Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ХИМИЯ для студентов 1-го курса

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ХИМИЯ для студентов 1-го курса специальностей: 08.02.07«Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» 08.01.26 «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Департамент строительства Новгородской области

ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

ХИМИЯ

для студентов 1-го курса

Специальности:

08.02.07«Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование;

08.02.04 Водоснабжение и водоотведение; 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции;

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Разработчик:

ОГБПОУ«Новгородский строительный колледж»

(место работы)

преподаватель Е.Н.Филиппова

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №_ от «__» __________ 2018г.

Председатель ЦМК _______________ / Н.В. Мурашева /

Одобрено Методическим советом

Протокол №__ от «__» __________ 2018г.

Методист__________________/А.В.Степанова/

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств………………..………4

Результаты освоения учебной дсциплины, подлежащие проверке……..….6

3. Оценка освоения учебной дисциплины………………………………..……..8

3.1. Формы и методы оцениявания………………………………………….…..8

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины…..……….15

4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттествции по учебной дисциплины………………………………………………………………..……..17

5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины……...…………..27

1.ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

В результате освоения учебной дисциплины « Химия »обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего полного общего образования по специальностям СПО:

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовый уровень подготовки)

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование;

08.02.04 Водоснабжение и водоотведение;

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции;

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

Уметь:

У1 называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

У2 определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки.

У3 характеризовать s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений;

У4 объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

У 5 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

У6 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

У7 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Знать:

З1 роль химии в профессиональной деятельности, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

З2 важнейшие химические понятия вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

З3 основные законы химиизакон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

З4 основные теории химии строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

З5 классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

З6 природные источники углеводородов и способы их переработки;

З7 вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

ОК:

• ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

• ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

• ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

• ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

• ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессионального деятельности.

• ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочения, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

• ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

• ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Формой аттестации поучебной дисциплинеявляетсяконтрольная работа в 1 семестре и в форме дифференцированного зачёта во 2 семестре.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний,а также динамика формирования общих компетенций: Таблица 1

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У1 называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам.

ОК1,ОК2,ОК5.

Свободное объяснять название веществ по «тривиальной» или международной номенклатурам.

П/о, оценка результатов устного опроса.

У2 определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки.

ОК5,ОК6.

Проводить реакции делать на их основе выводы.

Л/р,п/о, оценка результатов устного опроса.

У3 характеризовать s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений.

ОК5,ОК6.

На основе химических теорий объяснять известные явления природы.

П/о, оценка результатов устного опроса.

У4 объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул.

ОК 5.

Способность проанализировать информацию и выбрать самое существенное.

П/о, оценка результатов устного опроса п/о, оценка результатов устного опроса.

У 5 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений .

ОК2, ОК6.

Способность использовать имеющиеся знания при решении задач

Результаты практикумов по решению задач.

У6 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

ОК3, ОК8.

Способность использовать имеющиеся знания при решении задач.

П/о, оценка результатов устного опроса.

У7 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

ОК2,ОК9.

На основе химических теорий объяснять известные явления природы.

П/о, оценка результатов устного опроса.

Знать:

З1.Роль химии в профессиональной деятельности, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества.

Свободное владение химическими понятиями.

П/о, оценка результатов устного опроса.

З2.Важнейшие химические понятия.

Знание обозначений и единиц измерений химическим величин.

П/о, оценка результатов устного опроса.

З3.Основные законы химии.

Знание химических законов и умение их использовать в различных ситуациях.

П/о, оценка результатов устного опроса.

З4. Основные теории химии.

Знание основных химических теорий.

Оценка результатов устного опроса.

З5. Классификацию и номенклатуру.

Способность давать названия по международной номенклатуре ИЮПАК органические соединения.

П/о, оценка результатов устного опроса.

З6. Природные источники углеводородов и способы их переработки.

Свободное владение химическими понятиями в области органической химии.

П/о, оценка результатов устного опроса.

З7. Вещества и материалы, широко используемые в практике.

Знать и применять вещества и материалы в жизни.

Оценка результатов устного опроса.

