Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экологическая игра "Цивилизация"

цель: привлечение подрастающего поколения к проблемам к экологического характера задачи: изучение основных понятий и терминологии используемой по теме знакомство с основными экологическими кризисами человечества через игровую форму изучение способов решения экологической проблемы поиск способов решения вновь возникающих экологических проблемм

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Эко-игра

«Цивилизация»

Цель: ознакомить участников с развитием человеческой цивилизации и экологических кризисов прошлого, настоящего и будущего.

Целевая аудитория: учащиеся 5-11 классов, участвовать могут разновозрастные команды от 12 лет и старше.

Оборудование: карта мира (можно карту страны), полоски четырех разных цветов желательно равное количество (всего полосок должно быть по числу участников), карточка команды, жетоны «Прогресса», «Проблемы», «Ступень развития»

Этапы игры:

Объяснение правил игры и условий победы;

Вводная беседа о экологии, и взаимодействии живых организмов;

Разбивка на команды Первый кризис «Предантропогенный»:

Второй кризис «Обеднение ресурсов промысла и собирательства человека»;

Третий этап «Кризис Консументов»;

Четвертый кризис «Примитивное поливное земледелие»;

Пятый кризис «Кризис Продуцентов»;

Шестой кризис «Кризис Редуцентов»;

Седьмой кризис «Тепловое загрязнение»;

Восьмой кризис «Глобального исчерпания экосистем»;

Подведение итогов игры, обсуждение результатов, награждение победителей.

Условия победы и правила игры.

В команде должно быть примерно равное количество человек от 2 до 6, возможно и большее количество;

Участники делятся на 4 команды и выполняют все задания вместе и сообща, капитан команды выбирает из «своих» того, кто будет отвечать;

На выполнение заданий отводится от 1 до 5 минут;

Когда ведущий останавливает время, все работы и обсуждения прекращаются;

По мере выполнения заданий команда получает жетон «Прогресс»;

Набрав три «Прогресса», команда получает жетон «Проблема»;

Решив «Проблему» команда успешно или не успешно преодолевает кризис и переходит на следующий этап развития получает «Ступень»;

ВАЖНО жетоны «Прогресса» на каждом этапе возвращают ведущему;

Команда, которая более успешно преодолеет все кризисы к концу игры, побеждает;

Между этапами каждая команда, может попытаться украсть Прогресс у других команд, в случае успеха у противника происходит утеря «Прогресса» в случае неудачи команда сама теряет свой «Прогресс»

Команда объявила «войну»

У противника вытягивают карточку с вопросом

Зачитывают

Команда отвечает, если правильно – атака отбита, и на вопрос отвечают из команды нападавших

Если неправильно команда теряет «Прогресс»

Команда напавших рискует сама потерять «Прогресс» если противник силен;

Атаковать можно только раз за этап;

После прохождения всех кризисов, подсчитывают решенные проблемы каждая дает 5 баллов; и ступени развития –каждая дает по 5 баллов;

Команда набравшая больше всего баллов считается победителем;

Для удобства команда наклеивает свои достижения на специальный командный лист.

Вводная беседа по основным понятиям и терминам

Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

Редуценты – («reduce» — утилизировать, сокращать) — организмы, потребляющие питательные вещества и энергию, разлагая и перерабатывая останки мертвых организмов.

Консументы (лат. consumе — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.

Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее существование.

Экологические кризисы и экологические катастрофы Нерациональное природопользование является причиной экологических кризисов и экологических катастроф. Экологический кризис — это обратимое изменение равновесного состояния природных комплексов. Он характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие. Проявление экологического кризиса нередко называют «эффектом бумеранга». Известен ряд экологических кризисов: относительного обеднения доступных примитивному человеку ресурсов промысла и собирательства, обусловивший стихийные биотехнические мероприятия типа выжигания растительности для ее лучшего и более раннего роста (с наступлением весны, влажного периода года); перепромысла крупных позвоночных животных (50—10 тыс. лет назад); современный кризис глобального загрязнения, которому, по мнению ученых, соответствует высший этап научно-технической революции. Человек выступает при экологическом кризисе активно действующей стороной. История цивилизации доказывает, что вслед за экологическим кризисом следует революционное изменение во взаимоотношениях общества и природы. В предыстории и истории человечества выделяют ряд экологических кризисов и революций.

