Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа работы кружка "Математика в играх и задачах"

Программа предназначена для работы с учащимися 2 класса. При составлении программы в качестве методической основы использованы модели обучения детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Р. Гилфордом «Структура интеллекта», Дж. Рензулли «Три вида обогащения содержания образования», Б. Блума «Таксономия цели», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора МГПУ А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости» программы «Дети России».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с учащимися 2 класса. При составлении программы в качестве методической основы использованы модели обучения детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Р. Гилфордом «Структура интеллекта», Дж. Рензулли «Три вида обогащения содержания образования», Б. Блума «Таксономия цели», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора МГПУ А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости» программы «Дети России».

Цель программы:

  развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста.

  Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:

обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;

совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);

совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И. Савенкову).

  Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:

усложнения содержания учебной деятельности;

паритета заданий дивергентного и конвергентного типа;

доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;

ориентация на потребности ребёнка;

максимальное расширение круга интересов;

доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;

ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся.

  Одним из необходимых условий в работе с детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребёнка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания образования по А.И. Савенкову

С детьми, имеющими лингвистические и математические склонности, и ведётся работа по представляемой программе.

В программе ярко выражена предметная (лингвистическая, математическая) направленность. Ее можно считать интегрированной. Она ориентированна не только на расширение знаний в области языка, математики, но и формирование и корректировку умственных способностей психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие. Поэтому структуру программы представляют три блока: блок по развитию кругозора (русский язык, математика), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию аффективной сферы, способствующий, развитию творческого потенциала личности ребенка.

Содержательный уровень представлен тематическими блоками. При изучении каждого раздела учащимся предлагается не только материал, выходящий за рамки программы начальной школы, но и система заданий, способствующих развитию конвергентного и дивергентного мышления, творческого воображения, коммуникативных умений. При разработке заданий, направленных на активизацию мыслительных процессов высшего уровня необходимо использовать ключевые слова и фразы (модель Блума):

Уровень по

«Таксономии» Блума

Ключевые слова и фразы

Познание

Сформулируй, установи, спиши, назови

Понимание

Расскажи своими словами, опиши, суммируй, покажи взаимосвязь, объясни смысл

Применение

Продемонстрируй, объясни цель применения, воспользуйтесь этим, чтобы решить

Анализ

Разложи на составляющие, объясни причину, сравни, классифицируй, объясни, как и почему

Синтез

Разработайте новый вид продукта, создайте, что произойдет, если..., придумай другой вариант, есть ли другая причина

Оценка

Установите нормы, взвести возможности, выскажите критические замечания, выберите то, что вам больше всего нравится, что вы думаете о...

  При организации деятельности учащихся необходимо соблюдать следующие правила (по Д. Трифенгеру «исследовательское обучение»):

нельзя заниматься наставлениями и давать прямые инструкции;

нужно определять сильные и слабые стороны детей на основе наблюдения;

нельзя сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут делать сами;

не следует торопиться с выяснением суждения, научитесь прослеживать межпредметные связи;

необходимо приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

помогайте детям управлять процессом усвоения знаний;

подходите ко всему творчески.

Блок по развитию кругозора

Русский язык

Содержательный уровень состоит из двух частей:

Секреты русского языка.

Когнитивная сфера.

«Секреты русского языка» состоит из трёх разделов: «Лексика и фразеология», «Состав слова и словообразование», «Речевое творчество». Практическая часть каждой темы представленных разделов осуществляется через решение лингвистических задач из сборника «Подумай и ответь», составленного Л.А. Шкатовой. Данные задачи способствуют развитию интереса к лингвистике, учат анализировать занимательные языковые факты, помогают понять строй языка.

Раздел «Лексика и фразеология» необходим для изучения в связи с тем, что при выполнении олимпиадных работ задания, связанные с лексикой и фразеологией, вызывают у учащихся значительные затруднения. Кроме того, темы данного раздела вызывают особый интерес у учащихся и сознательное желание дополнительно познакомиться с этими разделами науки о языке. Занимаясь лексикой и фразеологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой, обогащают словарный и фразеологический запас. В ходе изучения у учащихся формируется интерес к работе как исследователей языка и закладывается профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости. Лексические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений, среди которых следующие:

Нахождение изучаемого лексического явления среди слов в словосочетании, предложении, тексте. Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из лексических явлений.

Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти.

Определение роли изучаемого лексического явления в тексте.

Группировка изучаемых лексических явлений.

Нахождение и исправление лексических ошибок.

Составление таблиц.

Нахождение слов в словаре.

Составление словарной статьи знакомого слова.

Составление кроссвордов.

  В разделе «Состав слова и словообразование» используется занимательный дидактический материал, способствующий развитию лингвистического мышления, внимания к слову, юмора и воображения.