3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине « Химия », направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Критерии оценки химических диктантов

Отметка «5» ставится, если студент:

Полностью ответил на все 10 вопросов, при необходимости записал формулы и реакции.

Отметка «4» ставится, если студент:

Полностью ответил на 9-8 вопросов, при необходимости записал формулы и реакции.

Отметка «3» ставится, если студент:

Полностью ответил на 7-6 вопросов, при необходимости записал формулы.

Отметка «2» ставится, если студент:

Ответил меньше, чем на 6 вопросов, не записал формулы и не смог составить реакции.

Критерииоценкиустных ответов

Знания, умения и навыки студентов оцениваются по пятибалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

При оценке ответа учитывается:

полнота и правильность ответа;

степень осознанности и понимания изученного;

уровень оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если студент:

обстоятельно и достаточно полно излагает материал;

обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести примеры;

строит ответ последовательно.

Отметка «4» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание материала, однако:

допускает единичные ошибки, но исправляет их самостоятельно после замечаний преподавателя;

не всегда может убедительно обосновать свое суждение;

допускает отдельные погрешности.

Отметка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных теоретических положений темы, но:

излагает материал недостаточно полно;

не может обосновать свои суждения и привести необходимые примеры;

нарушает последовательность в изложении материала.

Отметка «2» ставится, если студент:

обнаружил незнание большей части темы (раздела, вопроса);

при ответе на вопрос искажает его смысл;

излагает материал беспорядочно и неуверенно.

Отметки «5», «4», «3» могут быть поставлены студентам, как за единовременный ответ, так и за ответ, рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов,данных в процессе занятий.

Критерии оценки реферата

Методика написания реферата включает в себя последовательную работу над текстом, выполнение определенных требований по оформлению научно-справочного материала, грамотное использование источников, литературное редактирование.

Общие критерии оценки реферата:

- глубина и полнота раскрытия темы реферата;

- адекватность передачи содержания первоисточников;

- логичность, связанность реферата;

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

- оформление (наличие плана, списка литературы, соблюдение культурыцитирования, сноски и т.д.);

- языковая правильность.

Критерии оценки введения:

- наличие обоснования выбора темы, целей и задач реферируемой работы;

- наличие краткой характеристики первоисточников.

Критерии оценки основной части:

- логичное структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

- наличие заголовка к частям текста и их соответствие содержанию;- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Критерии оценки заключения:

- наличие выводов по результатам анализа;

- выражение своего мнения по проблеме.

Общая оценка реферата. Общая оценка реферата должна выставляться следующим образом: если студент выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится отметка «удовлетворительно», если 80% - 90% требований ему ставится отметка «хорошо», если 90%-100% - отметка «отлично».

Критерии оценки тестовых заданий.

Одной из важнейших задач обучения является формирование системы объективного контроля знаний студентов, при которой возникает необходимость в оперативной диагностике знаний. Таким требованиям удовлетворяет тестирование. По курсу « Химия » используются текущие (тематические) и итоговые тесты. Знания студента оцениваются по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Критерии оценки теста:

«отлично» - 90% и более баллов за тест;

«хорошо» - 75% до 89% баллов за тест;

«удовлетворительно- от 60%-74% баллов за тест;

«неудовлетворительно» - до 60% за тест

Критерии оценки при решении задач:

Отметка«5»ставится, если студент:

полностью записал дано;

правильно сделал перевод в «Си»;

правильно записаны все необходимые формулы и реакции;

правильно выведена искомая величина;

правильно сделаны расчёты и записана размерность.

Отметка«4»ставится, если студент:

полностью записал дано;

правильно сделал перевод в «Си»;

правильно записаны все необходимые формулы и реакции;

правильно выведена искомая величина;

правильно сделаны расчёты.

Отметка«3»ставится, если студент:

полностью записал дано;

правильно сделал перевод в «Си»;

правильно записаны необходимые формулы и реакции;

правильно сделаны расчёты по действиям.