Экологические кризисы и революции (масштаб условный), по Н. Ф. Реймерсу, 1990

1. Изменение среды обитания живых существ, вызвавшее возникновение прямоходящих антропоидов — непосредственных предков человека.

2. Кризис относительного обеднения доступных примитивному человеку ресурсов промысла и собирательства, обусловившего стихийные биотехнические мероприятия типа выжигания растительности для лучшего и более раннего роста.

3. Первый антропогенный экологический кризис — массовое уничтожение (перепромысел) крупных животных («кризис консу-ментов»), связанный с последовавшей за ним сельскохозяйственной экологической революцией.

4. Экологический кризис засоления почв и деградация примитивного поливного земледелия, недостаточность его для растущего народонаселения Земли, что привело к преимущественному развитию неполивного земледелия.

5. Экологический кризис массового уничтожения и нехватки растительных ресурсов, или «кризис продуцентов», связанный с общим бурным развитием производительных сил общества, вызвавший широкое применение минеральных ресурсов, промышленную, а в дальнейшем и научно-техническую революцию.

6. Современный кризис угрозы недопустимого глобального загрязнения. Здесь редуценты не успевают очищать биосферу от антропогенных продуктов или потенциально не способны это сделать в силу неприродного характера выбрасываемых синтетических веществ. Этот кризис называют «кризисом редуцентов», которому соответствует высший этап научно-технической революции — реутилизация продуктов и условное замыкание технологических циклов. С «кризисом редуцентов» почти одновременно наступают два других экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение надежности экосистем. Они связаны с экологическими ограничениями производства энергии в нижней тропосфере и нарушением природного экологического равновесия. Данные экологические кризисы ближайшего будущего будут разрешены на основе энергетической и эколого-плановой экологических революций. Первая будет заключаться в максимальной экономии энергии и переходе к ее источникам, практически не добавляющим тепло в приземный слой тропосферы (главным образом солнечным), вторая — в регулируемой коэволюции в системе «общество — природа».

Экологическая катастрофа — это природная аномалия (длительная засуха, массовый мор, например, скота и т. д.), зачастую возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на природные процессы и ведущая к остро неблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона; авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. п.), приведшая к остро неблагоприятным изменениям в среде и повлекшей за собой массовую гибель живых организмов и экономический ущерб; одно из состояний природы. Экологическая катастрофа отличается от экологического кризиса тем, что кризис — это обратимое состояние, где человек выступает активно действующей стороной, а катастрофа— необратимое явление, человек здесь вынужденно пассивная, страдающая сторона. В более широком понимании экологические катастрофы — это фазы развития биосферы, где происходит качественное обновление живого вещества, например, вымирание одних видов и возникновение других.

Разбивка на команды

Первый кризис «Предантропогенный»

Из мешка (сумки, пакета) каждый вытягивает полоску с названием команды или определенным цветом, число полосок равно числу участников. Названия могут быть различными можно придумать свои. Четыре типа живых организмов по их роли в экосистемах (Продуценты, Консументы1, Консументы2, Редуценты) когда команды сформированы каждая получает ступень успеха, выбирает «вождя» капитана команды, и занимает место у карты мира с любой стороны (север юг запад восток). Первый кризис они уже преодолели. (см. приложение 3.)

Второй кризис

«Обеднение ресурсов промысла и собирательства человека»

Проводится вводная беседа о роли организмов в экосистемах. После этого ведущий объясняет правила второго этапа.

Каждая команда расходится на подготовленную площадку, где в соответствии с названием собирает материал.

Продуценты – таблички с растениями, консументы 1 – таблички с растительноядными животными, консументы 2 – таблички с хищными животными, редуценты собирают грибы.

