой, не активны)

Кислотные оксиды: (состоят из неметалла и кислорода), CL2O7- оксид хлора (VII), SO3- оксид серы (VI), N2O5 , NO2-оксид азота (IV) CrO3 и Mn2O7, P2O5-оксид фосфора (V), оксид мышьяка As2O3, оксид углерода (IV) CO2, оксид кремния SiO2. С водой образуют кислоту, кроме SiO2 (речной песок, глина). Реагируют с основными и амфотерными оксидами, с щелочами, с солями.

Основные оксиды:(МеО), например, Na2O-оксид натрия, К2О, Li2O, MgO-оксид магния, СаО-оксид кальция, CuO, FeO-оксид железа (II), оксид бария ВаО. С водой дают основание. Реагируют с кислотными и амфотерными оксидами, с кислотами.

Амфотерные оксиды: оксид бериллия BeO, оксид хрома (III) Cr2O3, оксид цинка ZnO, оксид алюминия Al2O3, оксид железа (III) Fe2O3. Реагируют с кислотными и основными оксидами, с кислотами и щелочами.

Основания: щелочи (растворимые в воде основания): КОН–гидроксид калия, гидроксид натрия NaOH, гидроксид лития LiOH, гидроксид кальция Ca(OH)2, Ba(OH)2-гидроксид бария, гидроксид стронция Sr(OH)2. Реагируют с кислотными и амфотерными оксидами, с кислотами, с солями. При нагревании не разлагаются.

Нерастворимые основания: Сr(OH)2–гидроксид хрома (II), Fe(OH)2-гидроксид железа (II), Cu(OH)2- гидроксид меди (II). Реагируют с кислотами. При нагревании разлагаются на оксид и воду.

Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2 гидроксид цинка, Be(OH)2- гидроксид бериллия, AI(OH)3- гидроксид алюминия, Fe(OH)3-гидроксид железа (III), Cr(OH)3-гидроксид хрома (III). Реагируют с кислотными и основными оксидами, с кислотами и щелочами.

Кислоты (сила кислот в ряду уменьшается): HCLO4- хлорная кислота, H2SO4- серная кислота, HNO3-азотная кислота, HCl –соляная кислота, H3PO4-фосфорная (трехосновная кислородсодержащая), H2SO3-сернистая кислота, HNO2-азотистая кислота, H2CO3- угольная кислота, H2S –сероводородная кислота, H2SiO3- кремневая кислота. Реагируют с основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с солями, если образуется газ, осадок.

Соли средние металл и кислотный остаток, Fe2(SO4)3 –cульфат железа (III), Na2SO3- сульфит натрия, KNO3-нитрат натрия, Сa3(PO4)2 –фосфат кальция, CaCO3 –карбонат кальция (мел, мрамор, известняк), Na2SiO3–силикат натрия, AgCI –хлорид серебра, AgBr-бромид серебра, MgI2-иодид магния, CuS –сульфид меди (II). Реагируют с кислотными оксидами, с кислотами, с солями, если образуется осадок. Соли кислые KHCO3 – гидрокарбонат калия, КH2PO4 –дигидроортофосфат калия. Соли основные (CuOH)2CO3 -гидроксокарбонат меди (II)

6) Признаки химических реакций, классификация реакций

Физическое явление (изменяется лишь агрегатное состояние, нового вещества нет), например, засахаривание варенья, деформация пластмассы, плавление парафина, перегонка нефти.