Отметка «2»ставится, если студент:

полностью записал дано;

правильно сделал перевод в «Си»;

правильно записаны некоторые формулы.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица2

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

Раздел 1

ТК

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК2, ,ОК4, ОК5,ОК6

Дифференцированный зачёт

У1, У2, У3, У4

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК4, ОК5,ОК6

Тема 1.1

Устный опрос

Химический диктант№1

У1, У2,

З 1, З2,

ОК2, ОК5,ОК6.

Практическая работа №1

Устный опрос

Отчёт №1

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК5,ОК6.

Тема 1.2

Устный опрос

Лабораторная работа №1

Тестирование

Химический диктант№2

У1, У2, У3

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК5,ОК6.

Практическая работа №2

Устный опрос

Отчёт №2

У1, У2, У4

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК5,ОК6.

Тема 1.3.

Устный опрос

Тестирование

Химический диктант №3

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Практическая работа №3

Устный опрос

Отчёт №3

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Тема 1.4

Устный опрос

Лабораторная работа №2

Тестирование

Химический диктант№4

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Практическая работа № 4

Устный опрос

Отчёт №4

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК5,ОК6.

Тема 1.5.

Устный опрос

Химический диктант №5

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Практическая работа №5

Устный опрос

Отчёт №5

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК5,ОК6.

Практическая работа №6

Устный опрос

Отчёт №6

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Тема 1.6.

Устный опрос

Тестирование

Лабораторная работа №3

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Практическая работа №7

Устный опрос

Отчёт №7

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Тема 1.7.

Устный опрос

Тестирование

Химический диктант №6

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Практическая работа №8

Устный опрос

Отчёт №8

У1,У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Раздел 2

ТК

У1, У2, У3,У4,У5

З 1, З2, З3,З4

ОК2, ОК5,ОК6

Дифференцированный зачёт.

У1, У2, У3, У4,У5

З 1, З2, З3, З4,

ОК2, ОК5,ОК6

Тема 2.1

Устный опрос

Тестирование

Химический диктант №7

Лабораторная работа №4

У1, У2,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2, ОК5,ОК6.

Тема 2.2

Устный опрос

Тестирование

Химический диктант№8

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6.

Практическая работа №9

Устный опрос

Отчёт №9

У1, У2,У3,У4,У5

З 1, З2, З3,З4

ОК2, ОК5,ОК6.

Практическая работа №10

Устный опрос

Отчёт №10

У1, У2, У3, У4, З 1, З2, З3,З4, ОК2, ОК4 ,

ОК5,ОК6.

Тема 2.3.

Устный опрос

Тестирование

Химический диктант №9

Лабораторная работа №5

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4, ОК5,ОК6.

Практическая работа №11

Устный опрос

Отчёт №11

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4, ОК5,ОК6.

Тема 2.4.

Устный опрос

Тестирование

Химический диктант №10

У1, У2,У3,У4

З 1, З2, З3,З4

ОК2,ОК4, ОК5,ОК6.

ДЗ

У1, У2, У3,У4.У5

З 1, З2, З3, З4

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6

У1, У2, У3, У4,У5

З 1, З2, З3, З4,

ОК2,ОК4 , ОК5,ОК6

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1. Типовые задания для оценки знаний

Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: проведение химических диктантов, устные опросы, лабораторные и практические занятия, тестирование, доклады, рефераты.

Рубежный контроль осуществляется по текущим оценкам.

ХИМИЧЕСКИЙДИКТАНТ

В химических диктантах дать определение понятия и формулу (если есть)

З1Химический диктант (примеры)

Вещество.

Атом.

Молекула.

Качественный состав вещества.

Количественный состав вещества…

З2Химический диктант (примеры)

1. Полимеры.

2. Амины.

3. Аминокислоты.

4. Белки.

5. Пептиды и пептидная связь…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

( Из учебника

Костоусова О. Ю. Лабораторный практикум по общей химии/Костоусова О. Ю., Малофеева Л.С. – М., 2008.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

(Из учебника

Ерохин. Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) / Ерохин Ю.М., Фролов В.И. – М.,2010.)