Команда за 5 минут должна собрать как можно больше материала, по окончании времени все собираются у карты.

За собранный материал команда получает жетон.

Далее команда должна предложить не меньше 3 вариантов, как использовали найденное люди древности и как используют найденное современные люди.

Например: древние люди охотились на животных ради пищи и шкур, современные – выращивают ради пищи и шкур.

За каждое выполненное задание команда получает жетон.

Набрав 3 жетона, у команды начинается кризис.

Они должны ответить на вопрос, как в современном мире решить проблему видового биоразнообразия.

Правильно ответив на вопрос, команда получает ступень развития и переходит на следующий этап.

Третий этап «Кризис Консументов»

Вводная беседа об исчезновении крупных животных: каждая команда должна называть по очереди редкий или исчезнувший вид животного (исчезнувший по вине человека). Побеждает команда, назвавшая больше видов.

Та же процедура проделывается с растениями. Команда – победитель получает жетон. Также жетон получает наиболее активный участник. Он получает звание «Жрец».

Набрав 3 жетона, у команды начинается кризис.

Они должны ответить на вопрос, какие заповедники и национальные парки России они знают и кого они охраняют.

Правильно ответив на вопрос, команда получает ступень развития и переходит на следующий этап.

Четвертый кризис «Примитивное поливное земледелие»

Вводная беседа о значении сельского хозяйства для человечества.

Каждая команда получает пакетик с семенами.

Чтобы получить 3 жетона, они должны выполнить 3 задания:

Определить, к какому виду растения принадлежат семена.

Назвать центр происхождения этого растения. (родину)

Где используется это растение современным человеком.

Набрав 3 жетона, у команды начинается кризис.

Они должны ответить на вопрос, каким образом можно решить проблему обеднения сельскохозяйственных угодий.

Правильно ответив на вопрос, команда получает ступень развития и переходит на следующий этап.

Пятый кризис «Кризис Продуцентов»

Вводная беседа о значении промышленной революции.

Каждая команда получает полезное ископаемое (гранит, железо, медь и др)

Чтобы получить 3 жетона, они должны выполнить 3 задания:

Что можно получать изданного ресурса

Как заменить данный ресурс на более экологически чистый

Какие еще виды ресурсов и их замены вы знаете.

Набрав 3 жетона, у команды начинается кризис.

Они должны ответить на вопрос, как можно решать проблемы истощения и возобновления полезных ископаемых.

Правильно ответив на вопрос, команда получает ступень развития и переходит на следующий этап.

Шестой кризис «Кризис Редуцентов»

Водная беседа о современных экологических проблемах.

Каждой команде предоставляется одна из проблем. За время они должны нарисовать и представить схему решения данной проблемы (можно реально существующую, можно придумать собственную).

За выполнение заданий команда получает жетоны, наиболее активный участник назначается экологом.

Набрав 3 жетона, у команды начинается кризис.

Командам выдается наглядный материал: энергосберегающие лампы, вторичная бумага, бумажная упаковка и др. .

Седьмой кризис «Тепловое загрязнение»

Вводная беседа о тепловом загрязнении планеты (парниковом эффекте).

Каждая команда получает картинку с альтернативным источником энергии.

Чтобы получить 3 жетона, они должны ответить на 3 вопроса:

Что это за источник энергии

В каких странах он используется наиболее активно.

Где бы в России вы порекомендовали его использовать.

Набрав 3 жетона, у команды начинается кризис.

Восьмой кризис «Глобального исчерпания экосистем»

Подсчет результатов, выявление победителей, стран-лидеров.

Подведение итогов игры, обсуждение результатов, награждение победителей.

Приложение 1. Жетоны

жетон «Прогресса»

жетон «Проблема»

жетон «Ступень»

Приложение 2. Карточка Команды

продуценты P

Редуцент R

консумент 1 K1

Консумент2 K2

Приложение 3. Таблица кризисов

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области