Химическое явление- появляется признак: газ, запах, изменяется цвет, образуется осадок или наоборот он растворяется, выделяется тепло, либо поглощается, иногда свет, звук, образуется новое вещество. Реакция, протекающая без изменения степени окисления- если все вещества сложные, степень окисления у веществ не изменяется. Если в реакции присутствует хотя бы одно простое вещество, то это окислительно-восстановительная реакция, так как при этом меняется степень окисления- у простого вещества степень окисления ноль, а в соединении он его изменяет. Восстановитель степень окисления повышает, а окислитель понижает. Эндотермическая реакция-энергия требуется–Q (реакции разложения). Экзотермическая + Q (энергия выделяется)

Реакция нейтрализации происходят между кислотой и щелочью: например, KOH и HNO3

Газ выделяется при взаимодействии: солей аммония и щелочи, например, NH4Cl и NaOH (газ аммиак), карбонатов и кислот (углекислый газ), сульфитов и кислот (сернистый газ), металла и кислоты (водород и др газы)

7) ЭД, электролиты и не электролиты, катионы (+), анионы (-). Электрический ток проводят (электролиты) Лампочка прибора для испытания электропроводности загорится при погружении электродов в электролиты. Электролиты- растворимые соли, щелочи, кислоты сильные (серная, соляная, азотная и др). Электрический ток проводят: расплав сульфата натрия, раствор поваренной соли, HNO3. Электрический ток не проводят (не электролиты), лампочка прибора для испытания электропроводности не загорится при погружении электродов в электролиты: органические вещества-метан CH4 , этан C2H6 этилен C2H4, бутан, графит, алмаз, сахар, раствор сахарозы, глюкоза, спирты-метанол CH3OH, этанол C2H5OH , глицерин, парафин, газы, оксиды ZnO, SiO2, оксид азота(II), CO, CO2 неметаллы-например, расплав серы, фосфора

8) Ионные уравнения, условия их протекания, если образуется: газ, осадок, вода

9) Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. Зависит от активности металла и неметалла. Реагируют с кислородом (кроме инертных газов, не активных металлов – платина, золото. С водой активные при комнатной температуре, не активные при нагревании или не реагируют. Металлы реагируют с неметаллами, с кислотами (зависит от активности), с солями, если металл более активен, чем металл внутри соли. Примеры. Кальций реагирует с соляной кислотой и хлором. Железо реагирует с CuSO4 и O2. И магний, и натрий при комнатной температуре энергично реагируют с соляной кислотой. И цинк, и кальций при комнатной температуре реагируют с бромом. И кальций, и белый фосфор при комнатной температуре реагируют с кислородом. И железо, и цинк при комнатной температуре реагируют: с сульфатом меди(II). Цинк при комнатной температуре вступает в реакцию с каждым из двух веществ: соляная кислота и нитрат серебра. Водород не реагирует с: гидроксидом натрия, Водород реагирует: оксид меди(II) и хлор. Сера реагирует с каждым из двух веществ: водород и ртуть

10) химические свойства оксидов. Свойства зависят от типа оксида. Основные оксиды реагируют с кислотными оксидами, кислотами, водой (оксиды металлов 1 и 2 группы главной подгруппы таблицы Менделеева. Например, химическая реакция возможна между: оксидом кальция и соляной кислотой, оксидом бария и водой, оксидом натрия и оксидом серы(IV), оксидом углерода(IV) и оксидом кальция. Кислотные оксиды реагируют с основными оксидами, с водой (кроме оксида кремния), с основаниями, с солями. Амфотерные оксиды реагируют и с кислотами, и с основаниями.

11) химические свойства оснований и кислот. Щелочи реагируют с кислотными оксидами, с кислотами, с солями, если выделиться осадок. Нерастворимые основания только с кислотами. Кислоты реагируют с металлами (см ряд металлов), с основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с солями (если выделиться осадок). Например, осадок гидроксида магния растворится при взаимодействии с раствором: соляной кислоты. Кремниевая кислота реагирует с гидроксидом натрия. И с гидроксидом калия, и с серной кислотой реагирует: амфотерные соединения (гидроксид алюминия, оксид цинка). В реакцию с гидроксидом бария вступает: оксид серы(VI)

12) химические свойства солей. Соли реагируют с щелочами, кислотами, если выделиться осадок. Галогены, чем выше в таблице Менделеева, тем сильнее и могут вытеснить более слабый галоген из их солей. Более сильный металл (стоит левее в ряду активности металлов) вытеснит более слабый и его соли. Соль реагирует с другой солью, если исходные соли были растворимы, а в продукте реакции образовался осадок (не растворимая соль)

13) Чистые вещества и смеси. Чистые вещества имеют постоянный состав, формулу, температуру кипения (это индивидуальные вещества): пример, аргон, питьевая сода, озон, сероводород, серебро, алмаз, дистиллированная вода, алюминий.