ТЕСТИРОВАНИЕ

Выбор одного варианта ответа из предложенного множества:

1. В сероуглероде химическая связь:

1) ионная; 2) ковалентная полярная;

3) металлическая; 4) ковалентная неполярная.

2. Химическая связь ковалентная неполярная и полярная в веществах соответственно:

1) водород и фторид натрия; 2) кислород и оксид натрия;

3) озон и вода; 4) оксид серы (4) и кислород.

3. Водородная связь образуется между молекулами:

1) этилена; 2) этанола;

3) диметилового эфира; 4) метилацетата.

4. Водородная связь образуется между молекулами:

1) водорода и воды; 2) водорода и аммиака;

3) воды и метана; 4) воды и фтороводорода.

5. Немолекулярное строение имеют все неметаллы группы:

1) углерод, бор, кремний; 2) кислород, сера, азот;

3) фтор, бром, иод; 4) хлор, фосфор, селен.

6. Атомная кристаллическая решётка характерна для всех перечисленных веществ:

1) алмаз, нитрид бора, диоксид кремния; 2) вода, гидроксид натрия, нитрат калия;

3) этаналь, этанол, этилацетат; 4) сульфат меди (2), бромид калия, графит.

4.Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине

Предметом оценки являются умения, знания и общие компетенции.

Итоги освоения дисциплины оцениваются по результатам дифференцированного зачёта во 2 семестре.

ПАСПОРТ

Назначение:

Комплект оценочных материалов (далее КОМ) предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины « Химия » по специальностейСПО

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовый уровень)

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

08.02.04 Водоснабжение и водоотведение08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Умения

У1 называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

У2 определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки.

У3 характеризовать s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений;

У4 объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

У5 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

У6 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

У7 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Знания

З1 роль химии в профессиональной деятельности, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

З2 важнейшие химические понятия вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

З3 основные законы химии закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

З4 основные теории химии строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

З5 классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

З6 природные источники углеводородов и способы их переработки;

З7 вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. Вариант № 1

Вариант 1 (пробная версия)

Инструкция для обучающихся

Внимательно прочитайте задание.

Время выполнения задания –0,5часа

Задание

1. Назовите основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.

2. Решите задачу. Термохимическое уравнение реакции горения фосфора:

4P + 5O2 = 2P2O5 + 3010кДж

Сколько теплоты выделится при сгорании 31г фосфора?

3. Решите задачу. При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом меди получили альдегид массой 9,24.г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

Литература для использования в ходе экзамена:

Справочник, таблица Д.М.Менделеева, комплект плакатов и таблиц, А.П. Рымкевич «Задачник».

III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Часть А. Теоретическая

Вопросы к дифференцированному зачёту.

1. Сформулируйте периодический закон и расскажите о периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Каково значение периодического закона для развития науки.

2. Дайте понятие химической связи, расскажите о её видах

3. Какие типы химических реакций выделяют в неорганической химии, дайте им характеристику.

4. Какие способы смещения химического равновесия вы знаете, дайте им характеристику.

5. Дайте понятие скорости химических реакций. От каких факторов она зависит?

6. Сформулируйте понятие реакций ионного обмена, каковы условия их необратимости.

7. Где находятся металлы в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, каково строение их атомов. Опишите физические свойства металлов.

8. Где находятся неметаллы в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, каково строение их атомов. Дайте характеристику окислительно-восстановительным свойствам неметаллов на примере элементов подгруппы кислорода.

9. Дайте характеристику кислотам, их классификации и свойствам на основе представлений об электролитической диссоциации.

10 . Дайте характеристику основаниям, их классификации и свойствам на основе представлений об электролитической диссоциации.

11. Дайте характеристику солям, их классификации и свойствам на основе представлений об электролитической диссоциации.

12. Перечислите общие способы получения металлов и дайте им характеристику. Каково практическое значение электролиза (на примере электролиза солей бескислородных кислот).

13. Охарактеризуйте оксиды, их классификацию и химические свойства.

14. Дайте понятие чистым веществам и смесям. Какие есть способы разделения смесей, каково их использование.

