Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Две матери" В. Сухомлинский

Цель: формирование мотивации к почитанию родителей как духовно-нравственному вектору развития личности у учащихся 2 класса Задачи: 1) развитие умения взаимодействовать с людьми в соответствии с нормами христианской морали 2) осмыслить духовно-нравственные критерии почитания родителей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Две матери. В.Сухомлинский.Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. »

Цель: формирование мотивации к почитанию родителей как духовно-нравственному вектору развития личности у учащихся 2 класса

Задачи:

1) развитие умения взаимодействовать с людьми в соответствии с нормами христианской морали

2) осмыслить духовно-нравственные критерии почитания родителей

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель читает текст

Дети слушают

Две матери В.СухомлинскийВ маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери — Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери — утром, у Белокосой — вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

Учитель делает паузу и задаёт вопрос.

Дети, представьте какая радость живёт сейчас в сердце этих матерей. Глядя на крохотное лицо своего сыночка, каждая мечтает о том, что бы он был счастливым.

Чтобы вы пожелали этим детям?

У вас на столе открытки, напишите ваши пожелания сыновьям Белокосой и Чернокосой матери.

Дети на открытках пишут свои пожелания, затем зачитывают.

Учитель предлагает детям узнать, что же сами матери пожелали своим сыновьям.

— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. — Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде… Вот для чего хочется жить…— А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. — Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Учитель предлагает детям рассказать, что они думают об этих пожеланиях. Учитель обращает внимание на то, что эти пожелания разные, но сам не комментирует ответы. Дети, давайте узнаем, что же было дальше.

Дети делятся своими впечатлениями.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго-долго о чём-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем — конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины — Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях.

Учитель спрашивает, почему они ничего не говорили о сыновьях?

Дополнительные вопросы:

Какое общее горе было в жизни матерей?

Какая общая радость у них была?

Что их различало? Какие пожелания дала сыну одна мать, какие пожелания дала другая мать?

Они пожелали разное для своих сыновей.

Белокосая – успех и славу. Чернокосая – чтобы сын стал добрым человеком, никогда не забывал мать.

Учитель проодолжает чтение.

Дети слушают

Наконец Чернокосая мать спросила:— Кем же стал твой сын?— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. — Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? — И Белокосая назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.— А твой сын кем стал? — спросила Белокосая.— Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было — механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает... Живём мы в селе — километров сто отсюда. У сына двое детей — мальчик трех лет и девочка недавно родилась...— Всё-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. — Твой сын стал простым, никому не известным человеком.Чернокосая мать ничего не ответила.

Учитель задаёт вопрос: «Почему Белокосая мать посчитала свою подругу несчастной? Как она представляла себе счастье?»

Дополнительно учитель обращает внимание на то, что труд комбайнёра очень нужен людям.

Дети отвечают : «Для Белокосой матери счастьем считался успех». «Белокосая мать считала, что счастье это слава, известность»

Учитель читает текст

Дети слушают

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. “Поправляйтесь, мама”, — сказал он на прощание и поцеловал её.А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:— У сына сейчас концерт... Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы.

Учитель:

Почему сын Чернокосой расставаясь с матерью выложил гостинцы, как бы извиняясь. За что он извинялся?

Зачем Белокосая мать оправдовалась тем, что у сына концерт, поэтому он не пришёл?

Что чувствовала Чернокосая мать перед сном?

Что чувствовала Белокосая мать?

Дети:

Он извинялся за то, что не может уделить матери ещё время. Он понимал, что матери важней его любовь и внимание, чем гостинцы.

Она понимала, как трудно было добираться в больницу из села, которое находиться за сто километров, а её сын в этом городе, но не пришёл к матери.

Учитель читает текст далее

Дети слушают

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь... Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую

паляницу(хлеб украинский) и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и морщины расправились.К Белокосой матери никто не приходил.Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

Учитель спрашивает:

Как выдумаете какая мать быстрее поправиться?