Смеси однородные (нельзя обнаружить невооруженным глазом и лупой): раствор поваренной соли, раствор сахара в воде, сталь, столовый уксус, газированная вода, минеральная вода, кровь, напиток какао, сливочное масло, сметана, раствор йода в этиловом спирте для обработки ран, морская вода, молоко, кефир, майонез, нашатырный спирт, 3% перекись водорода, воздух, нефть, вода из ручья, оконное стекло, природный газ, духи, раствор гидроксида кальция в воде, процеженный чай, прозрачный яблоневый сок. Смеси неоднородные: смесь порошка серы и железа, гранит, растительное масло и вода, мел и вода, задымленный воздух, дым, мясной бульон. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавлении воды, последующего фильтрования и выпаривания. Смесь серы и древесные опилки путем растворения в воде нельзя разделить.

Физические способы разделения смесей: перегонка (дистилляция): воду и спирт (этанол), бензин на компоненты, (воздух нельзя разделить перегонкой). При дистилляции фильтровальная бумага не нужна, так вещество нагревают, переводят в пар, охлаждают и конденсируют, выпаривание: очищаем морскую воду от солей, сахар из водного раствора, фильтрование: твердое нерастворимое примесь и воду, вода и порошок мела, а растворимые вещества и другие однородные смеси удалить фильтрованием не возможно, например соли из водопроводной воды, для разделения осадка от раствора, речной песок и сахар (но потом выпаривать), речной песок служит фильтром при разделении древесных стружек от воды, для очистки воды от тины, кислород и углекислый газ фильтрованием не разделишь, кипячением воды –твердые примеси не разделишь. Воду и сахар фильтрованием тоже не разделишь. Для ускорения процесса фильтрования скошенный конец воронки следует прижать к стенке химического стакана, магнит- железные опилки (так как железо притягивается к магниту), а медь, алюминий не притягивается, делительная воронка (деление 2-х несмешивающихся жидкостей): смесь воды и бензина, воду и нефть, растительное масло и вода, отстаивание –древесные и стальные опилки (а песок и железные опилки так не разделить).

13) Техника безопасности. Химия и жизнь. В школьной лаборатории есть опасные вещества, поэтому их нельзя смешивать друг с другом в любом порядке.

СО-оксид углерода (II) угарный газ сильный яд в замкнутом пространстве, угрожающий фактор для здоровья (отравление). Озоновый слой в стратосфере не вреден для человека, хотя озон сам по себе ядовит. В стратосфере озоновый слой защищает Землю от у/ф лучей солнца.

Производство цемента и др строительных материалов загрязняют окружающую среду. Разлившаяся на поверхности водоёмов нефть вредит живым организмам водоёмов.

Оксиды азота и сернистый газ (отходы производства серной и азотной кислоты), в атмосфере угрожают здоровью человека. Загрязнение воздуха оксидами серы (сернистого газа) вызывает образование кислотных дождей. Продукты полного сгорания природного газа–углекислый газ и пары воды–не наносят непосредственного ущерба окружающей среде. Некоторые выхлопные газы авто негативно сказываются на состояние атмосферы. В двигателе внутреннего сгорания идет реакция горения. Самый опасный продукт сгорания автомобильного топлива–не CO2 (углекислый газ), а угарный газ СО и оксиды азота. Увеличение количества углекислого газа в атмосфере приводит к «парниковому эффекту». Углекислый газ не ядовит, поэтому его повышенное содержание в атмосфере не влияет на жизнь человека.