15. Дайте характеристику предельным углеводородам (общая формула и химическое строение гомологов данного ряда, свойства и применение метана)

16. Дайте характеристику непредельным углеводородам ( общая формула и химическое строение гомологов данного ряда. Свойства и применение этилена).

17. Охарактеризуйте ацетилен, его свойства, получение и применение.

18. Назовите основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.

19. Дайте характеристику природным источникам углеводородов (нефть, природный газ и их практическое использование).

20. Дайте понятие спиртам. Где применяется этиловый спирт и каково его действие его на организм человека.

21. Дайте понятие альдегидам, опишите их химическое строение и свойства. Каковы области применения муравьиного и уксусного альдегидов.

22. Дайте понятие предельным одноосновным карбоновым кислотам, опишите их строение и свойства на примере уксусной кислоты.

23. Углеводы, их химическое строение, физические и химические свойства, применение.

24. Дайте характеристику высокомолекулярным соединениям, опишите состав, строение, реакции, лежащие в основе их получения (на примере полиэтилена и синтетического каучука).

Часть Б. Практическая ЗАДАЧИ

1.Решите задачу. Вычислите массу соли, образованной при взаимодействии уксусной кислоты массой 12 г. с гидроксидом натрия.

2.Проведите экспериментальный опыт.

Определите с помощью характерных реакций каждое из трех неорганических веществ: хлорид калия, сульфат калия, карбонат калия.

3.Проведите экспериментальный опыт.

Определите с помощью характерных реакций каждое из трех органических веществ: глицерин, крахмал, глюкоза.

4. Решите задачу. Вычислите объем водорода, необходимого для взаимодействия с 6 л. азота (при н.у.).

5.Проведите экспериментальный опыт.

Проведите реакции, подтверждающие характерные химические свойства кислот на примере соляной кислоты.

6.Проведите экспериментальный опыт.

Получите реакцией обмена гидроксид меди Сu(ОН)2. Выполнение опыта: к раствору CuSO4 по каплям добавляем раствор NaOH до выпадения голубого осадка гидроксида меди (II).

7. Решите задачу. Найдите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем составляет 80%, а массовая доля водорода- 20%. Относительная плотность данного газа по водороду равна 15.

8. Решите задачу. При сгорании 2,3г. вещества образовалось 4,4г. CO2 и 2,7г.- H2O. Плотность паров этого вещества по водороду равна 23.

9.Решите задачу. Какой объем сернистого газа получится при сгорании 1кг. серы? (н.у.)

10.Решите задачу. Вычислите тепловой эффект химической реакции горения СО, если в реакцию вступило 5,6г. СО2 и выделилось 71,5 кДж теплоты.

11.Проведите экспериментальный опыт.

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав данного неорганического вещества - H2SO4.

12.Проведите экспериментальный опыт.

Получите углекислый газ СО2. Докажите наличие газа.

13.Решите задачу. Вычислите образовавшуюся массу уксусной кислоты, если в реакцию с этаналем вступил аммиачный раствор оксида серебра, содержащего 5 моль Ag2

14.Проведите экспериментальный опыт.

Проведите качественные реакции, доказывающие, что глюкоза является альдегидоспиртом.

15.Решите задачу. Термохимическое уравнение реакции горения фосфора:

4P + 5O2 = 2P2O5 + 3010кДж

Сколько теплоты выделится при сгорании 31г фосфора?

16. Проведите экспериментальный опыт.

Проведите качественную реакцию на многоатомные спирты.

17. Решите задачу на нахождение массовой доли продукта реакции от теоретически возможного: При взаимодействии этаналя массой 22г с водородом получили этанол массой 20 г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

18. Выполните задание. Какие из веществ, молекулы которых приведены ниже, относятся к альдегидам: С3Н8, С3Н7ОН, СН3СОН, С2Н6, НСОН, СН3СООН, НСООН, СН3-СОО-С2Н5? Выпишите их. По какому признаку вы выбрали эти вещества? Дайте им названия.

