МВД РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Рабочая программа
по учебному предмету
Химия
для обучающихся 3 курса
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
2018 г.
Химия: Рабочая программа для обучающихся 3 курса Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Новочеркасское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» 2018 г.
Рабочая программа подготовлена Барановой Л.С. – преподавателем цикла гуманитарных и математических дисциплин.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на педагогическом совете училища.
Протокол № _ от «__» ________ 2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен знать-понимать:
Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества.
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность и степень окисления, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, химическое равновесие.
Основные теории химии: строение атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований.
Вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, глюкоза, сахароза, крахмал, белки, искусственные волокна.
Уметь:
Называть изученные вещества
Определять валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам соединений, типы реакций.
Характеризовать s-, p-, d-орбитали по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений, строение и свойства органических соединений.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объем программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, обучающийся неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр., или не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, в двух и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Содержание учебного предмета
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю, в соответствии с Учебным планом на 2018-1019 учебный год, в том числе на контрольные работы отводится 2 часа.
На третьем курсе изучают «Общую химию»
Тема 1. Общая химия (21 час)
Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Состояние электронов в атоме. Электронная оболочка и орбиталь, форма орбиталей, главное квантовое число.
Валентные возможности атомов химических элементов как функция их нормального и возбужденного состояния. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. Изотопы, современное понятие химического элемента. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания картины мира.
Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионная кристаллические решетки, ковалентная химическая связь и ее классификация. Атомная и молекулярная кристаллические решетки. Металлическая химическая связь, металлическая кристаллическая решетка. Свойства ковалентной химической связи.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.
sp3- гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза;
sp2 – гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита;
sp – гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбида. Геометрия молекул названных веществ.
Дисперсные системы.
Теория строения химических соединений А.М.Бутдерова. Основные положения современной теории строения. Виды изомерии.
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии.
Полимеры органические и неорганические. Способы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров. Каучуки, пластмассы, волокна.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели изомеров структурной и пространственной изомерии.
Лабораторные опыты: 1. Свойства гидроксидов элементов III периода.
2. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, неорганических полимеров.
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующих веществ; по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по направлению; по использованию катализатора
Вероятность протекания химических реакций.
Скорость химических реакций.
Факторы. Влияющие на скорость химической реакции.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
Электролитическая диссоциация.
Водородный показатель.
Гидролиз.
Демонстрации. Модели бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Свойства уксусной кислоты; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов, окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Гидролиз карбида кальция.
Лабораторные опыты. 1. Получение кислорода разложением пероксида водорода и перманганата калия. 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических кислот. 3. Использование индикаторной бумаги для определения рН.
Тема 2. Неорганическая химия (13 часов).
Классификация неорганических веществ.
Классификация органических веществ.
Металлы. Коррозия металлов. Общие способы получения металлов.
Неметаллы. Окислительные и восстановительные свойства. Аллотропия.
Кислоты органические и неорганические. Основания органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические соединения. Понятие о комплексных соединениях. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ», коллекция «Классификация органических веществ». Коррозия металлов в зависимости от условий, защита металлов от коррозии. Электролиз растворов солей. Аллотропия неметаллов. Получение и свойства хлороводорода.
Свойства кислот, свойства щелочей. Свойства аммиака. Осуществление переходов.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ, органических веществ.
Сравнение свойств кислот.
Свойства кислот.
Свойства гидроксидов.
Химический практикум.
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений полного общего образования
В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен знать-понимать:
Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность. Характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов и важнейших химических элементов в свете изученных теорий. Распознавать важнейшие катионы и анионы. Решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.