Реакция «свёртывания» молока используется для изготовления творога и сыра. В основе выплавки чугуна и стали лежат окислительно-восстановительные реакции. Разбитый градусник и вытекающую ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро. Неорганические кислоты в промышленных стоках отрицательно влияют на рыб. Ионы тяжелых металлов, содержащихся в овощах, выращенных у дороги вредят здоровью человека, так же избыток удобрений для овощей, вредны бензин, содержащий свинец, отходы свинцовой руды вредят здоровью человека. Краска со свинцом на игрушках вредна. Готовить растворы кислот в алюминиевой посуде не рекомендуется. При растворении твёрдой щелочи в воде для перемешивания раствора нельзя использовать алюминиевую ложечку.

Щелочь можно промыть с кожи водой и лимонной кислотой, а кислоту промываем водой и питьевой содой. Пролитые кислоты или щёлочи необходимо засыпать чистым песком

Работаем с горючими жидкостями в дали от источников огня, (например, ацетон нет необходимости хранить в холодильнике)

Хлор в лаборатории всегда получают в вытяжном шкафу, так как он опасен, имеет резкий запах, при работе с хлорсодержащими дезинфицирующими веществами нельзя работать при плотно закрытой двери. Не все газы получают в вытяжном шкафу, например, кислород, водород, углекислый газ. В лаборатории на вкус ничего нельзя пробовать (особенно кислоты и щелочи). Принимать пищу в лаборатории нельзя!

Дезинфицирующие средства, например, «Доместос» опасны для человека и животных, отходы от моющих средств нельзя выливать в природные водоемы. Растворители и моющие средства и др бытовую химию храним в не доступном для детей месте, отдельно от пищевых продуктов, соблюдаем инструкцию при работе с ними. Аэрозоли как средство борьбы против насекомых опасны для детей и животных, будьте осторожны, нельзя распылять в близи огня. Со стиральным порошком посуду мыть нельзя. Жир не удалиться водопроводной водой, а моющими средствами, имеющими щелочную среду. Чем больше щелочи в составе моющего средства, тем она опаснее для ткани

При работе с растворами солей не всегда нужны перчатки, например, при работе с безопасными веществами перчатки и очки не нужны при растворении соды в воде, при работе с 3% пероксидом водорода. При работе с бытовой химией, (с препаратами для ванн и раковин) содержащей щелочь и кислоту нужны резиновые перчатки!

витамин С в неограниченном количестве нельзя применять! Проверяем срок годности и правильно храним витамины, жиры. При квашении капусты идет реакция брожения

запрещается заглядывать сверху в посуду с кипящим раствором, при определении запаха подносить к носу и глубоко вдыхать нельзя. При ознакомлении с запахом вещества необходимо держать склянку на расстоянии в 15–20 см от лица и направлять воздух от отверстия склянки на себя легкими движениями руки. Колбу герметично при нагревании жидкости не закрываем

столовый уксус не хранят вместе с бытовой химией

при приготовлении раствора серной кислоты сначала берем воду (безопасное вещество), а потом наливаем кислоту

кисломолочные продукты хранят при определенной температуре, даже, если они герметично закрыты.

раствор медного купороса для опрыскивания садовых деревьев нельзя хранить в оцинкованной посуде (цинк активнее меди и вытеснит его)

воспламенившийся бензин тушить водой нельзя

полиэтиленовые пакеты долго разрушаются, угроза засорения для окружающей среды

склянки без надписи для опытов использовать нельзя

опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в защитных очках

застывшую масляную краску перед использованием нельзя греть на открытом огне (огнеопасное вещество), при ремонте с использованием органических растворителей в помещении окна открываем! Хранить органические растворители в дали от нагревательных приборов.

все опыты должны быть записаны в лабораторный журнал

Аэрометр – для измерения плотности воздуха

Ареометр-для измерения плотности жидких веществ (растворов)

Делительная воронка-устройство для разделения несмешивающихся жидкостей

Фарфоровая чашечка и ступка для измельчения твердых веществ (а не для выпаривания растворов!)