19. Выполните задание. Напишите структурные формулы следующих веществ:

а) 2,4 диметилпентановая кислота; б) 3-метилпентанол-3; в) 2,3 –диметилбутаналь;

г) 2,2 –диметилпропановая кислота; д) пропанол-2

20. Выполните задание на соотнесение:

Под номерами записаны левые части уравнений реакций, характеризующих химические свойства предельных карбоновых кислот. Какими буквами обозначены соответствующие им правые части:

1. 2 СН3СООН + 2Na

А. СН3СООNa + Н2О

2. СН3СООН + С2Н5ОН

Б. (СН3СОО)2Мg + Н2О

3. 2 СН3СООН + МgО

В. 2СО2 + 2Н2О

4. СН3СООН + 2О2

Г. СН3СООС2Н5 + Н2О

5. СН3СООН +NaОН

Д. 2СН3СООNa + Н2

Е. 3СО2 + 3Н2О

21. Решите задачу. Какая масса воды и растворенного вещества понадобится для приготовления 10% -ного раствора массой 400г?

22. Решите задачу. В 10%-ный раствор массой 400г добавили 20 г воды. Какова массовая доля нового раствора?

23. Решите задачу. В 10% -ный раствор массой 400г добавили 20 г соли. Какова массовая доля нового раствора?

24. Решите задачу. Вычислите молярную концентрацию раствора, если масса растворенного гидроксида натрия равна 80г, а объем раствора 2,5 л

25. Решите задачу. При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом меди получили альдегид массой 9,24.г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

26. Выполните задание. Характеристика химического элемента дается по определенному плану:

1.Химический символ, русское название элемента

Положение в Периодической системе:(номер периода, номер группы, подгруппа)

3. Строение атома:

- количество протонов, нейтронов, электронов

- распределение электронов по энергетическим уровням

4. Количество валентных электронов

5. Характер химических свойств

6. Формула высшего оксида

7. Характер свойств оксида.

8. Формула гидроксида

9. Характер свойств гидроксида

10.Формула водородного соединения

Охарактеризуйте по приведенному плану химические элементы: №19 и №7

27. Выполните задание. Дано уравнение реакции получения азотной кислоты:

4NO2(Г) + O2(Г) + 2H2O(Ж) ↔Kat 4HNO3(Ж) + Q

Дайте характеристику реакции по следующим признакам:

- тип реакции (по числу и составу исходных веществ и продуктов

реакции);

- тепловой эффект;

- агрегатное состояние участвующих в реакции веществ;

- участие катализатора;

- обратимость реакции

Как сместиться химическое равновесие при а) увеличении концентрации

оксида азота(IV), б) повышении температуры, в) уменьшении давления?

28. Напишите уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и

сокращенной ионной формах

азотная кислота + гидроксид кальция = нитрат кальция + вода

29.Для вещества, имеющего строение СН2 = СН – СН – СН3, составьте формулы: СН3

а) гомолога

б) изомера углеродной цепи;

в) изомера из другого класса углеводородов.

Дайте всем веществам названия по систематической номенклатуре.

IIIа. УСЛОВИЯ

Количество вариантов заданиядля экзаменующегося 12

Время выполнения задания –0,5 час.

Оборудование:

Справочник, таблица Д.М.Менделеева, комплект плакатов и таблиц, А.П. Рымкевич «Задачник», калькулятор.

ДЕПАРТАМЕНТ архитектуры и градостроительной политики новгородской области

ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Экзаменационная ведомость

за 1 семестр 2016/2017 учебного года

поучебной дисциплине « Химия »

Группа №

Экзаменатор:

п\п

Номер экз. билета

Фамилия, имя, отчество

экзаменующегося

Оценка по экзамену

Подпись экзаменатора

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

«_____»______________2016 г. Итого оценок: «5»_________________

«4»_________________

«3»_________________

«2»_________________

Не явились на экзамен_______

Преподаватель

Зав. отделением

Секретарь отделения

IIIб.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка «5» ставиться, если студент решил задачу, составил реакцию в общем виде, проверил размерность и правильно подставил числа, полностью ответил на оба теоретических вопроса и ответил на дополнительные вопросы.