В разделе «Органическая химия» обучающиеся должны знать и понимать: причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ. Строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты. Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Обучающиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
II.Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Виды учебной деятельности обучающихся | Форма урока | Форма контроля | Номер недели |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1-21 | Тема № 1 Общая химия (21 часов) Планируемые результаты: Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии. Овладение умениями наблюдать химические явления, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций. Развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту. | 1-21 | |||
1 | Методы познания в химии | Изучение нового материала | урок ознакомления с новым материалом | устный ответ | 1 |
2. | Строение атома | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 2 |
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 3 |
4 | Химические связи. Ионная связь. Ковалентная связь | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 4 |
5 | Химические связи. Ионная связь. Ковалентная связь | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 5 |
6 | Металлическая и водородная химические связи. Единая природа химических связей | Изучение нового материала | комбинированный урок | фронтальный опрос | 6 |
7 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток. Полимеры | Изучение нового материала | урок ознакомления с новым материалом | устный ответ | 7 |
8 | Состав вещества, их многообразие. Газы. Твердые тела. Жидкости | Изучение нового материала | урок ознакомления с новым материалом | устный ответ | 8 |
9 | Состав вещества, их многообразие. Газы. Твердые тела. Жидкости | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 9 |
10 | Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) | Изучение нового материала | урок ознак. с новым матер-м | устный ответ | 10 |
11 | Чистые вещества и смеси. | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 11 |
12 | Классификация хими- ческих реакций в орга-нической и неорганической химии. | Изучение нового материала | комбинированный урок | фронтальный опрос | 12 |
13 | Тепловой эффект химической реакции | Изучение нового мат-ла | комбинированный урок | устный ответ | 13 |
14 | Скорость химической реакции | Изучение нового мат-ла | комбинированный урок | устный ответ | 14 |
15 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 15 |
16 | Роль воды в химических реакциях. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 16 |
17 | Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов. Водородный показатель | Изучение нового материала | урок ознакомления с новым материалом | фронтальный опрос | 17 |
18 | Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов. Водородный показатель | Изучение нового материала | комбинированный урок | химический тест | 18 |
19 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз | Изучение нового материала | комбинированный урок | фронтальный опрос | 19 |
20 | Обобщение и систематизация материала по общей химии | Обобщение и систематизация знаний | урок закрепления изученного | фронтальный опрос | 20 |
21 | Контрольная работа 1 | Обобщение и систематизация знаний | урок применения и совер-я знаний | контрольная работа | 21 |
22-34 | Тема № 2 Неорганическая химия (13 часов) Планируемые результаты: Освоение важнейших знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира. Овладение умениями наблюдать химические явления, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций. Развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту. | 22-34 | |||
22 | Металлы и их свойства | Изучение нового материала | урок ознак-я с новым мат-лом | устный ответ | 22 |
23 | Общие способы получения металлов. Коррозия | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 23 |
24 | Неметаллы и их свойства. Благородные газы | Изучение нового материала | урок ознак-я с новым мат-лом | устный ответ | 24 |
25 | Общая характеристика галогенов | Изучение нового материала | урок ознак-я с новым мат-лом | устный ответ | 25 |
26 | Кислоты | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 26 |
27 | Основания | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 27 |
28 | Соли | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 28 |
29 | Оксиды. | Изучение нового материала | комбинированный урок | устный ответ | 29 |
30 | Годовая контрольная работа | Обобщение и систематизация знаний | урок закрепления изученного | Контрольная работа | 30 |
31-32 | Практическая работа №1. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ». | Обобщение и систематизация знаний | урок закрепления изученного | практическая работа | 31-32 |
33-34 | Резервный урок | 33-34 |
IY.Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
Литература для обучающихся:
1.Габриелян О.С. Химия. 11кл.: Уч.для общеоб. уч. (базовый уровен.) М: Дрофа, 2016г.
2.Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. М.:Аквариум, 2015г.
3.ХомченкоИ.Г. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Дрофа,2016г.
Литература для преподавателя:
1.Габриелян О.С.Методическое пособие для учителя. Химия 8-11 кл. – М.: Дрофа, 2016г.
2.Примерная программа основного образования по химии.
1.Сборник нормативных документов «Химия».-М.: Дрофа,2016г.
2.Химия в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Дополнительная литература:
1.Химия. Еженедельное приложение к газете «1 сентября»
Технические средства обучения:
1. Экспозиционный экран
2. Мультимедийный проектор
3. Персональный компьютер
4.Стенды – 8 комплектов
Материальное обеспечение:
1. Ученические столы с комплектом стульев;
2. В лабораторной комнате: препараторский стол; шкафы с химической посудой и химическими реактивами для проведения демонстрационных, лабораторных и практических работ.