Выпарительная чашка для выпаривания и получения твердого вещества из раствора (соли из воды)

Мерный цилиндр- для измерения объёма жидкости (а не газов!)

Пробирка с газоотводной трубкой для собирания газа, (а не для отвода теплоты)

При пересыпании медного купороса из склянки в пробирку нужен шпатель- ложечка (а не воронка для жидкостей), не все твердые вещества руками в лаборатории брать можно

Спиртовка не служит для долгого хранения спирта, пробирку нагреваем постепенно и под углом, а не вертикально, тушат огонь колпачком, а не задуванием. Для более эффективного нагревания пробирки с жидкостью её вносят в центральную часть пламени спиртовки. Не допускается поджигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

Определить наличие в сосуде углекислого газа можно с помощью известковой воды (помутнение). Аммиак в лаборатории получают действием щелочей на соли аммония

При пропускании газа через трубку с раскалённой медью цвет порошка изменился с красного на чёрный. О каком газе идёт речь? (это водород). Кислород можно отличить от углекислого газа с помощью тлеющей лучинки (в кислороде он горит).

Азот в лаборатории получают разложением нитрита аммония при нагревании. В лаборатории кислород можно получить: каталитическим разложением пероксида водорода, разложением перманганата калия при нагревании В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на известняк.

Не растворимые в воде газы можно получить методом вытеснения воды. Вода вытесняется из перевернутой пробирки, так как не растворимый газ выталкивает его.

15) Вычисление массовой доли элемента по таблице Менделеева. Примеры подсчитанных молекулярных масс веществ. Оксид хлора(VII) CL2O7=183, оксид бора B2O3=59, фосфорная кислота H3PO4 =98, азотная кислота HNO3 =63, бромид бария BaBr2=297. Нитрат кальция Ca(NO3)2=164, нитрат аммония NH4NO3=80, нитрат бария Ba(NO3)2=261, нитрат цинка Zn(NO3)2=189, нитрат железа(II) Fe(NO3)2=180, нитрат железа(III) Fe(NO3)3=242, нитрат меди(II) Cu(NO3)2=188, нитрат алюминия AL(NO3)3=213, нитрат натрия NaNO3=85, нитрат калия KNO3=101, нитрат магния Mg(NO3)2=148

гидроксид лития LiOH=24, гидроксид натрия NaOH=40, гидроксид железа(II) Fe(OH)2=90, гидроксид железа(III) Fe(OH)3=107, гидроксид бария Ba(OH)2=171, гидроксид алюминия Al(OH)3=78, гидроксид меди (II) Cu(OH)2=98, гидроксид цинка Zn(OH)2=99

Фосфат железа (II) Fe3(PO4)2=358, фосфат железа(III) FePO4=151, фосфат цинка Zn3(PO4)2=358, фосфат бария Ba3(PO4)2=601, фосфат калия K3PO4=212, фосфат натрия Na3PO4=164, фосфат лития Li3PO4=116, фосфат кальция Ca3(PO4)2=310, Фосфат меди (II) Cu3(PO4)2=392, фосфат алюминия AlPO4=122, фосфат серебра Ag3PO4=419, фосфат магния Mg3(PO4)2=262, фосфат аммония (NH4)3PO4=149, силикат калия K2SiO3=154, силикат цинка ZnSiO3=141, силикат кальция CaSiO3=116, силикат натрия Na2SiO3=122, силикат лития Li2SiO3=90, силикат магния MgSiO3=100, силикат бария BaSiO3=213, сульфат аммония (NH4)2SO4=128, сульфат натрия Na2SO4=142, сульфат калия K2SO4=174, сульфат лития Li2SO4=110, сульфат кальция CaSO4=136, сульфат меди(II) CuSO4=160, сульфат железа(II) FeSO4=152, сульфат алюминия Al2(SO4)3=342, сульфат магния MgSO4=120, сульфат серебра Ag2SO4=312, сульфит аммония(NH4)2SO3=80, сульфит натрия Na2SO3=126, сульфит магния MgSO3=104, гидросульфат натрия NaHSO4=120, гидросульфид аммония NH4HS=51, гидросульфит натрия NaHSO3=104