Оценка «4» ставится, если студент решил задачу, составил реакию в общем виде, подставил числа, не проверяя размерность, ответил на оба теоретических вопроса и ответил на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ставится, если студент не решил задачу, составил реакцию, но ответил на оба теоретических вопроса и ответил на дополнительные вопросы.

5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

(с эталонами ответов)

Выбор одного варианта ответа из предложенного множества

Инструкция студенту: Выберите один правильный вариант из предложенных ниже.

Тест по теме «Алканы и циклоалканы»

1. Связи в молекуле алканов:

а)двойные; б)тройные; в)полуторные; г)одинарные.

2. Укажите молекулярную формулу этана:

а)C8H18; б)C6H6; в)C6H5CH3; г)C2H6.

3. Укажите формулу вещества , относящегося к классу "Алканы":

а)C4H10; б)C6H12; в)C6H6; г)C13H26.

4. Общая формула гомологического ряда алканов:

а)CnH2n; б)CnH2n – 2; в)CnH2n – 6; г)CnH2n + 2.

5.Природный газ содержит главным образом:

а)пропан; б)бутан; в)метан; г)водород.

6. Какой углеводород является гомологом бутана:

а)этилен; б)бензол; в)пентан; г)изобутан.

7. Молекула метана имеет форму:

а)конуса; б)куба; в)пирамиды; г)тетраэдра.

8. Для алканов характерна гибридизация:

а)sp3; б)sp; в)sp2; г)sp4.

9.Угол между атомами углерода в молекулах алканов составляет:

а)120°; б)109°; в)90°; г)110°.

10.Радикал – это:

а)группа атомов с неспаренными электронами;

б)группа атомов, отличающихся от метана на – CH2 – ;

в)группа атомов, имеющих положительный заряд;

г)группа атомов, которая называется функциональной.

11. Формулы только алканов записаны в ряду: а)C3H6 , C2H4 , C6H14; б)C4H10 , C2H6 , C3H8;

в)C2H2 , C3H8 , C6H6; г)C6H6 , C4H8 , C2H6.

12. Реакция, приводящая к удлинению углеродной цепи, – это:

а)реакция Вюрца; б)реакция Коновалова;

в) реакция изомеризации алканов; г)реакция гидрирования алкенов.

13.В ходе термического разложения метана при одновременном его нагревании до 1500 °С и охлаждении водой образуются:

а)С и Н2; б)С2Н2 и Н2; в)СО2 и Н2; г)СО и Н2.

14.Для алканов характерна изомерия:

а)положения кратной связи; б)углеродного скелета; в)геометрическая; г)положения функциональной группы.

15. Для алканов не характерна реакции:

а)полимеризации; б)изомеризации;

в)термического разложения; г)замещения.

16. Молярная масса циклоалкана, содержащего 6 атомов углерода в одной молекуле, равна в г/моль:

а)70; б)48; в)86; г)84.

17. Для циклогексана не характерна реакция:

а)присоединения; б)изомеризации; в)замещения; г)горения.

18. Какая связь характерна для алканов и циклоалканов:

а)ионная; б)ковалентная неполярная; в)водородная; г)ковалентная полярная.

19. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции горения циклопропана равна:

а)11; б)15; в)23; г)25.

20. При действии металлическим цинком (при нагревании) на 1, 5-дибромпентан получают:

а)циклогексан; б)пентан; в)метилциклопентан; г)циклопентан.

ОТВЕТЫ

Вопрос № 1 Одинарные

Вопрос № 2 C2H6

Вопрос № 3 C4H10

Вопрос № 4 CnH2n + 2

Вопрос № 5 Метан

Вопрос № 6 Пентан

Вопрос № 7 Тетраэдра

Вопрос № 8 sp3

Вопрос № 9 109°

Вопрос № 10Группа атомов с неспаренными электронами.

Вопрос № 11C4H10 , C2H6 , C3H8.

Вопрос № 12Реакция Вюрца.

Вопрос № 13С2Н2 и Н2.

Вопрос № 14Углеродного скелета.

Вопрос № 15Полимеризации.