Раздел «Речевое творчество» реализуется через курс «Мир фантазий», разработанный С. Гин, который апробирован в 1994-2000 гг. в школах России, Украины, Белоруссии. Основой курса являются приемы нахождения новых идей, в том числе развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Предлагаемый материал позволяет достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.

  Математика

Содержательный уровень представлен двумя математическими линиями: «Мир чисел» и «В мире задач». Реализуются через формирование умений комбинировать, анализировать, планировать и рассуждать.

Способность комбинировать проявляется в возможности создавать разные сочетания предметов или их элементов. Развитие способности комбинировать характеризуется с двух сторон: количественной и качественной. В первом случае предполагается, что чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он больше составит сочетаний из данных, приведенных в условиях задачи. Например, если при решении задачи ребенок сможет найти только один какой-нибудь вариант сочетания слагаемых, то это свидетельствует, скорее всего, о недостаточном количественном развитии способности комбинировать. Во втором случае, при рассмотрении развития способности комбинировать с качественной стороны предполагается, что чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он более планомерно и упорядоченно проводит комбинирование данных.

Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Развитие способности анализировать характеризуется с двух сторон – количественной и качественной. В первом случае имеется в виду, что чем лучше у ребенка развита способность анализировать, тем лучше он разберется в задаче с большим числом данных, тем легче справится с вычислением этих данных и их отношений, обозначенных в условии задач. Например, успешное или неуспешное решение арифметических задач с большим количеством действий выступает достаточно ясным показателем степени развития способности у ребенка анализировать. Если он путается в условии такой задачи, то это свидетельствует, скорее всего, о невысоком уровне сформированности у него способности анализировать. Во втором случае, чем лучше у ребенка развита способность анализировать, тем он точнее выделяет отношения данных, более четко отличает необходимые данные от необязательных, избыточных.

Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели. Ребенку можно предложить рассказать, как он будет срисовывать какое-нибудь изображение. По тем действиям, которые ребенок будет предпринимать, в каком порядке их осуществлять во время рисования, можно судить о том, как он планирует свои шаги для достижения требуемого результата. Способность планировать при этом проявляется в последовательности действий: какие будут выполняться раньше, какие позже. Чем лучше развита у ребенка способность к планированию, тем легче ему решать задачи, в которых для получения результата требуется выполнить много действий, тем у него больше возможностей намечать последующие действия до выполнения предыдущих. Однако у детей с недостаточным развитием этой способности наблюдается обратная картина: последующие действия намечаются после выполнения предыдущих.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. При решении задачи способность рассуждать проявляется в понимании отношений между данными. Чем лучше у ребенка развита эта способность, тем ему легче выполнить сложное умозаключение, тем реже он допускает логические ошибки и противоречия в рассуждении.

Специальные задания, которые систематизированы в методических материалах, формируют приемы рационального запоминания, развивают абстрактное мышление, пространственное воображение, тренируют внимание, приучают детей быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом, способствуют воспитанию творческой личности. Эти занятия побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Чтобы выполнить задание, ученик учится делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявляет закономерности, учится фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. На занятии, где используется данный материал, у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Блок по развитию интеллектуальных способностей

Развитие когнитивной сферы осуществляется через тренинги, предлагаемые Л.Ф. Тихомировой в пособии «Развитие интеллектуальных способностей школьника», среди которых: тренинги по развитию мышления, внимания, памяти.

Блок по развитию аффективной сферы

Задачу психо- социального развития (развитие положительной Я – концепции, понимания других людей, регулирования социально неприемлемых форм поведения, навыков межличностного общения) решается с помощью упражнений из курса психогимнастики, разработанного Е.А. Алябьевой и изложенной в методическом пособии «Психогимнастика в начальной школе». На занятиях используются следующие упражнения:

мимические и пантамимические этюды, цель которых – выразительное изображение отдельных эмоциональных восприятий, связанных с видами телесного и психического довольства и недовольства;

этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций, с целью выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка; данные упражнения носят психопрофилактический характер;

этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребёнка или группу в целом; цель которых коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка;

психомышечная тренировка с целью снятия психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения.

 Программа

Русский язык

Лексика и фразеология.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Словари омонимов. Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов. Словари синонимов. Антонимы. Разновидности антонимов. Словари антонимов. Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Диалектные слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Занимательное словообразование.

Как устроены слова. Детское словотворчество. Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. Суффиксы-работяги. Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим?

Речевое творчество. Мир фантазии.

Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение. Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. Придумывание сказок. Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. Приём фантазирования Дж. Родари. «Круги на воде». Приём фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» Приём «Что потом?» Приём «Творческая ошибка». Приём «оживления». Приём «увеличения, уменьшения». Приём «ускорение-замедление». Метод Робинзона. Приём «наоборот». Приём «связки антонимов». Сказки про животных. Фантазирование и прогнозирование.

