Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в режимных моментах»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для воспитателей

«Использование малых форм фольклора в режимных моментах»

Подготовила: Стрешнева Г.В. - воспитатель МБДОУ № 61 г. Апатиты

_____________________________________________________________________________

Фольклором называют коллективное творчество народа, выражающее его мировоззрение и идеалы, а также служащее полным отражением его менталитета. Обычно это именно устное созидание – былины, сказы, пословицы, заговоры, загадки. В переводе «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание». В обиход этот термин ввел в 1846 г. английский исследователь Вильям Томс. В нашей стране огромный вклад в изучение этой области культуры внесли многие просвещенные личности – М. Ломоносов, А. Пушкин, Г. Державин, Н. Рерих, И. Шишкин, М.Горький и многие другие писатели, художники, историки и ученые. Произведения фольклора отражают в себе опыт тысячелетий. И вне зависимости от того, на какой ступени социального развития стоит тот или иной народ, фольклор является одним из самых ценных источников познания его истории, методом воспитания подрастающего поколения.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое ребенок проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом.

Практика показывает, что использование малых фольклорных жанров в режимных моментах устанавливает доверительные отношения, укрепляет эмоциональную связь с ребенком. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает, обсуждает.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами.

Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...».

Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным творчеством, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

 Пословицы и поговорки - это краткие изречения. Они могут открыть детям правила поведения, моральные нормы. В них оценивают жизненные позиции, где высмеивают недостатки и восхваляют положительные качества.

 Загадки - форма словесного народного творчества. При разгадывании их, ум ребенка сопоставляет, сравнивает и ищет ответ (морковь-земля; капуста-лист; темница, одежда).

Скороговорки- заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти — то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае… не надоедать» Е. И. Тихеева («Развитие речи детей» М., «Просвещение»)

Знакомя детей с фольклором, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, би-ба-бо, теневой, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем, таким образом, дети быстро запоминают  текст.

Использование малых фольклорных жанров в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

В старшем дошкольном возрасте так же знакомим детей с поговорками, пословицами, скороговорками, шутками-прибаутками, народными приметами, играми, песнями. В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной,  "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой.

Знакомство с фольклором:

- обогащает чувства и эмоции детей;

- учит  сравнивать, анализировать, рассуждать;

- знакомит с жизнью, бытом, культурой и историей русского народа;

- формирует ценности и положительное отношение к окружающему миру;

- играет неоценимую роль в речевом развитии (обогащение словаря новыми словами, овладение навыками правильной и образной речи);

- воспитывает у детей интерес и любовь к устному народному творчеству.

Таким образом, ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле - это творение народа сказывается веками. Поэтому в повседневной жизни детского сада необходимо уделять большое внимание знакомству детей с устным народным творчеством.

Список используемой литературы

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.

Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.

Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных жанров // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области