Вопрос № 1684

Вопрос № 17Изомеризации.

Вопрос № 18Ковалентная неполярная.

Вопрос № 1923

Вопрос № 20Циклопентан.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

ПРИМЕРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ДИКТАНТА

(с эталонами ответов)

Химический диктант №1

1. Полимеры.

2. Амины.

3. Аминокислоты.

4. Белки.

5. Пептиды.

6. Углеводороды.

7. Карбоновые кислоты.

8. Спирты.

9. Эфиры.

10. Альдегиды.

ОТВЕТЫна

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ №1

1. Полимеры – это вещества, молекулы которых состоят из множества повторяющихся структурных звеньев, соединенных между собой химическими связями.

2. Амины – это класс соединений, который представляет собой органические производные аммиака, где атомы водорода замещены органическими группами. В этом классе соединений один или несколько водородных атомов могут быть замещены на углеводородные радикалы.

3. Аминокислоты – это органические соединения, в молекуле которых одновременно содержатся карбоксильные и аминные группы. Аминокислоты могут рассматриваться как производные карбоновых кислот, в которых один или несколько атомов водорода заменены на аминогруппы.

4. Белки - это высокомолекулярные вещества, состоящие из аминокислот, соединенных пептидной связью.

5. Пептиды – это органические вещества, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот, соединенных в цепь пептидными связями -C(O)NH-.

6. Углеводороды – это органические соединения, состоящие из атомов углерода и водорода.

7. Карбоновые кислоты – это класс органических соединений, молекулы которых содержат одну или несколько функциональных карбоксильных групп -COOH.

8. Спирты – это органические соединения, содержащие одну или более гидроксильных групп (гидроксил, −OH), непосредственно связанных с насыщенным (находящимся в состоянии sp³-гибридизации) атомом углерода.

9. Эфиры – это органические кислородосодержащие соединения; различают два класса: простые и сложные.

10. Альдегиды – это класс органических соединений, содержащих альдегидную группу (-CHO). ИЮПАК определяет альдегиды как вещества вида R-CHO, в которых карбонильная группа связана с одним атомом водорода и одной группой R.

Химический диктант № 2

1. Алканы.

2. Алкены.

3. Алкины.

4. Амфотерные основания.

5. Амфотерные вещества.

6. Бензин.

7. Гидролиз.

8. Изомерия.

9. Имзомерия межклассовая.

10. Изомерия оптическая.

ОТВЕТЫ на

<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ№2

1.Алканы – это углеводороды с общей формулой CnH2n+2 , не имеющие кратных связей (двойных или тройных) между атомами углерода.

2.Алкены – это углеводороды с общей формулой CnH2n, имеющие в молекуле одну двойную связь между атомами углерода.

3.Алкины – это углеводороды с общей формулой CnH2n-2 , имеющие в молекуле одну тройную связь между атомами углерода. (Этин (синоним ацетилен)и др.)

4.Амфотерныеоснования– это основания, проявляющее и основные, и кислотные свойства, способные реагировать как с кислотами, так и со щелочами.

5.Амфотерные вещества– это вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства. Амфотерными веществами являются оксиды и гидроксиды некоторых металлов (алюминия, бериллия, цинка), а также аминокислоты.

6.Бензин – это жидкое топливо, смесь жидких углеводородов, получаемая при перегонке или крекинге нефти.

7.Гидролиз – это полное или частичное разложение вещества под действием воды.

8.Изомерия – это явление, когда одному и тому же химическому составу соответствует несколько разных веществ, отличающихся друг от друга по строению молекул.

9. Изомерия межклассовая – это вид изомерии, при котором изомеры отличаются друг от друга принадлежностью к различным классам органических соединений.

10. Изомерия оптическая – это вид изомерии, при котором изомеры отличаются друг от друга различным расположением радикалов присоединённых к асимметрическому атому углерода ( атому, имеющему 4 различных радикала).

Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год

Дополнения и изменения к комплекту КОСна __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ 

В комплект КОС внесены следующие изменения:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ЦМК _______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 

Председатель ЦМК ________________ /___________________/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области