Математика

Способность комбинировать.

Задачи «в 2», «в 3», «Шаги петуха», «Шахматный конь», игры «Спрятавшиеся слова», «Перевёртыши», «Кто где живет». Задачи «В обмен», «Марсианский язык».

Способность анализировать.

Поиск девятого неизвестного. Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей). Задачи на поиск аналогии.

Способность планировать.

Игра «Обмены». Самые простые задачи. Простые задачи. Непростые и несложные задачи. Анаграммы (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, тексты).

Способность рассуждать.

Решение задач путем составления логических таблиц (самые простые, простые задачи). Задачи на сравнение. Задачи на совмещение. Задачи на отрицание. Отношения между словами. Задачи на определение возраста. Раздели предложения. Скрытые предложения.

Тайны чисел.

Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты. Математические игры и фокусы.

В мире задач.

Логические. Анализ. Задачи на поиск закономерностей (нахождение преобразований). Задачи на поиск аналогий.Планирование. Сложные задачи.Рассуждение. Решение задач путем составления логических таблиц (усложненные, сложные задачи). Задачи на различия. Задачи на определение скорости.

Нестандартные текстовые задачи (решение алгебраическим способом, арифметическим способом).

Дивергентные задачи.

Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Задачи с неопределенным условием.

Развитие интеллектуальных способностей

Тренинг мышления и памяти.

Составление предложения. Поиск общего. Что лишнее? Поиск предметов, обладающих общим свойством. Поиск предметов, с противоположными свойствами. Поиск предметов по заданным признакам. Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы. Поиск способов применения предметов. Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами. Перечень заглавий к рассказу. Сокращение рассказа. Выражение. Построение сообщения по алгоритму. Слова наоборот. Учимся замечать главное. Узнаём зашифрованные предложения. Пробуем иначе. Увеличение количества предметов. Преобразование свойства предметов. Сопоставление противоположных мнений. Смена порядка следования. Отделение одного предмета (явления) привычно существующего во взаимодействии. Резкое сокращение времени между явлениями. Перемещение во времени, существование какого-либо предмета. Совмещение пространственно разделенных предметов. Гипотетическая ситуация. Отвечаем на вопрос «Почему?». Анализ пословиц.

Слова с одной буквы. Города. Украшаем слова. Добрые слова. Картина. Антонимы. Антонимы и синонимы. Пересказ по кругу. Запоминаем текст. Учим текст наизусть. Зрительная память. Двигательная память. Скороговорки и считалки.

Тренинг внимания.

Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение. Сравниваем картины. Алфавит. Поём вместе. Кто внимательней. Поиск предметов. Развиваем внимательность и наблюдательность. Лови мяч. Передай смысл стихотворения. Ищем ошибки в тексте. Знаем ли мы пословицы?

Психогимнастика

Мимические и пантомимические этюды.

«Любопытный» (выражение интереса), «Я так устал» (эмоции, страдания, печали), «Игра с камешками» (эмоции радости, удовольствия), «Что там происходит» (развитие способности понимать эмоциональное состояние другого), «Сосредоточенность», «Я – грозный боец» (выражение смелости), «Вкусные конфеты» (эмоции удовольствия), «Золотые капельки» (эмоции радости), «Перемена погоды» (эмоции страдания и печали), «Гроза» (выражение страха), «Сердитые мальчики» (эмоции гнева), «Жар-птица» (удивление, восхищение), «Стыд» (эмоции стыда, вины) и др.

Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

«Любящий сын» (эмпатия), «Застенчивый ослик» (застенчивость), «Робкий ребёнок» (профилактика робости), «Капитан» (коррекция застенчивости), «Упрямый мальчик» (коррекция упрямства), «Туча» (коррекция эгоистичности), «Вагончики» (профилактика трусости), «Жадина», «Подари подарок» (щедрость), «Добрый человек», «Робкий подосиновик» (робость), «Ссора» (профилактика агрессии), «Поздоровайся» (вежливость), «Честный шофёр» (профилактика лживости); игра- сказка «Брыкающиеся лошадки» (упрямство, капризы), игра «Злые-добрые кошки» (снятие общей агрессии), «Мышка» (профилактика хвастовства).

Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность.

«Уходи, злость, уходи!» (коррекция агрессивного поведения), «Слушай хлопки» (активное внимание), коррекция лжи и агрессии «Карабас Барабас», «Ты – лев» (саморегуляция), «Капризный мальчик», этюды на внимание, память, преодоление двигательного автоматизма, коррекцию непослушания, несобранность, неорганизованность.

В процессе работы по программе у учащихся формируются

следующие способности и умения

Познавательные способности.

Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.

Творческие способности.

Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.

Особенности эмоциональной сферы.

Реалистическая Я – концепция. Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Соревновательность. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области