МБДОУ детский сад 3
Развитие речи средствами народного фольклора в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».
Составил музыкальный руководитель:
Басенко М.Е.
2018 г.
Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.Мы забыли свою культуру…
И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет.
А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое и художественное восприятия.
Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и её надо воспитывать с раннего детства. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства художественно- эстетического развития маленьких детей.
Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле.
Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка и развития его речи.
Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость, чувство языка. - Часто использую народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например:
Беру игрушку- кошечку и читаю малышам потешку:Как у котика усыУдивительной красы.Глаза смелые,Зубы белые.Выйдет котя в огород – Всполошится весь народ, И петух и курицаС деревенской улицы
Станут котю в гости звать,Станут котю угощать.
Сначала дети слушают, а при повторном слушании начинают повторять знакомое произведение. - Использую потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).«Радуга-дуга не давай дождя,Давай солнышко-колоколнышко». - Мною так же используются скороговорки при закреплении определённых звуков:«От топыта копыт пыль по полю летит». «Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь - не спишь».Мышонок шепчет мыши:«Шуршать я буду тише».«Шапка да шубка – вот и весь мишутка». «Баран - буян залез в бурьян».«У осы не усы, а усики».«У Сени и Сани в сетях сом с усами».«Соломы воз возница вёз.На возу коза. Под возом лоза».Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички.
Когда обыгрываем действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пою колыбельные песенки, читаю потешку «Водичка, водичка...».
- Использую мирилки:«Мирись – мирисьИ больше не дерись,- А если будешь драться,- Я буду кусаться,- А кусаться ни почём,- Буду драться - кирпичом,- А кирпич сломается,- Скоро дружба - начинается»! - Провожу с детьми небольшие театрализованные представления в сказках «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба», где дети надевают маски и начинают повторять знакомые реплики и диалоги.
В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими народными праздниками.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества.
Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, обогащают и активизируют речь ребенка.