гидрокарбонат аммония NH4HCO3=79, карбонат лития Li2CO3=74, карбонат калия K2CO3=138, карбонат натрия Na2CO3=106, карбонат аммония(NH4)2CO3=98, карбонат бария BaCO3=197, карбонат цинка ZnCO3=125, карбонат кальция CaCO3=100, карбонат магния MgCO3=84

16) Изменение свойств веществ по таблице Менделеева

в одном периоде справа на лево,

например, кремний → алюминий → магний → натрий

-увеличивается валентность элемента в летучем водородном соединении

-увеличивается радиус атома

-усиление восстановительной способности

-усиливается основный характер высшего оксида

-увеличивается металлический характер простого вещества

-уменьшается валентность элемента в высшем оксиде

-уменьшается относительная атомная масса

-уменьшается число протонов в ядре атома

-ослабевают неметаллические свойства простых веществ

-значение высшей степени окисления атомов уменьшается

-уменьшение окислительной способности

в одном периоде слева на право,

например, бор → углерод → азот

-уменьшаются радиусы атомов

-увеличивается валентность элемента в высшем оксиде

-уменьшается валентность элемента в летучем водородном соединении

(степень окисления в соединении с водородом)

-значение электроотрицательности элемента возрастает

-увеличивается число электронов во внешнем электронном слое

-усиливаются неметаллические свойства простых веществ

-уменьшается металлический характер простого вещества

-усиление окислительной способности атомов

-усиливаются кислотные свойства высших оксидов

в одной группе сверху вниз,

например, азот →фосфор→ мышьяк→ сурьма

-увеличивается радиус атомов

-усиливаются металлические свойства простых веществ

-усиление восстановительной способности

-усиливается основный характер высшего оксида

-увеличивается число заполняемых электронных слоёв

-значения электроотрицательности атомов уменьшается

-уменьшение окислительной способности

в одной группе снизу-вверх,

например, рубидий→ калий→ натрий

-уменьшаются радиусы атомов

-уменьшается металлический характер простого вещества

-ослабевает основный характер высших оксидов

-уменьшается число протонов в ядре атома

-значение электроотрицательности элемента возрастает

-усиливаются кислотные свойства высших оксидов

-Усиление окислительной способности атомов

17) Органические вещества.

Для метана верны следующие утверждения: CH4 является предельным углеводородом, молекула содержит 1 атом углерода и 4 атома водорода, общая формула CnH2n+2 связи ковалентные, относительная молекулярная масса равна 16, вступает в реакцию замещения с хлором, бромом, не присоединяет водород, является газообразным веществом, основной компонент природного газа, образует с воздухом взрывоопасные смеси, при сгорании выделяется большое количество теплоты и образуется углекислый газ и вода.

Для этана верны следующие утверждения: C2H6 -газ, входит в состав природного газа, является предельным углеводородом, общая формула CnH2n+2 вступает в реакцию замещения с хлором, с бромом, характерна реакция разложения, разлагается при нагревании, атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью, относительная молекулярная масса равна 30, реагирует с кислородом при горении с образованием углекислого газа и воды.

Для этилена верны следующие утверждения: C2H4 -непредельный углеводород, общая формула CnH2n , атомы углерода в молекуле соединены двойной связью, сгорает с образованием углекислого газа и воды, характерны реакции присоединения, полимеризации, реагирует с водородом, обесцвечивает раствор перманганата калия KMnO4, и бромной воды.