Дети:

Чернокосая мать поправиться быстрее, потому что после приезда сына она сияет от счастья, у неё разгладились морщинки, она улыбается.

В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села — привёз два больших арбуза, виноград, яблоки... Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на “капитанском мостике” комбайна. “Я тоже буду комбайнером”, сказал мальчик, и бабушка поцеловала его. Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что её сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат...

Учитель спрашивает:

Почему выдающийся музыкант сдавал сына в интернат, когда отправлялся на гастроли?

Дети отвечают:

Главное для него были слава и успех. На переживания сына и страдания матери он не обращал внимания.

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебород из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к её соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.К Белокосой матери так никто и не пришёл. Прошёл месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: “Теперь вы совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев”. А Белокосой матери врач сказал: “Вам ещё надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком”. Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.

Учитель:

Что помогло Чернокосой выздороветь быстрее, чем Белокосой?

Учитель предлагает детям найти в текстах, которые у них лежат на партах.

В чём проявлялось почтение к матери у сына Чернокосой? Выделить маркером эти предложения.

Дополнительно:

Почему он привез ей внука? Путь был не близкий, ребёнок мог утомиться в дороге?

Дети:

Сыновья забота, почитание, помогло ей быстро выздороветь.

Он приехал к ней несмотря на то, что шла уборка урожая и он работал день и ночь.

Он подолгу беседовал с матерью. Он рассказывал про свои дела.

Он держал её за руку. Он целовал её. Он привозил ей лучшие плоды и гостинцы.

Он привёз к ней внука, потому что она скучала по нему. Сын хотел порадовать её. Он хотел передать своему сыну, как важна для него мать.

Хотел научить его, как надо заботиться о матери.

Почему он привёз цветы врачам и сёстрам?

Почему прощаясь с Чернокосой все улыбались?

Что чувствовала Чернокосая мать видя такие поступки сына?

Что чувствовала Белокосая? Почему врач, говоря о её выздоровлении смотрел в сторону?

Он умел ценить доброе отношение и заботу. Он был благодарным.

Всем было радостно от общения с этим человеком.

Мама была счастлива.

Белокосая чувствовала себя несчастной.

Врач не верил, что она поправиться.

Что в жизни важнее славы, успеха, богатства?

Любовь, забота, сочувствие.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:— Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я … — и она заплакала.

Учитель:

Дети, по думаете как Чернокосой матери удалось воспитать такого сына? Что ей помогло?

Что она знала?

Какие заповеди она соблюдала сама и научила своего сына?

Дети кто знает эти заповеди? Как Господь учит относиться к родителям?

Учитель открывает на доске надпись:

«Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле»

Что значит почитать? Учитель обобщает ответы детей.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительным к ним, не оскорблять и не обижать их ни словами, ни поступками; повиноваться им во всем, кроме советов, направленных против заповедей Христовых; помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости; молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. По законам Ветхого Завета, злословящий отца или мать, наказывался смертью (Марк. 7,10; Исх. 21,16).

Дети:

Ей помогло Слово Божие.

Десять заповедей, которые Бог завещал людям.

Господь учит почитать родителей.

Дети высказывают своё мнение

Учитель:

В России каждую минуту рождается младенец. Давайте представим, что нам разрешили поздравить мать и дитя, что бы вы теперь пожелали. У вас на партах рисунки букетов . Напишите самое главное пожелание для каждого человека.

Дети пишут на ленте:

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебехорошо было и чтобы ты долго прожил на земле

Дети раскрашивают букет

Дети как вы думаете, что ответила Чекрнокосая в ответ на слёзы Белокосой?

Чтение последней части

Ответы детей

Мы расстанемся и никогда больше не увидимся, сказала Чернокосая, — потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер... Умер, когда ему и года не исполнилось. А это... не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трёхлетним мальчиком. Он,конечно, смутно помнит это... Но я для него — родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжёлые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернётся против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области