Для ацетилена верны следующие утверждения: C2H2 – непредельный углеводород, общая формула CnH2n-2 при комнатной температуре является газом, атомы углерода в молекуле соединены тройной связью, вступает в реакции присоединения с хлором, способен присоединять водород и воду, обесцвечивает бромную воду, горит в кислороде с выделением большого количества теплоты и с образованием углекислого газа и воды

Для метанола верны следующие утверждения: CH3ОН-яд, находиться в жидком агрегатном состоянии, хорошо растворим в воде, в молекуле имеется гидроксильная группа ОН, состав молекулы отражает общая формула CnH2n+1ОН, относится к классу спиртов, вступает в реакцию с натрием, калием, сгорает с образованием углекислого газа и воды. Для этанола верны следующие утверждения: C2H5ОН-является жидкостью (н.у.), хорошо растворимой в воде, состав молекулы отражает общая формула CnH2n+1ОН, вступает в реакцию со щелочными металлами (натрием, калием), одна функциональная группа–ОН, связи одинарные, сгорает с образованием углекислого газа и воды.

Для глицерина верны следующие утверждения: C3H5(ОН)3 вязкая жидкость, хорошо растворимая в воде, все атомы в молекуле соединены только одинарными связями, вступает в реакцию с натрием, калием, взаимодействует с гидроксидом меди(II), молекула содержит 3 атома углерода, 3 атома кислорода (три функциональные группы–ОН), сгорает с образованием углекислого газа и воды. Применяется в медицине и при изготовлении косметических средств.

Для уксусной кислоты верны следующие утверждения: CH3СООН является хорошо растворимой в воде жидкостью (н.у.), неограниченно смешивается с водой, имеет специфический резкий неприятный запах, в молекуле содержится два атома кислорода, атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью,(ковалентная связь),наличие одной двойной связи между атомами углерода и кислорода, сгорает с образованием углекислого газа и воды.

Вступает в реакцию со щелочами, с солями (карбонатом кальция CaCO3), с металлами активными и средней активности (цинк), с оксидом меди, с гидроксидом меди Cu(OH)2, со спиртами, изменяет окраску лакмуса в красный. Используется в пищевой промышленности в качестве консерванта, водный раствор проводит электрический ток. Глюкоза С6Н12О6 относится к углеводам, образуется в процессе фотосинтеза, вступает в реакции брожения.

18)Качественные реакции – это реакции, позволяющие определить присутствие в растворе (или иной реакционной среде) определённых ионов (или других частиц).

Качественные реакции сопровождаются признаками: изменение цвета, выделение газа, образование осадка, изменение запаха, выделение или поглощение теплоты, растворение осадка также является признаком химической реакции.

Качественные реакции на изученные катионы и анионы (ионный обмен)

Катионы

Анионы

Признаки реакций.

H+

SO32-

выделение бесцветного газа с едким запахом

H+

CO32-

выделение бесцветного газа

H+

SiO32

образование бесцветного студенистого осадка

NH4+

OH-

при нагревании запах аммиака

Zn2+

OH-

образование белого студенистого осадка

Cu2+

OH-

образование голубого студенистого осадка

Al3+

OH-

образование белого студенистого осадка

Fe2+

OH-

образование зеленого студенистого осадка

Ag+

Cl-

образование белого творожистого осадка

Ag+

Br-

образование светло-желтого творожистого осадка

Ag+

I-

образование желтого творожистого осадка

Ca2+

CO32-(CO2)

образование белого осадка (помутнение)

Ba2+

SO42-

образование белого плотного осадка

Изменение цвета растворов индикаторов

Растворы кислот

Лакмус

Метилоранж

изменение цвета на красный

изменение цвета на розовый

Растворы оснований.

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

изменение цвета на синий

изменение цвета на желтый

изменение цвета на малиновый.

Признаки химических реакций (окислительно-восстановительные реакции)

Реагенты

Признаки

Na(или друг металл)

H2O

выделение бесцветного газа, сгорающего с хлопком

Zn

HCl

выделение бесцветного газа, сгорающего с хлопком

Cu

H2SO4 (конц)

выделение бесцветного газа, с едким запахом

Cu

HNO3 (конц)

выделение бурого газа

CuO

H2

изменение цвета с черного на красный

H2O2

MnO2 (катализатор)

Выделение газа поддерживающего горение, выделение теплоты

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области